Дачный вариант: Irbis'ы TTR 250 и TTR 125

«Подскажите, какой мотоцикл взять в деревню?» — с таким вопросом к нам все чаще обращаются те, кто еще недавно и не помышлял о двухколесном транспорте.

000_moto_0911_020

000_moto_0911_020

Требования их не слишком притязательны: чтобы стоил недорого (не так обидно, если и стащат), чтобы мог проехать там, где не пройдет автомобиль (например, чтобы ездить на нем на рыбалку), чтобы был прост в управлении и обслуживании — такой вот дачный вариант.

Глядя на ценник, трудно поверить, что эта «чекушка», пусть и родом из Китая, может стоить дешевле иных «полтинников». Ведь с виду TTR 250 — вполне полноценный «эндурик»: колеса 21 и 18 дюймов, длинноходные подвески, приличный клиренс, дисковые тормоза, кик в дополнение к электростартеру, 530-я (!) цепь. Да и снаряженная масса для такой машины сравнительно невелика — 118 кг. Однако при ближайшем рассмотрении бюджетность все же видна: гидравлика амортизаторов не регулируется, «прогрессия» сзади определяется лишь переменным шагом пружины, а лапки КП и тормоза не складываются. Но главное, что «чекушка», как и «осьмушка» продаются в кроссовом варианте, не предназначенном для дорог общего пользования (и, соответственно, не требующие «прав»). И если на руле «250-ки» еще присутствуют рудиментарные пульты с резьбой под зеркала, то «125-ка» идет хоть и с фарой, но без лишних кнопок — и даже без электростартера, для запуска мотора служит кик. При детальном осмотре TTR 125 оказался даже более подготовленным к бездорожью: фара закреплена на удобных и прочных резиновых застежках, рама защищена от истирания мотоботами аккуратными пластмассовыми кожухами, лапка КП складная. Но главная фишка — массогабаритные характеристики мотоцикла. Не так уж много у нас подростковых «эндуро». А этот придется впору тем, кому по 14–16 лет, но уместятся на нем и взрослые дяди — хоть и с меньшим комфортом.

По опыту эксплуатации китайской техники, на тест мы захватили минимальный набор инструмента. И не ошиблись — понадобились и ключи, и отвертки, и… крепеж, которого — увы! — поблизости не оказалось. Поэтому наш совет и покупателям, и продавцам: протяжка резьбовых соединений и хомутов — процедура обязательная! Подробности — на фото.

Мотор «250-ки», по словам дистрибьютора, «срисован с хондовского» СВ250. 125-й — родственник «кабовского» мотора («Мото» №12–2009). Заводятся оба мотоцикла уверенно, правда, с кика «250-ка» пускается куда менее охотно, чем «125-ка», и прогревать ее перед движением приходится дольше. Замечу, у TTR 125 сцепление разрывает связь кика с мотором, поэтому пустить его можно только на «нейтрали» — хорошая защита от ошибки. Правда, по ходу теста пришлось освоить и давний способ запуска — «с толкача», поскольку красивый блестящий рычаг кика отлетел после второго запуска вместе с сопутствующими деталями. Детали удалось найти, но собрать механизм с тугой пружиной в полевых условиях невозможно. Узел явно нуждается в доработке.

Тянут оба мотора великолепно, причем TTR 125 на первой передаче без труда встает на заднее колесо «с газа», а трогаться позволяет на «второй» и даже на «третьей». Не очень понятно, зачем «малышу» триальные навыки, но кому-то наверняка понравится «козлить». Вообще, «125-ка» так и подбивает зажечь. А вот то, что «нейтраль» у ее «четырехступки» — в самом низу, а не между «первой» и «второй», несколько обескуражило. И дело даже не в привычке — она вырабатывается быстро, — а в том, что неспроста конструкторы всего мира используют схему с промежуточной «нейтралью». Представьте себе, что на крутом подъеме вы переключаетесь вниз и вдруг… попадаете на «нейтраль». А времени заново включить передачу зачастую уже не остается.

У «старшего брата» пятиступенчатая КП — традиционной схемы, работает четко, передачи подобраны хорошо. Подвески по жесткости — промежуточные между эндурным и кроссовым вариантом. Управляется мотоцикл неплохо, но вот курсовая устойчивость оставляет желать лучшего. Уже при 60 км/ч на проселке он начинает «гулять», заставляя работать рулем и корпусом. А вот подвески TTR 125 откровенно разочаровали: они слишком мягкие на сжатие и тугие на отбой (особенно задняя), поэтому на мало-мальски неровной дороге седло превращается в деревянную табуретку, приходится спасаться, вставая на подножки. Да и при наезде на бугры передняя подвеска пробивается до упора — замечу, при весе седока в экипе всего 70 кг!

Тормоза вполне адекватны у TTR 250, а вот у «младшего брата» передний тормоз оказался неисправен — «плавающая скоба» почти не перемещалась на направляющих. Поэтому кроме скрипа, ничего внятного от него добиться не удалось, хотя к концу теста он несколько и разработался. Заметим, на обоих аппаратах тормоза гидравлические, с армированными шлангами. Они аккуратно уложены и закреплены на маятнике, а вот спереди у TTR 250 петля шланга при работе подвески порой надевается на передний обтекатель и подвеска стопорится шлангом, натянутым как струна. Чтобы этого не происходило, достаточно зафиксировать шланг на пучке тросов копеечным пластиковым хомутиком. Хорошо бы сделать это уже при предпродажной подготовке.

То же пожелание — тщательнее проводить «предпродажку» — относится и к электрике. Единственный электроприбор TTR 125 — фара — не горела, хотя к ее разъему подходило аж три провода (но в фару уходило только два). Видимо, лишний провод и поставил сборщиков в тупик: чтобы обе нити фары зажглись, достаточно было переставить провода.

В целом же мотоциклы оставили куда более приятное впечатление, чем их родственники Apollo, которые мы тестировали в прошлом году («Мото», №09–2010). Здесь качество уже на уровне, позволяющем говорить о его соотношении с ценой. А она на сегодняшний день — главный козырь этих аппаратов.

001_moto_0911_020

001_moto_0911_020Irbis TTR 250: эндуро, 2011 г., 250 см³, 118 кг, 55 000 руб.
Irbis TTR 250: эндуро, 2011 г., 250 см³, 118 кг, 55 000 руб.

002_moto_0911_020

002_moto_0911_020Пластик — и по форме, и по раскраске — как у прошлогоднего Apollo. Но у того спереди стоял радиатор, а зачем здесь распахнутый зев с направляющими жалюзи — загадка. Только за ветки будет цеплять.
Пластик — и по форме, и по раскраске — как у прошлогоднего Apollo. Но у того спереди стоял радиатор, а зачем здесь распахнутый зев с направляющими жалюзи — загадка. Только за ветки будет цеплять.

003_moto_0911_020

003_moto_0911_020«Приборки» нет, ведь аппарат для дорог не предназначен.
«Приборки» нет, ведь аппарат для дорог не предназначен.

004_moto_0911_020

004_moto_0911_020А вот на пультах «дорожные атрибуты остались». И фара исправно включается. Есть резьба под зеркала.
А вот на пультах «дорожные атрибуты остались». И фара исправно включается. Есть резьба под зеркала.

005_moto_0911_020

005_moto_0911_020На левом пульте — управление отсутствующими «поворотниками» и «подсос».
На левом пульте — управление отсутствующими «поворотниками» и «подсос».

006_moto_0911_020

006_moto_0911_020Рычаг сцепления неизбежно упирается в кнопку «дальнего света». Она, конечно, тут лишняя, но все же…
Рычаг сцепления неизбежно упирается в кнопку «дальнего света». Она, конечно, тут лишняя, но все же…

007_moto_0911_020

007_moto_0911_020«Воздушник» оказался не слишком шумным, не перегревался и не вибрировал сверх меры.
«Воздушник» оказался не слишком шумным, не перегревался и не вибрировал сверх меры.

008_moto_0911_020

008_moto_0911_020Но чтобы закрепить мотор в раме, понадобятся не только ключи, но и гайка…
Но чтобы закрепить мотор в раме, понадобятся не только ключи, но и гайка…

009_moto_0911_020

009_moto_0911_020Аккуратно проложенный армированный шланг, неплохо работающий дисковый тормоз, широкая звезда (под 530-ю цепь).
Аккуратно проложенный армированный шланг, неплохо работающий дисковый тормоз, широкая звезда (под 530-ю цепь).

010_moto_0911_020

010_moto_0911_020А вот лапка тормоза могла бы быть и складной.
А вот лапка тормоза могла бы быть и складной.

011_moto_0911_020

011_moto_0911_020Чтобы лапка КП не ломалась, ее не надо задирать вверх. Надо, чтобы она складывалась.
Чтобы лапка КП не ломалась, ее не надо задирать вверх. Надо, чтобы она складывалась.

012_moto_0911_020

012_moto_0911_020Передний тормоз неплох…
Передний тормоз неплох…

013_moto_0911_020

013_moto_0911_020…вот только после прыжков его шланг натягивается, захлестнувшись о передний пластик.
…вот только после прыжков его шланг натягивается, захлестнувшись о передний пластик.

014_moto_0911_020

014_moto_0911_020Крепление фары, похоже, подгоняли по месту.
Крепление фары, похоже, подгоняли по месту.

015_moto_0911_020

015_moto_0911_020Хомут крепления воздуховода к карбюратору пришлось затянуть.
Хомут крепления воздуховода к карбюратору пришлось затянуть.

016_moto_0911_020

016_moto_0911_020Irbis TTR 125: эндуро, 2011 г., 125 см³, 67 кг, 45 000 руб.
Irbis TTR 125: эндуро, 2011 г., 125 см³, 67 кг, 45 000 руб.

017_moto_0911_020

017_moto_0911_020Расточенный «кабовский» мотор тянет очень неплохо. Легкий аппарат он разгоняет до 100 км/ч.
Расточенный «кабовский» мотор тянет очень неплохо. Легкий аппарат он разгоняет до 100 км/ч.

018_moto_0911_020

018_moto_0911_020Для «крохи» рама выглядит монументально. Но мотоцикл получился сравнительно легким — меньше 70 кг.
Для «крохи» рама выглядит монументально. Но мотоцикл получился сравнительно легким — меньше 70 кг.

019_moto_0911_020

019_moto_0911_020Лапка КП складная — это правильно. А вот боковую подставку и доставать неудобно, и держит она плохо — мотоцикл стоит слишком вертикально.
Лапка КП складная — это правильно. А вот боковую подставку и доставать неудобно, и держит она плохо — мотоцикл стоит слишком вертикально.

020_moto_0911_020

020_moto_0911_020

021_moto_0911_020

021_moto_0911_020В пультах — функциональный минимализм.
В пультах — функциональный минимализм.

022_moto_0911_020

022_moto_0911_020Фара — на удобных застежках…
Фара — на удобных застежках…

023_moto_0911_020

023_moto_0911_020…но работает только от «нужных» проводов. Третий — лишний.
…но работает только от «нужных» проводов. Третий — лишний.

024_moto_0911_020

024_moto_0911_020Рама у подножек хорошо защищена от истирания мотоботами.
Рама у подножек хорошо защищена от истирания мотоботами.

025_moto_0911_020

025_moto_0911_020Неудивительно, что рычаг кика быстро отвалился: хилое колечко не в состоянии удерживать жесткую пружину. Собрать узел не удалось.
Неудивительно, что рычаг кика быстро отвалился: хилое колечко не в состоянии удерживать жесткую пружину. Собрать узел не удалось.

026_moto_0911_020

026_moto_0911_020Странная защита двигателя — больше похожа на плуг.
Странная защита двигателя — больше похожа на плуг.

027_moto_0911_020

027_moto_0911_020Передний тормоз выглядит красиво, но не работает. Закис на направляющих.
Передний тормоз выглядит красиво, но не работает. Закис на направляющих.

028_moto_0911_020

028_moto_0911_020К заднему тормозу претензий нет.
К заднему тормозу претензий нет.

029_moto_0911_020

029_moto_0911_020

030_moto_0911_020

030_moto_0911_020После двухчасовых покатушек обе цепи заметно вытянулись. Стоит запастись ими заранее.
После двухчасовых покатушек обе цепи заметно вытянулись. Стоит запастись ими заранее.

ИТОГ. TTR 125 — эндуро для подростков, который, однако, обещает больше, чем может исполнить. «Злой» мотор и слабые подвески — не лучшее сочетание (последние — главная проблема мотоцикла, ведь регулировок «гидравлики» не предусмотрено). В активе «125-ки» — малый вес, низкая посадка, хорошо изученный и надежный мотор, легкий доступ к основным агрегатам. Среди мелких недочетов — необходимость доработки кикстартера, неустойчивость на подставке, слабая цепь.

TTR 250 — неплохо сбалансированный аппарат без явных недостатков. Основные минусы — нескладывающиеся лапки (такие же как на прошлогодних Apollo) и вытягивающаяся цепь. Хоть мотоцикл и высоковат, но нетяжел, поэтому управляться с ним нетрудно и начинающему водителю. Он позволяет выполнять прыжки, без специальной подготовки форсировать неглубокие (до 0,4–0,5 м) броды, разгоняться до 120 км/ч, но на высоких скоростях требует хорошего контроля. Подойдет для «дачных покатушек» без претензий в спокойном и «околоспортивном» режиме.

031_moto_0911_020

031_moto_0911_020

032_moto_0911_020

032_moto_0911_020

033_moto_0911_020

033_moto_0911_020

034_moto_0911_020

034_moto_0911_020

035_moto_0911_020

035_moto_0911_020

036_moto_0911_020

036_moto_0911_020

037_moto_0911_020

037_moto_0911_020

038_moto_0911_020

038_moto_0911_020

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Irbis TTR 250 и TTR 125 (данные производителя)

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Модель Irbis TTR 250 Irbis TTR 125
Год выпуска

2011

Сухая масса, кг 118 67
Длина × ширина × высота, мм 2140×820×1235 1700×780×1100
База, мм 1420 1260
Высота по седлу, мм 930 (870*) 820 (830*)
Дорожный просвет, мм 220* 165*
Емкость топливного бака, л 8 3,2
Грузоподъемность, кг

150

Максимальная скорость, км/час 120 100

ДВИГАТЕЛЬ

Тип

1-цил., 4Т

ГРМ

SOHC, 2 клапана на цилиндр

Рабочий объем, см³ 250 125
Макс.мощность, л.с. при об/мин 17,7/7500 8,2/7500
Максимальный крутящий момент, Нм/об мин 13,0/4000 9,0/4000
Система питания

карбюратор

Система охлаждения

воздушная

Система запуска электростартер + кикстартер кикстартер

ТРАНСМИССИЯ

Сцепление

многодисковое, в масляной ванне

Коробка передач 5-ступенчатая механическая 4-ступенчатая механическая
Главная передача

цепь

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Рама

полудуплексная стальная

Передняя подвеска

телескопическая вилка перевернутого типа, нерегулируемая

Задняя подвеска маятниковая, с моноамортизатором и прогрессивной характеристикой, с регулировкой длины амортизатора маятниковая, с моноамортизатором и прогрессивной характеристикой, не регулируемая
Тормозная система

раздельная, гидравлическая

Передний тормоз

диск, 2-поршневая скоба

Задний тормоз

диск, 2-поршневая скоба

Колеса

спицованные

Передняя шина 80/10021 70/10017
Задняя шина 110/10018 90/10014
* Замеры «Мото».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии