Европейская "орбита"

ЕВРОПЕЙСКАЯ "ОРБИТА"

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/ПУТЕШЕСТВИЕ

ЕВРОПЕЙСКАЯ "ОРБИТА"

НА ИЖЕ - В ИТАЛИЮ? ЗАПРОСТО

ТЕКСТ / МИХАИЛ ГОСИН, ЕЛЕНА СТРЕЛКОВА, МОСКВА

Позапрошлым летом мы с автобусным туром побывали в Италии. Однажды, предаваясь воспоминаниям, вдруг подумали - не повторить ли поездку? Только уже не на автобусе, а на своем Izh 2126. Он почти новый - едва минуло два годика и 18 тыс. км - должен сдюжить, хотя пока дальше дачи мира не видел.

Подготовка была и хлопотной, и приятной. Получили визы - транзитную словацкую (двукратную) и итальянскую на 15 дней, оформили медицинские страховки и "грин-карту". Так как останавливаться собрались в кемпингах, купили палатку, складные столик и стулья, туристские коврики, газовую плитку, а также продукты, медикаменты и кое-какие запчасти. Вещей набралось очень много - полный багажник, да еще в салоне! Кстати, десятилитровая канистра с бензином оказалась балластом.

Из Москвы выехали рано утром в субботу и до белорусской границы домчались на одном дыхании. Для российских пограничников мы не представляли ни малейшего интереса. Белорусы взяли 260 рублей за страховку машины на месяц и $20 за транзит - на все формальности ушла 21 минута, что и зафиксировано в бортжурнале.

Дороги в Белоруссии ухоженные, на полях пасется непривычно много коров и лошадей. Вечером прибыли в Брест и по улице Московской направились к погранпереходу "Варшавский мост". Здесь очередь из 70-80 машин - мы решаем ехать на Домачево, это около 30 км.

О чудо - нет никакой очереди! Платим $10 за непоправимый ущерб, нанесенный экологии Белоруссии. Досматривали поверхностно, спросили о цели поездки - и мы, забыв, что со служащими на границе не шутят, ответили: мол, едем в Италию купаться. С чувством юмора у них плохо! Написали в талончике, который выдается на каждый автомобиль: "Цель поездки - купаться", вместо положенного "транзит". Таможенник, кивнув на коробки с запчастями, изрек: "На этом сарае вы до Италии не доедете" - так он про нашу-то машиночку! Поляков проскочили без задержки, на все про все 59 минут. Сразу за шлагбаумом какой-то дядька с пивным "выхлопом" содрал $2 на благо польской экологии - еще и не хотел брать, требовал злотые.

Немного ошалев, едем непонятно куда, в сторону Варшавы. Указателей на Италию нет, даже ноутбук с "электронным" маршрутом не особенно помог. Позвонили домой по "мобильнику" - МТС не подвел, роуминг работал. Поздно вечером с трудом нашли небольшой отельчик, где нас приютили за $15 (ночлег стоил $13 и, естественно, в злотых, сдачи не было). Спали как убитые, но проснулись в восемь утра - сказалась разница во времени. Душ, плотный завтрак - и вперед, к новым подвигам и впечатлениям.

На первой же заправке ВР купили карту Польши за 17 злотых ($4) по карточке "Виза-Электрон". Варшава - транзитом, в Кракове побродили по знакомому с прошлого года "Старому мсту" и с чувством выполненного долга поехали дальше на юг по красивым горным дорогам.

Незаметно оказались у погранперехода "Закопане" - 30 минут и мы в Словакии. Ночевали в городке с труднопроизносимым названием Тврдошин. За те же $13 достался очень приличный номер с телевизором-ванной-туалетом-балконом. На следующий день к обеду были в Братиславе и, заправившись последний раз относительно дешевым бензином, подъехали к переходу "Китзее". Тут выяснилось, что мы не оплатили словацкие дороги - как назло, на нескольких заправках, где спрашивали, этих наклеек не оказалось. В конце концов, махнув рукой, пограничники нас выпустили. Австрийцы традиционно уединились в будке с нашими паспортами, потом посмотрели багажник и, услышав о цели путешествия, зацокали языками: мол, долгая, трудная дорога. На этой границе потратили 25 минут. Мы в "настоящей" Европе.

В Австрии с непривычки показалось, что все несутся с безумной скоростью. Но, набрав 100 км/ч, мы перестали выделяться из потока и вскоре были в Вене. Припарковались на набережной и пошли бродить по городу. Попробовали снять деньги в банкомате, но оказалось, что по-английски он "не говорит", а с немецким у нас туго. Тем более, что и карточкой-то мы до этого пользовались мало. Пришлось менять наличные, благо обменников там полно. Разбогатев, первым делом наелись мороженого, немного передохнули и пошли обратно. Тут у нас случился острый приступ топографического кретинизма. Впрочем, надо честно признаться, эта болезнь сопровождала нас всю дорогу. Слава богу, машину нашли - догадались записать название улицы.

Сложнее оказалось отыскать кемпинг - по-немецки он называется "кампинг" или "кампинг платц". Пригодилась купленная совершенно случайно книжка "На автомобиле по Европе" (автор С. Дубинец) - мы хотя бы знали, что и где примерно искать. Поплутав по пригородам и изредка находя указатели на кемпинги, но не находя их самих, остановились в раздумьях. Тут подлетает микроавтобус с синими мигалками, оттуда выпрыгивают четыре полисмена и одна "полисвумен". Долго оживленно общаемся, причем каждый на своем языке, потом выясняется, что у нас проблемы - "права" не интернациональные и нам предлагают следовать за полицейской машиной. Ну все, думаем, приплыли - в мыслях возникли штрафплощадка, а то и КПЗ. Однако все разрешилось как нельзя круче - с полицейским кортежем под мигалками нас привели прямо к воротам кемпинга. Ура, мы никакие не преступники, а всего лишь ненормальные русские автотуристы!

Китаец на "рисепшене", глянув в паспорта, сказал: "Россия, Путин, хорошо", и выдал листок с нашими данными - его кладут в машину под стекло - и табличку, которую вешают на палатку. Паркинг и поляна для палаток здесь разделены - наша машина оказалась метрах в тридцати и добираться до нее через кучу чужих растяжек оказалось непросто. Неподалеку оказались кухня с газовыми плитами, душ с горячей водой, туалет - за все около $24 в сутки. Судя по номерам машин и речи, население кемпинга было очень интернациональным: немцы, итальянцы, французы, даже американцы и британцы. Следующий день посвятили Вене: рядом с кемпингом автобусная остановка, потом метро - и через двадцать минут мы в центре.

Сделав изрядный крюк, отметились в Германии, и вот, наконец, перед нами табличка "Италия" - и никаких таможенников. Белорусские погранцы отдыхают со своими пророчествами. Мы достигли цели!

Решив сэкономить на платных автомагистралях, свернули на обычную дорогу и поплатились. После непродолжительной езды по альпийским серпантинам застучало в правом переднем колесе - перегрелся и покоробился тормозной диск. Решив, что здоровье, время и нервы дороже денег, возвращаемся на автобан. Система оплаты за проезд простая: подъехав к шлагбауму, нажимаешь большую красную кнопку и получаешь талончик с указанием времени и места въезда. На выезде у таких же шлагбаумов отдаешь талончик служащему в будке и на табло высвечивается стоимость проезда. Что удобно, платить можно и наличными, и кредитной картой.

К вечеру были у Вероны, заночевали в кемпинге "Ромео и Джульетта", куда от бензоколонки нас проводила общительная компания итальянских парней на своем ФИАТе. Наутро в первую очередь отправились к дому, где жила Джульетта, увидели балкон, с которого она строила глазки Ромео много веков назад. Осмотрели непримечательное с виду здание с табличкой "Дом Ромео". Все очень здорово и романтично!

Далее наш путь лежал во Флоренцию. На улице страшная жара: в тени еще ничего, а на солнце днем просто невыносимо. В открытое окно на ходу дует горячий ветер и облегчения не приносит. Спасают лишь многочисленные тоннели в горах: там прохладно, а в самых длинных успеваешь даже замерзнуть. Заехав на заправку со значком "i" (здесь - информационный офис для туристов), бесплатно разжились картой Флоренции с окрестностями и информацией о стоянках - выбрали кемпинг "Микеланджело" на большущей горе, откуда виден весь город.

От Флоренции час езды до Пизы - с падающей башни уже сняли обруч и растяжки - реставрация закончена. (В декабре 2001-го башню открыли для посещения - ред.) Погуляв немного, вернулись к машине, перекурили. Я чуть не уехал с забытой на крыше бутылкой воды. Итальянец на велосипеде обратил на это наше внимание, хотя сперва изрядно напугал оживленной жестикуляцией и попытками перегородить дорогу велосипедом.

А теперь - в Рим! Ехали вдоль моря, дорога сказочная: слева горы, справа море. На ночь остановились в роскошном кемпинге "Калифорния" - там был даже бассейн с фонтаном и свой пляж.

Наша палатка стояла на берегу моря! Побросав вещи, побежали купаться - вода теплая и прозрачная, на дне мелкий песок. В этот вечер устроили праздничный ужин - жареная подмосковная картошка и сухое итальянское вино при свечах! Утром, вволю накупавшись, двинулись дальше.

Подъезжая к Риму, как всегда, на бензоколонке уточнили ситуацию со стоянками - отзывчивость и доброжелательность итальянцев беспредельны. А потом нас догнал маленький джип - оказалось, водитель слышал, как мы уточняли направление и решил проводить до кемпинга "Роман Ривер", что расположен на берегу широкого и грязного Тибра. Отсюда микроавтобус по первому требованию бесплатно (!) за пять минут доставит (и встретит) к ближайшей железнодорожной станции "Прима порта", а от нее 20 минут на электричке до центра Рима.

Вечный город... Вершина путешествия. Слов нет описать наши чувства. Оказалось, так просто сюда приехать - а ведь год назад это представлялось не более реальным, чем полет на Марс. Если чего-то сильно захотеть и целенаправленно к этому идти - все получится.

Гуляли до позднего вечера. Вновь обошли все знакомые места и успели облазить множество новых: красивейший фонтан Треви и гигантскую арку Константина, величественный Колизей и древний мавзолей Адриана. Да что там - кажется, у любого камня на мостовой тысячелетняя история! Культпоход в Ватикан чуть не сорвался - в шортах не пускали, пришлось покупать "панталони" в ближайшей лавочке - похоже, для ее владельца это важная статья дохода.

Из Рима отправились на восточное побережье. Под Римини посетили великолепный аттракцион "Италия в миниатюре": тут и водяные горки, и крошечная Венеция с гондолами, и маленькая Флоренция с площадью Рима, где идут представления для детей, и итальянский полуостров-сапог в центре. В общем - фантастика!!!

К вечеру остановились в кемпинге "Рубикон", купались в Адриатическом море. Здесь стоят в основном итальянцы и, судя по кемперам, огромным караванам и просторным комфортабельным палаткам, - не по одной неделе. Вечером спать нам не дали и мы присоединились к общему веселью с песнями и танцами. Больше всего удивило отсутствие пьяных.

Последний пункт маршрута - Венеция: вода плещет в закрытые двери первых этажей, влажный воздух с легким запахом тины.

Обратная дорога была грустной, уезжать не хотелось. К тому же из-за ошибки в "грин-карте" Словакия оказалась для нас закрытой (в первый раз пропустили по недогляду). Приятно, что страховая компания оказалась очень порядочной и без всякого скандала оплатила ущерб в размере $200 - нам пришлось возвращаться через Германию. Время поджимало, поэтому летели без остановок. Но один раз не удержались и заехали в гигантский супермаркет под Дрезденом. Такой кучи различных товаров, сосредоточенных в одном месте, мы не видели никогда в жизни. Причем цены почти на все значительно ниже, чем в Москве.

...Польша, Белоруссия - нудный бесконечный дождь. Наконец, Россия - вот мы и дома. С трудом верится, что последнее утро у нас начиналось в Польше. Да и вообще - неужели все это было наяву?

P.S. Перед поездкой были опасения относительно надежности машины. Но Izh 2126 показал себя неплохо. За 15 дней и 7936 км в мотор УЗАМ долили литр масла, а кроме перегретого тормозного диска, случились лишь две неприятности (обе на обратном пути, буквально перед самой Москвой) - прокололи колесо и... отвалился глушитель. Средний расход бензина составил всего 6,4 л/100 км.

Подпишитесь на «За рулем» в