Электромобиль: "за" и "против"

ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ: «ЗА» И «ПРОТИВ»

ОБОЗРЕНИЕ ЗР 

ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ: «ЗА» И «ПРОТИВ»

Лет тридцать назад многие научно-популярные издания утверждали: к двухтысячному году мы пересядем на электромобили. До начала нового века совсем чуть-чуть, а двигатель внутреннего сгорания не спешит уступать место под капотом. Как же все-таки обстоят дела на «электромобильном фронте»?

Как это ни парадоксально, но над конкурентом автомобиля усиленно работают... автомобилестроители. И не какие-нибудь, а самые известные: ФИАТ, «Фольксваген», концерн ПСА («Пежо» и «Ситроен») и другие. Однако и мелкие предприятия, и любители-одиночки тоже вносят свою лепту в это дело. Тем не менее оно движется черепашьим шагом — слишком сложные проблемы приходится решать.

Чем привлекателен электромобиль, наверно, представляет каждый. Тем не менее мы еще раз напомним об этом. В первую очередь, он почти не дает выброса вредных веществ. Ядовитых газов, попадающих в атмосферу при зарядке и разрядке аккумуляторных батарей, несравненно меньше, чем при работе двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Чтобы отапливать электромобили зимой, на них устанавливают автономные обогреватели, потребляющие бензин или дизельное топливо. Но они, понятно, не загрязняют атмосферу так сильно, как ДВС.

Второе преимущество — простота устройства. Электродвигатель обладает очень привлекательной для транспортных средств характеристикой: на малых скоростях вращения у него большой крутящий момент, что очень важно, когда нужно тронуться с места или преодолеть трудный участок дороги. ДВС же развивает максимальный крутящий момент при средних оборотах, поэтому, если требуется большое усилие на малых, его приходится увеличивать с помощью коробки передач. Троллейбусы, например, в таком агрегате не нуждаются. Не требуется он и электромобилю, поэтому управлять им проще, чем автомобилем с механической коробкой передач.

Третье преимущество вытекает из второго. Электромобиль не требует столь тщательного ухода, как обычное авто: меньше регулировок, не потребляет много масла, проще система охлаждения, а топливная (если не считать отопитель) вообще отсутствует.

И все же электромобиль устроен не так просто, как может показаться: ему необходимы сложные преобразователи напряжения и много тяжелых и громоздких аккумуляторов, которые трудно разместить. Да и с экологией дело обстоит не столь блестяще, как это представляется с первого взгляда (об этом на с. 63 — ред.). Главный же недостаток, который сдерживает внедрение электромобилей, — малая энергоемкость батарей. Бак с бензином малолитражки весит около 50 кг, обеспечивая запас хода более полутысячи километров. Батареи весят обычно больше 100 кг (а то и несколько сотен), а пробег не превышает 100 км, причем при движении с небольшой скоростью.

Но как бы там ни было — электромобили пользуются спросом. Более того, есть места, где они совершенно вне конкуренции. Скажем, поля для популярной в мире игры в гольф. Инвентарь и обслуживающий персонал перемещают на электромобилях упрощенной конструкции, порой без крыши, дверей, с облегченным, часто укороченным, кузовом, без систем безопасности — всего того, что заметно увеличивает массу автомобилей. Упрощенные машины хороши и для перевозок в закрытых помещениях: на складах, в цехах, где вредные выбросы нежелательны. Широко используют такие электромобили-тележки для перевозки туристов на курортах, в национальных парках, но здесь им труднее конкурировать с автомобилями.

Полноразмерные машины, предназначенные для движения по улицам городов, приживаются с трудом, хотя не исключено, что в скором будущем ситуация может измениться. А причину этому нужно искать... в климате американского штата Калифорния.

Выхлопные газы автомобилей под воздействием солнечных лучей образуют особо ядовитые вещества, так называемый смог. Для перенасыщенного машинами солнечного штата это — проблема номер один. Поэтому калифорнийские нормы токсичности выхлопа традиционно строже, чем в других штатах США, не говоря уже о Европе. Теперь здесь принят закон о постепенной замене автомобилей электромобилями: в 1998 году их должно быть 2% от общего числа машин, в 2003-м — 10%, а в 2010-м — 15%. Посмотрим, как он будет выполняться. Шумно разрекламированное подобное начинание во Франции — проект «Ля Рошель» — постепенно затихло, хотя местные автогиганты и выпустили опытные партии электромобилей.

Как уже было сказано, многие ведущие автомобильные фирмы работают над электромобилями, тем не менее на выставках чаще увидишь машины малоизвестного происхождения. Преимущественно это электромобили упрощенного типа, о которых говорилось выше. В выборе двигателя мнения конструкторов расходятся: используют и моторы постоянного тока, и переменного, например, асинхронный со специальными преобразователями и сложной системой регулирования. Напряжение питания также различно. Явное предпочтение отдают никель-кадмиевым батареям и свинцовым, в которых используется не жидкий электролит, а гель. Иногда применяют системы жидкостного охлаждения двигателей и поддержания теплового режима аккумуляторов.

Теперь о некоторых, наиболее интересных, на наш взгляд, моделях. Самый популярный в мире электромобиль изготовляют... в Польше. Да, да, не удивляйтесь — уже выпущено более 200 тысяч штук! Это очень много — конкуренты часто не могут перешагнуть и тысячный рубеж. В какой еще отрасли страны бывшего социалистического лагеря достигли столь громких успехов? Электромобили «Мелекс» — упрощенного типа, на 2, 4 и 6 мест, рассчитаны на индустрию спорта и развлечений (назовем хотя бы тот же гольф), для складских работ, как цеховой транспорт. При собственной массе около 880 кг полезная нагрузка — 320, а с прицепом — более 900. Запас хода — 70 км. Максимальная скорость — до 23 км/ч — выдает назначение машины.

Кстати, о скорости. Самый быстрый электромобиль построила итальянская фирма «Бертоне» — в октябре 1994 года он развил 199,882 км/ч, но двухсоткилометрового рубежа не перешагнул. Назвали эту машину ZER, что означает «рекорд с нулевым выхлопом».

Один из серийно выпускаемых автомобилей — «Хотценблитц». Фирма из Восточной Германии располагает дилерской сетью в Европе, что редкость для такого рода товара. Предлагаются различные модификации машин: двух- и четырехместные, кабриолет, хардтоп и др. Цена — от 35 до 45 тысяч немецких марок.

Другая фирма — тоже из Восточной Германии — «Транспорт-Системтехник» создала 10 прототипов такси. Пятиместная машина с пластмассовым кузовом весит всего 600 кг, развивает 80 км/ч, имеет запас хода 140 км. Батареи — никель-металлогидридные. Удивительно, что конструкторам удалось сделать относительно просторную внутри машину при длине всего 2,5 м. САКСИ (то есть такси из Саксонии) обещают выпускать серийно через два года.

Из электромобилей больших фирм назовем, прежде всего, французский «Ситроен-АХ-Электрик» — в кузове стандартного АХ. Максимальная скорость машины — 80 км/ч. Мотор весит 72 кг — меньше, чем бензиновый с трансмиссией, но зато батареи — 274 кг. Номинальная мощность — 11 кВт, максимальная — 20. Сравните с характеристиками своего автомобиля.

Новая модель " Ситроен Саксо" также удостоилась чести быть переделанной в электромобиль. Партию электромобилей в стандартных кузовах выпустил и конкурент "Ситроена" — "Рено". " Рено Клио—Электрик", например, развивает скорость 95 км/ч, а запас хода у него — до 80 км, батареи — никель-кадмиевые. Напомним, что французские машины были созданы в рамках упомянутого проекта "Ля Рошель".

Не остался в стороне от электромобильных поветрий и ФИАТ. «Панда-Электра» со свинцовыми батареями достигает скорости 70 км/ч и может проехать до 70 км. Конечно, не обошлось в этом деле без «народного автомобиля» — «Фольксвагена-Гольф». Его двухдверная «электрическая» модификация получила название «Ситиштромер». Мест — 4; батареи — свинцовые, их масса — 480 кг; мощность мотора — 22 кВт; скорость — до 100 км/ч. Сохранены системы безопасности и внешний вид стандартного «Гольфа», а потому масса машина — 1,5 тонны.

В обзоре речь шла о серийных машинах или тех, которые почти готовы к производству. Поэтому отечественные электромобили остались «за кадром». Однако работа над ними, в том числе на ВАЗе, не затихает, о чем журнал информировал читателей и обещает делать это и впредь.

Подведем кое-какие итоги. Как ни стараются сделать хороший электромобиль, все равно он пока не конкурент обычному автомобилю. Приведенные здесь данные по запасу хода не внушают оптимизма и на будущее. В то же время если нужно убрать источники загрязнения воздуха из исторического центра большого города, парка, производственного помещения, то вряд ли вы найдете средство передвижения лучше, чем электромобиль. Так что простим ему недостатки, пусть нам будет легче дышать хотя бы на одной отдельно взятой территории.

Дмитрий ПОСТНИКОВ

«Ситроен-АХ-Электрик» выглядит как обычный автомобиль, только лючок для кабеля на правом крыле выдает «электрическую начинку» машины.

" Ситроен Саксо—Электрик" — последняя модель в ряду "электрических" "ситроенов".

Французский электромобиль «Вольта». Полная масса — 1700 кг; грузоподъемность — 500 кг; максимальная скорость — 73 км/ч; запас хода — 80км.

" Фольксваген Гольф—Ситиштромер": 1 — отопитель салона, работающий на дизельном топливе; 2 — аккумуляторная батарея бортовой сети машины 12 В; 3 — микропроцессорная система управления; 4 — электродвигатель и трансмиссия; 5 — преобразователь тока; 6, 10 — тяговые аккумуляторные батареи; 7 — усилитель тормозов; 8 — усилитель рулевого управления; 9, 11 — климатическая установка.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые