Инструмент в руках государства

ИНСТРУМЕНТ В РУКАХ ГОСУДАРСТВА

]

РЫНОК

/СЕРТИФИКАЦИЯ

ИНСТРУМЕНТ В РУКАХ ГОСУДАРСТВА

ОТКУДА БЕРУТСЯ ПЛОХИЕ ЗАПЧАСТИ

ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН, АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ

Вряд ли найдется автомобилист, не ведающий об изобилии некачественных запчастей, не слышавший о поддельных маслах и разъедающих двигатель «тосолах». «Левак» продается на каждом шагу — на рынках, в магазинах, попадает на комплектацию новых машин.

Откуда он берется в таком количестве, не способствует ли его продвижению наша Система?

ХОТИМ В ВТО

Даже поверхностное знакомство с национальной сертификацией показывает, что она у нас одна из самых мудреных в мире, если не сказать запутанных. Изготовители запчастей ориентируются на ГОСТы, ОСТы, ТУ, документацию заводов — производителей автомобилей (или двигателей), Правила ЕЭК ООН, требования санэпиднадзора, наконец, на временные нормативные документы, разрешения и прочее. Чему соответствовать?

В бывшем Союзе вопросов не возникало. Госплан и Госстандарт однозначно определяли, кому, что и по каким требованиям делать. К машинам было привязано и производство запчастей. За долгие годы сформировалась структура отрасли, включающая не только заводы, но и отраслевые институты. Как вдруг...

На смену социалистическому хозяйству вначале пришла Перестройка, а затем и вовсе рыночные отношения. Заводы продолжили выпускать продукцию, НИИ — взялись за ее сертификацию. Все вроде бы при деле. Но тут обрушилась другая беда. Оказалось, для того, чтобы российские изделия признавали на европейском рынке, необходимо привести национальные стандарты и порядок их применения в соответствие с международными требованиями.

Казалось бы, сделаем автомобили по европейским требованиям, и вместо «волг» и «жигулей» получатся «мерседесы» и «фольксвагены». Но не тут-то было. Оказалось, что «те» правила оговаривают лишь минимальный набор требований, связанный с безопасностью, да и то — для новых автомобилей. Чтобы фары не слепили встречного, выбросы двигателя не загрязняли природу, люди при аварии имели больше шансов выжить. А что касается удобства, долговечности, качества и прочих «мелочей» — извините, это уже конкурентные показатели. Заболит у человека поясница после двух поездок на работу — больше он такой автомобиль не купит. Выбирать-то есть из чего.

А у нас? Купил Иван Иваныч один отечественный автомобиль, не понравилось, купил другой — той же марки, но в другом кузове. Опять не нравится? Не взыщите — третьего предложить не можем.

Причем, если с автомобилями определенность есть и система худо-бедно работает, то на рынке запчастей царит просто вакханалия.

ГОРЕ ОТ УМА

Говорят, суровость наших законов компенсируется необязательностью их исполнения. Но в России даже не исполнять можно несколькими способами. От того причин, приводящих к появлению в магазинах некачественных запчастей, — с десяток.

Например, если некий завод сертифицировал автомобиль или двигатель целиком, сертификат автоматически выдают и на комплектующие: руль, сиденья, фары, высоковольтные провода, поршневые кольца и т.д. Все это уже можно продавать на законных основаниях. Не беда, что контактная группа прослужит 5 тыс. км, шины станут кривыми через 20 тысяч, а высоковольтные провода придется выбросить сразу. Ведь при сертификации автомобиля оценивалась лишь его безопасность — никак не качество сборки и комплектующих. Но это лишь полдела. Удивительнее, что если некий независимый производитель вознамерится сделать запчасть лучшего качества, он, во-первых, должен просить разрешения у автозавода (у того, с кем собрался конкурировать!), а во-вторых, делать «слишком хорошо» вообще не сможет. Есть утвержденное ТУ на запчасть, хочешь сертификат — делай, как указано.

А можно ли автозавод обойти? Конечно. Самостоятельно разработайте оригинальную конструкцию, подтвердите ее патентную чистоту (а время-то идет), разработайте конструкторскую и технологическую документацию, технические условия (ТУ) и подайте заявку в орган сертификации — хочу, мол, делать хорошие запчасти вот таким образом. Чтобы получить «добро», несколько готовых образцов должны пройти испытания в лаборатории (за деньги, разумеется). Эксперты из органа по сертификации осмотрят за это время ваше производство, удостоверятся, что там все хорошо (?) и... Правильно, можно идти в следующую инстанцию.

Если повезет, через полгода-год вы получите право производить задуманное и реализовывать через розничную сеть. На этом, правда, проблемы не закончатся — но вернемся к сертификации.

Систематически проводя экспертизы тех или иных товаров, журнал успел неплохо ознакомиться с лабораторной базой. Беремся утверждать: большая часть органов по сертификации не имеет своих лабораторий, способных оценить качество изделий, на которые они выдают сертификаты. Большая часть тех товаров, что проходят-таки испытания, проверяются не по всем, а лишь по некоторым параметрам. Многое не контролируется вообще — из-за отсутствия оборудования либо из-за высокой стоимости проверок.

Сами посудите: за сертификацию производитель платит деньги. Может заплатить одному уполномоченному органу, может — другому. Один попросит «за все» тысячу долларов, другой — пять тысяч «за все, вместе с полным циклом испытаний». К кому обратится производитель? В общем, наличие сертификата соответствия зачастую не говорит абсолютно ни о чем. К качеству изделия эта бумага имеет примерно такое же отношение, как конституция США к проблемам Приморья.

«ЛЕВАК» ОПТОМ

И В РОЗНИЦУ

Не стоит, однако, делать вывод, что все зло автомобилистам — от системы сертификации. Первую скрипку в этом все-таки играет торговля. «Левый» товар подмешивается к приличному на всех стадиях: в производстве, на оптовом складе, в магазине — под прилавком. Вот типичная ситуация. Магазин официально покупает у известной фирмы (скажем, «Шелл» или «Мобил») партию в 100 канистр масла, продает половину и ставит под соседний стол 40 «левых» канистр, очень похожих на «фирму». Если покупатель выглядит представительно, он получит «родную» канистру, если не очень — «левую». Риск? Из 40 проданных канистр с подделкой в магазин вернут от силы одну-две. Деньги покупателю возвратят сразу, без спора.

Чтобы продать «левак» побыстрее, не жалко снизить цену чуть не до отпускной (фирменной). А когда первые 40 банок уйдут, их место займут новые.

Милиция, караул, обманывают! А кто докажет? Любая инспекция обнаружит под прилавком 50–60 канистр масла, на которое есть сертификат и фирменные накладные. Магазин ни при чем — это ОНИ нам такое поставили. Схема работает почти безупречно, но есть одно маленькое «но». По законодательству, продавец (магазин) несет ответственность за качество продаваемого товара. И тот, кто пострадал от «левака», имеет право обратиться в суд. Учитывая мобильность судебной системы, службы судебных приставов и прочее, этим правом, однако, воспользуется редкий покупатель.

ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД

Говорят, он есть всегда. Правительство готовит свой вариант реформы сертификации. Новая система должна стать чем-то средним между европейской, американской и теперешней российской. Поясняем. У нас необходимо подтвердить качество каждой гайки (на бумаге, разумеется), в Европе — обеспечить минимальные требования, продиктованные соображениями безопасности, в США — просто продекларировать, что ваш товар хороший (но не дай бог, поймают на обмане). Что же будет у нас?

Все многообразие товаров планируется разбить на три группы. Первые будут подлежать обязательной сертификации «по полной программе», вторые — проверке на обеспечение минимального уровня безопасности, третьи — декларированию качества. В самом деле, глупо придумывать стандарт на форму щеток для смахивания снега или требования к цвету чехлов на сиденья.

Чего ждать от нового порядка, если его внедрят? Надеяться, что назавтра исчезнут все недоброкачественные товары, конечно, не приходится. Недобросовестные производители в одночасье сквозь землю не провалятся. Но вот добросовестным, наверное, станет легче пробиться к покупателю законными путями — может, и конкуренция появится. Только не «левака» за копейку с другим за полкопейки, как сегодня, а добротного товара с лучшим.

Что делать покупателю? Прежде всего — думать! Стоит ли покупать нейтрализатор за 400 рублей, если цена качественного изделия в пять раз выше. Разум должен победить в каждом из нас мелочный расчет, а производителям и продавцам не мешало бы усвоить — лучше потерять деньги, чем репутацию.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии