Костотрясы

КОСТОТРЯСЫ

]

«НЕ СПРАВИЛСЯ С УПРАВЛЕНИЕМ»

Но индикатора состояния амортизаторов на панели приборов нет, да и в регламентные работы их проверка, строго говоря, не входит. А когда машина «ни с того ни с сего» вдруг прыгает в кювет — недоумевает и водитель, и инспектор ДПС. Вердикт стандартный — не справился с управлением.

Подлинные же виновники подобных аварий — неисправные амортизаторы. При раскачке на неровностях дороги колеса то нагружаются, то разгружаются. Нагружаются — значит, плотнее прижимаются к дороге, лучше цепляются за асфальт. Разгружаясь, наоборот, теряют сцепление, порой повисая в воздухе. Тогда достаточно хорошего порыва ветра, чтобы выбросить автомобиль с дороги. Хуже всего, если возникает резонанс — в таком случае даже небольших неровностей хватит, чтобы раскачать подвеску. Исправные амортизаторы препятствуют этому — они эффективно гасят вертикальные колебания кузова в опасном диапазоне частот.

НА ВКУС, НА ЗУБ, НА ЦВЕТ

Можно ли самому проверить исправность амортизаторов? При покупке их жесткость оценивают от руки, вдвигая шток в корпус. На автомобиле — раскачав его за крыло и отпустив: плохо, если кузов делает более одного свободного колебания. При регламентных работах амортизатор осматривают снаружи: нет ли потеков, не содран ли хром на штоке?

Так удается выявить часть неисправностей, но далеко не все. Ведь нагрузки, которые мы создаем, двигая руками шток или раскачивая автомобиль, несопоставимы с теми, что испытывает амортизатор при движении. Тяжелой машине покачивания рукой — что слону дробинка. Да и герметичность уплотнений — еще не залог «боевой формы» (ЗР, 2000, № 5). Намного больше опытному водителю скажет поведение автомобиля на дороге. Но заменять амортизаторы надо все-таки раньше, чем машина начнет отплясывать гопака после каждой ямки.

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Достоверно определить, насколько снизилась эффективность амортизаторов, позволяют только специальные стенды, имитирующие реальные условия работы подвески. Их часто называют шок-тестерами (от англ. shock — удар). Основной измеряемый параметр — то самое уменьшение веса (давления на платформу) при раскачке автомобиля, о котором мы говорили. Поэтому перед проверкой автомобиль взвешивают (отдельно переднюю и заднюю оси).

Первые стенды были в самом деле «шоковыми» — машину просто роняли на платформу с небольшой высоты. Принцип похож на раскачивание кузова за крыло, но силы здесь действуют намного большие. До резонансных частот с такой методикой не добраться, поэтому и результаты весьма приблизительные.

Похожий по сути, но изящный по исполнению метод использует немецкая фирма «Хека» (Heka). Эффективность амортизаторов рассчитывается по «клевку» при торможении. Экспресс-диагностика занимает рекордно короткое время — менее чем за минуту удается оценить состояние тормозов, подвески и схождение колес. Недостаток тот же — приблизительная оценка «работает — не работает» годна лишь как ориентир. Такие стенды используют в крупных сервисах на въездном контроле для всех машин.

Ближе к реальности резонансные методики. Эксцентриковый ротор с приводом от электродвигателя раскачивает опорную площадку стенда с частотой, заведомо превышающей резонансную, а затем отключается. По инерции ротор продолжает вращаться, снижая частоту. В какой-то момент возникает резонанс, амплитуда колебаний увеличивается, а затем, по мере дальнейшего снижения частоты, снова затухает.

Минимальное давление колеса на опорную площадку (при резонансе) запоминается и сравнивается с величиной, полученной при начальном взвешивании. Процентное соотношение определяет эффективность гашения колебаний. Например, при статическом взвешивании колесо давит на площадку с силой 300 кгс, а на резонансе остается лишь 150. Значит, условно эффективность амортизатора будет 50%. Почему условно? Дело в том, что в измерении участвует вся подвеска, а там, кроме амортизаторов, немало других демпфирующих элементов — сайлент-блоки, опорные прокладки пружин, наконец, шины. Да и как интерпретировать полученную величину? Те же 50% — много это или мало?

КАЖДОМУ — СВОЕ

Подвеска всех серийных автомобилей рассчитывается, исходя из одних и тех же критериев: в меру жесткая — для лучшей управляемости, в меру податливая — для большего комфорта. Поэтому и характеристики амортизаторов в целом совпадают. Так, для передних жидкостных амортизаторов нормой считается 60–80% веса колеса на резонансе, для задних — 55–75%. Для газонаполненных — больше: 70–88% спереди, 60–80% сзади. Ниже 40% — плохо, выше нормы — тоже непорядок, 100% означают, что амортизатор полностью заклинил: это все равно что вместо него вварить лом.

Но общие правила работают не всегда. «Заклиненный» амортизатор с эффективностью 98% для формулы 1, возможно, и есть норма, а 40% для задней подвески «Хонды» — еще не повод для замены. Новый будет не намного жестче: так рассчитали конструкторы. Поэтому невысокая измеренная эффективность амортизаторов, особенно на маленьком автомобиле, — еще не повод бежать в магазин за запчастями. Опытный мастер и искушенный клиент обязательно обратят внимание не только на абсолютное значение, но и на разницу между левым и правым амортизаторами на одной оси. Дело в том, что они крайне редко выходят из строя одновременно и одинаково, поэтому, если разница не превышает 3–5%, не исключено, что «слабые» амортизаторы для этой подвески — в самый раз.

Точными данными на этот счет располагают дилерские техцентры, поэтому в случае сомнений лучше проконсультироваться у специалистов. Большой срок службы — тоже не показание к замене. Бывало, заводские амортизаторы сохраняли характеристики даже через десять лет и 200 тыс. км пробега по нашим дорогам. Некоторые дилеры просто прогоняют партию новых автомобилей через стенд — набирают статистические данные, на которые потом ориентируются в работе. Подобным образом поступают и некоторые неспециализированные сервисы: после замены амортизаторов проводят бесплатную диагностику — в следующий раз клиент опять приедет к ним.

ГИБКИЙ ПОДХОД

Резонансный метод фирм «Боге» и «Маха» — более прогрессивный. Площадка стенда, подвешенная на гибком торсионе, позволяет измерять не только вес, но и амплитуду колебаний на рабочих частотах: от 16 Гц до полной остановки ротора. На 6–8 Гц возникает резонанс. По графику колебаний на экране можно оценить эффективность амортизаторов, даже не зная параметров, заложенных изготовителем: чем меньше всплеск волны резонанса на графике, тем лучше.

Стенд «Маха Евро-2000» серии FVT предназначен для линейного поста — заезжать на площадку нужно строго по продольной оси (так устроено большинство подобных стендов). А вот серия SA благодаря параллелограммному рычагу под площадкой позволяет вставать на нее в любом положении. За удобство придется доплатить 5–6 тыс. долларов — четверть цены FVT.

Помимо схождения колес, тормозного усилия и овальности тормозных дисков и барабанов, стенды позволяют протрясти всю подвеску. Их ножничный подъемник снабжен двумя подвижными площадками: правая двигает колесо в поперечном направлении, левая поворачивает колеса. Управление — с электрического фонарика.

Кроме того, у стендов «Маха Евро-2000» есть опция — поиск шумов подвески. В этом режиме оператор может сам задавать частоту вращения ротора (от 0 до 50 Гц). Без него мастеру раньше приходилось искать источник шума за доли секунды, пока затухают колебания подвески.

На морозе характеристики жидкостных амортизаторов, в отличие от газовых, меняются. Операторы частенько «не замечают» этого, а клиент и не знает. Стенд «Маха» позволяет разогреть амортизатор в режиме поиска шумов. А как быть другим? Проще всего исключить ошибку, прогнав автомобиль через стенд дважды. Если заметной разницы нет — значит, результатам можно верить. Иначе замеры придется повторять до тех пор, пока результаты не станут сопоставимы.

СЛОВО — МАСТЕРУ

Каким бы «умным» ни был стенд, последнее слово всегда за мастером. Безответственный не станет искать данные по конкретному автомобилю — проще отправить клиента за запчастями да заодно дать заработать «своему» сервису. Редкий клиент разбирается в графиках на экране, а в распечатке — далеко не вся информация.

На диагноз профильного техцентра, как правило, можно положиться — через него проходят сотни машин. Если же пришлось менять амортизаторы, стоит протестировать новые и сохранить распечатку. Это поможет в будущем следить за их состоянием. А перед диагностикой проверьте давление в шинах — за вас это сделают лишь немногие мастера.

Проверка амортизаторов на стенде «Боге».

Стенд «Маха» снабжен ножничным подъемником.

Проверка амортизаторов на стенде «Маха».

На графике хорошо видна область резонанса.

У стенда «Маха» есть режим поиска шумов: мастер может установить любую частоту принудительных колебаний в диапазоне 0–50 Гц.

Пульт управления — на фонаре.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии