Самое быстрое колесо: чемпионат мира по унимото

Даже на одном колесе можно ехать быстро — и дешево.

000_moto_0412_128

000_moto_0412_128

«Где есть колесо, есть путь!» (Сайдкар Вилли)

Десять лет назад группа товарищей из тольяттинского мотоклуба «Дивизион» решилась на дерзкое по тем временам предприятие — поездку на зимний мотослет Elefantentreffen в Германию. На «М-72» команда удачно добралась до мероприятия, немало удивив местную публику. После возвращения участник экспедиции Дмитрий «Гор» Горбунов решил организовать нечто подобное в России, и в 2004 г. идея приобрела реальные формы: первый зимний мотослет SnowDogs собрал около 50 человек. Практика показывает, что мотослет без программы — мероприятие достаточно однообразное. Дмитрий ломал голову, чем же развлечь гостей следующей сходки, как вдруг всего за месяц до ее начала в «Мото» (№1–2005) ему попалась статья об американском «драг-рейсинге для простого человека» — гонках на унимото.

«Это подобно озарению! — рассказывает Дмитрий. — Динамичность состязаний и простота изготовления аппаратов для них отлично вписывались в формат зимней мототусовки. К тому же немаловажный фактор — демократичность правил».

2005 г. стал годом рождения R.U.M.S. — Российского сообщества унимотоциклистов. В первой гонке приняли участие всего три унимото из Тольятти, Самары и Набережных Челнов. Тогда же было решено присваивать каждому гонщику личный пожизненный номер независимо от того, будет ли он когда-либо снова участвовать в гонках. Так сложилось, что №1 достался Александру «Кавасане» Дудареву из Набережных Челнов. С этого момента он сохраняет его и на пьедесталах, считаясь лучшим пилотом российского унимото. С тех пор в стране прошло 25 гонок, не считая показательных заездов. Первая летняя гонка состоялась в 2007 г. на фестивале «Медвежий угол» в Ярославле, потом были и дождевые гонки, и ночные. В 2009 г. спортсмены R.U.M.S. приняли участие в чемпионате Европы, где Виктор Горбунов (гонщик №7) стал чемпионом в классе D. 

Популярность унимото в России растет с каждым годом. В настоящий момент национальный реестр унимотогонщиков насчитывает 79 человек из 29 городов России. Мало кто в нашей стране имеет возможность конструировать реальные драгстеры, себестоимость которых порой переваливает за сотню тысяч долларов. Постройка же уницикла доступна каждому: берете старый мотодвижок и одно колесо, а остальное — плод вашей фантазии и рук. Трасса — любое поле или ледовая гладь.

«Гонки на унимото соединяют в себе бесстрашие гонщика и умелые руки конструктора-изобретателя, не ограничивая его фантазию, — заявляет Дмитрий „Гор“. — Любой мотоциклист способен при желании собрать унимото, затратив минимум времени и финансов. Предсказать, куда эта штуковина поедет после старта, сложно, тем более как она будет останавливаться. А для байкеров России главное — веселуха».

Американское общество унимотоциклистов (A.N.U.S.) внимательно следило за развитием унимото в России, отмечая успехи и нововведения. Мы же первыми в мире стали гоняться по льду. «К середине 2011 г., — рассказывает Дмитрий, — мы сравнили результаты наших заездов с европейскими и с удовольствием обнаружили, что готовы составить конкуренцию даже в „больших“ классах. Естественно, возникло острое желание бросить вызов мировому сообществу и провести первый ледовый чемпионат мира». С 2002 г. чемпионаты мира раз в два года проходят в Швейцарии, но только летом.

Дмитрий отправил запрос о возможности проведения такого мероприятия в России отцу-изобретателю унимото Уильяму Нассау (более известному как Сайдкар Вилли) с уточнением, допустимо ли сравнивать результаты заездов по земле и по льду. По логике сопротивление трению разное, поэтому и скорости должны различаться. Через пару недель он получил положительный ответ, в котором говорилось, что в правилах указано условие покрытия трассы как «немощеная», каковой лед и является.

«Практика показала, что по льду эти машинки едут явно быстрее, и у нас появляется реальный шанс побить мировые рекорды, в том числе рекорд Книги Гиннесса, установленный в 2002 г. Алексом Ротом из Германии. Этой мыслью мы поспешили поделиться и с Вилли». Последний пришел в восторг и, несмотря на то что ему уже 69 лет, подтвердил личное участие в качестве наблюдателя и официального представителя Книги Гиннесса.

И вот 21 января 2012 г. в Тольятти на стадионе им. А. Степанова на старт первого ледового чемпионата мира вышли 42 гонщика. Для чистоты эксперимента начинали гонку российские чемпионы, основные претенденты на рекордное время. На старт выкатили свои аппараты лучшие унигонщики страны: Александр Дударев (Набережные Челны), Роман «Хочуха» Колтаков (Челябинск), Евгений Розов (Ярославль) и Игорь Булаев (Жигулевск). В результате из пяти мировых рекордов три были побиты.

Мировые рекорды, установленные на чемпионате мира по унимото в Тольятти:

  • класс А — №1 А. Дударев (Набережные Челны) с результатом 2:33;
  • класс В — №38 Р. Колтаков (Челябинск) с результатом 2:38;
  • класс D — №62 Е. Смирнов (Тольятти) с результатом 3:62.

Драматическая борьба завязалась за рекорд Книги Гиннесса. В первом заезде Александр Дударев повторил существующий рекорд — 2:47. Первая попытка Романа Колтакова была не столь успешной. Во второй попытке Александр все же побил рекорд, показав время 2:44. Шквал оваций пронесся по стадиону. Однако его соперник не собирался сдаваться и, пока Кавасаня раздавал интервью и принимал поздравления, улучшил время до 2:38. Публика неистовствовала! Александр вырвался из объятий прессы и запрыгнул на свой унимото с криком: «У меня есть еще одна попытка!» И тут свершилось невероятное! Александр показал феноменальное время — 2:33! Сайдкар Вилли подпрыгивал как подросток, восклицая: «Такого не может быть!..» Тем не менее это случилось — пал рекорд, который продержался почти 10 лет.

Еще долго проходили заезды. В общей сложности их было свыше 100. Два с половиной часа более полутора тысяч зрителей, невзирая на мороз, поддерживали своих фаворитов.

Позднее в интервью Сайдкар Вилли неоднократно повторял, что именно гонки в России наиболее точно отражают дух этого спорта: «Несомненно, это одно из самых эпических сражений в истории унимото! Для меня было своего рода открытием увидеть столько счастливых и позитивно настроенных друг к другу людей, собравшихся при температуре —21 °С. Некоторые из них проделали более 1000 миль, чтобы попасть на мероприятие. Теперь мировой рекорд в руках российских гонщиков. Я счастлив стать частью этого исторического события! Именно таким я и хотел видеть этот захватывающий вид спорта. Я рад, что мотоциклисты во многих частях света подхватили мою идею, и благодарен всем, кто способствовал продвижению этого уникального мотоспорта за прошедший с его рождения 21 год… А еще я был поражен выносливостью российских мотоциклистов, которые не покинули стадион, даже когда во время гонок на мотоциклах с колясками температура упала до —30 °С».

«Уверен, что унимото в России ждет большое будущее, — считает Дмитрий „Гор“. — Посудите сами, мы начали гоняться в 2005 г., а к 2012-му уже выиграли чемпионат Европы, побили мировые рекорды и рекорд Книги Гиннесса. На нас обратила внимание МФР, которая в прошлом году открыла комиссию по унимото. Появились спонсоры. В 2012 г. кроме традиционных этапов чемпионата России запланировано первое командное соревнование между Тольятти и Жигулевском. В июле спортсмены R.U.M.S. будут участвовать в чемпионате мира в Швейцарии. Вот где ожидается рубилово!»

001_moto_0412_128

001_moto_0412_128

002_moto_0412_128

002_moto_0412_128

003_moto_0412_128

003_moto_0412_128Организатор зимнего мотослета «Сноу Догс» и отец российского унимото Дмитрий «Гор» Горбунов на своем уницикле.
Организатор зимнего мотослета «Сноу Догс» и отец российского унимото Дмитрий «Гор» Горбунов на своем уницикле.

004_moto_0412_128

004_moto_0412_128Дмитрий «Гор» Горбунов, Роман «Хочуха» Колтаков, Уильям Нассау (он же Сайдкар Вилли), Александр «Кавасаня» Дударев.
Дмитрий «Гор» Горбунов, Роман «Хочуха» Колтаков, Уильям Нассау (он же Сайдкар Вилли), Александр «Кавасаня» Дударев.

Правила проведения гонок унимото Российского общества унимотоциклистов (R.U.M.S):

  1. Пилот должен проехать от обозначенной линии старта до обозначенной линии финиша (31 м) максимально быстро.
  2. Побеждает пилот, который преодолеет дистанцию за минимальное время.
  3. Отсчет времени начинается с момента зажигания зеленого света светофора-стартера или взмаха стартового флага судьей-стартером.
  4. После старта и на протяжении всей дистанции никакие детали унимото впереди оси колеса не должны касаться земли (травы, льда и пр.).
  5. Касание земли (травы, льда) позади оси колеса разрешено.
  6. Пилот должен проезжать дистанцию в площади, обозначенной линиями, пересечение боковых линий запрещено.
  7. КОЛЕСО ДОЛЖНО БЫТЬ ТОЛЬКО ОДНО.
  8. Размеры унимото не должны превышать 1,2 м в ширину и 2,4 м в длину.
  9. Двигатель не должен быть моложе трех лет независимо от предыдущего его использования.
  10. Объем бензобака не должен быть более 3 л.
  11. Колесо и системы приводов должны быть закрыты защитными кофрами.
  12. Наличие тормозной системы обязательно.
  13. Наличие системы «стоп-двигатель» обязательно.
  14. Применение шлема пилотом обязательно.
  15. Применение жилета и нарукавников с личным номером и логотипами спонсоров обязательно.

Унимото разделены на шесть классов:

  • класс А: 750 см³ — рабочий объем не ограничен
  • класс В: 375–749 см³
  • класс С: 200–374 см³
  • класс D: 0–199 см³
  • класс E: ELECTRO
  • класс F: URAL

005_moto_0412_128_logo_RUMS_no_copyright

005_moto_0412_128_logo_RUMS_no_copyright

006_moto_0412_128_logo_champ_no_copyright

006_moto_0412_128_logo_champ_no_copyright
R.U.M.S. выражает признательность администрации стадиона им. А. Степанова и лично первому вице-мэру Тольятти В. Кирпичникову за терпение и заботливое отношение к участникам соревнований.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии