Как мы и "сто третья"покоряли урал

КАК МЫ И «СТО ТРЕТЬЯ„ПОКОРЯЛИ УРАЛ

]

АКТУАЛЬНО

ДЕВЯТЬ ДНЕЙ ОДНОГО ГОДА

КАК МЫ И «СТО ТРЕТЬЯ„ПОКОРЯЛИ УРАЛ

Дороги российской глубинки — отличный плацдарм для тестирования автомобилей. В особенности зимой. Таких препятствий, что возникают по воле стихии на обычных шоссе, не найти ни на одном испытательном полигоне. Водители-дальнобойщики подтвердят: наши дороги совершенно непредсказуемы. Обильные снегопады, метели, переметы, сильные морозы и оттепели по-прежнему застают врасплох дорожные службы. Иногда трассы вообще становятся непроходимыми, и на двухдневный по летним меркам путь может уйти неделя.

Вадим КРЮЧКОВ. Фото автора и Игоря Твердунова

ЧЕМ СЛОЖНЕЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ

Те трудности, что обычному водителю в тягость, — мечта для испытателя. Вот и мы в середине зимы снарядили в дорогу редакционный VAZ 21103, и не куда-нибудь, а на Урал. Там в нынешнем году зима выдалась снежная и морозная. Добавим сюда естественные для здешних мест перепады высот, перевалы, обледенелые уклоны, обилие поворотов — и поймешь: лучшего места для проверки автомобиля в целом, его узлов и агрегатов не придумать. К тому же «сто третью» ожидали холодные пуски двигателя после ночных стоянок и... отсутствие автосервиса. Обычных «десяток» на Урале уже много, а VAZ 21103 еще в новинку — ремонтировать его двигатель не научились, с запасными частями — проблема.

План пробега делали по принципу: чем сложнее, тем лучше. В итоге нарисовали замкнутое кольцо протяженностью около 5 тысяч километров: Москва — Казань — Ижевск — Пермь — Соликамск — Екатеринбург — Уфа — Челябинск — Самара — Тольятти — Пенза — Рязань — Москва. Преодолеть маршрут рассчитывали за девять дней, но капризы небесной канцелярии вынудили несколько скорректировать план, чтобы уложиться в намеченный срок.

Покорять Урал решили на двух автомобилях — «сто третьей» и ее напарнице, новой «девятке». В одиночку — более чем рискованно. В экстремальных условиях (при сильном морозе) сколь-нибудь долгий ремонт просто невозможен. На поиск и устранение неполадок матушка природа отпускает минут пятнадцать, максимум полчаса, после чего окоченевший водитель не в состоянии сладить с грудой холодного металла. А в остывшем салоне автомобиля температура такая же, как на улице. В таких случаях без надежной технички не обойтись. В ней можно согреться, а если понадобится — использовать как буксир и притащить пострадавшую в теплый гараж. «Девятка» более чем пригодна для такой подстраховки: если уж что-нибудь с ней случится — переберем чуть ли не с закрытыми глазами, как автомат Калашникова.

Оба автомобиля готовили к пробегу в лабораторно-техническом центре «За рулем». Заправили их всесезонными маслами, пригодными для эксплуатации в сильные морозы. Шестнадцатиклапанный двигатель «сто третьей» — маслом «Вальволин» 5W40 на синтетической основе, коробку передач — синтетикой «Тексако» 75W90. Поначалу решили оставить в коробке заводскую смазку, но в холодные дни в Москве, когда температура опускалась ниже —20°С, «родное» масло заметно густело, а значит, на Урале могло осложнить жизнь. В мотор «девятки» залили отечественную синтетику — «Спектрол-Поларм» 0W30, а в коробку передач, как и в «сто третью», такое же — «Тексако».

Перед пробегом VAZ 21103 подвергли основательной ревизии. Проверили установку фаз газораспределения, натяжение зубчатого ремня и ремня генератора. Протянули все болты и гайки ходовой части, крепления штоков амортизаторов. Объектом нашего контроля стали не только все шланги и хомуты системы охлаждения, топливопроводов, дренажа бака, но и, конечно, резиновые чехлы шаровых опор, рулевых тяг, приводов, а еще опоры глушителя и резонатора. Заменили отказавший в первые дни эксплуатации машины датчик уровня топлива и загерметизировали разъемы датчиков скорости и угла коленвала: они расположены очень низко — вода и дорожная грязь обрабатывают их нещадно. Наконец, полностью зарядили аккумулятор и проверили уровень электролита в банках.

Почти все то же сделали и на «девятке». Автомобили обули в шипованные покрышки: VAZ 21103 — в ярославские Я-438 размерностью 185/65R14, VAZ 21093 — в «Барум OR-42» 175/70R13 Московского шинного завода. Штатные запаски дополнили двумя дополнительными — их загрузили в «девятку». Разумеется, взяли в дорогу побольше инструмента, диагностическое оборудование и гору запасных частей. Кстати, наша «девяносто третья» и по возрасту, и по пробегу сопоставима с «десяткой» и может послужить «точкой отсчета», когда будем подводить итоги теста.

ИЗ ПУТЕВОГО БЛОКНОТА

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.

МОСКВА — ИЖЕВСК

Стартуем в темноте. Перегон до Владимира проходим на одном дыхании. Светает. День солнечный. На подъездах к Нижнему Новгороду на асфальте появляется тонкая корочка льда, а перед городом уже очень скользко. Приходится ехать, прижавшись левой стороной к осевой линии. Там намерз рыхлый снег, за который хоть как-то цепляются колеса. Судя по всему, чистого асфальта теперь не увидим долго.

Начинает холодать. В сумерках минуем границу Чувашии и Татарии. Там, где были обочины, — высоченные сугробы. Дорожное покрытие — ледяная гребенка. Трясет так, что клацают зубы. Вместо осевой линии широкая полоса из смерзшейся снежной каши. При обгоне грузовиков наши машины мотает из стороны в сторону. За Казанью дорога несколько лучше и сугробы на обочинах ниже.

Началась метель. Сильный ветер гонит снег поперек шоссе. Зрелище эффектное, но границу, разделяющую проезжую часть с бескрайними просторами Татарии, практически не видно. В районе Елабуги снова высокие сугробы на обочинах. Еле находим заметенный поворот на Ижевск. На улице —18°С с ветром. В «сто третьей» тепло — отопитель работает исправно. Однако боковые стекла автомобиля обмерзают полностью — распределение потоков горячего воздуха в салоне оставляет желать лучшего. А вот в «девятке» с высокой панелью стекла обмерзают не так сильно. Около двух часов ночи, преодолев чуть больше 1200 километров, въезжаем в Ижевск.

ДЕНЬ ВТОРОЙ. ИЖЕВСК — СОЛИКАМСК

На улице —22°С. После ночной стоянки «сто третья» категорически отказывается заводиться. Стартер бодро вращает коленвал, вспышки в цилиндрах возникают, но, как говорится, «не схватывает». Двигатель заливает бензином. Продувка, новая попытка и снова ничего не получается. В результате на пуск ушло 40 минут и треть баллончика с эфиром. «Девятка» же завелась с полуоборота. (На ней, правда, пришлось сменить пробитое переднее колесо.)

День солнечный. Дорожное покрытие — плотно спрессованный снег. Шины за него цепляются хорошо и, несмотря на извилистую трассу, ехать можно довольно быстро. Временами удается разогнаться до 130 км/ч. В сумерках подъезжаем к Перми. Переезд через плотину КамГЭС закрыт, приходится объезжать по городу. Внезапно на диагностическом табло «сто третьей» вспыхивает лампа пониженного уровня масла. При доливе под машиной растекается темная лужа. До Соликамска еще 200 километров, а за бортом ночь и 25 градусов мороза.

Повезло, что еще не успели выехать из города. С великими предосторожностями добираемся до станции техобслуживания на окраине Перми. В теплом помещении открываем капот. Весь двигатель залит маслом. А вот и причина — вылетела заглушка в головке блока цилиндров. Мало того, попутно она пробила пластмассовый корпус воздухофильтра. Заглушек на станции нет. Выручает «мозговой штурм». Берем шайбу для регулировки зазоров клапанов двигателя VAZ 2108, обтачиваем ее, запрессовываем на место заглушки и уплотняем герметиком. Масло долили, можно трогаться в путь. Спасибо гостеприимным ребятам с автосервиса!

Дорога до Соликамска напоминает бобслейный желоб. Узкая ленточка обледенелого шоссе зажата между сугробами высотой с грузовик. Повороты не просматриваются. Но уже глубокая ночь, встречных машин мало, и через три часа мы финишируем в Соликамске.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ И ЧЕТВЕРТЫЙ. СОЛИКАМСК

Отдыхаем и «зализываем раны» в гараже Соликамского магниевого завода. Отмываем оба автомобиля и — контрольный осмотр. Больше всего волнует заляпанный маслом моторный отсек «сто третьей». Отчистили его и вздохнули с облегчением: самодельная заглушка держится прочно и не пропускает смазку. Попутно обезжириваем и заклеиваем корпус воздухофильтра. Ночью «девятка» отдыхает в гараже, а «десятка» — на улице. Надо повторить холодный пуск и посмотреть, не выбьет ли заглушку снова. Термометр показывает —33°С.

Запланированные фотосъемки на фоне местных достопримечательностей и поездки по зимникам едва не сорвались. «Сто третья» снова отказалась заводиться. Симптомы те же, что в Ижевске. Стартер вращается, вспышки есть, но не «схватывает». Закатываем автомобиль в тепло. Выкручиваем свечи. Они залиты бензином, а под ним — черный нагар. Система впрыска откровенно «богатит» смесь. Посмотрим, что будет дальше. В гараже двигатель, конечно же, запустили и все, что было запланировано на день, сделали, но рисковать дальше не стали — обе машины ночевали в тепле.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ. СОЛИКАМСК — ЕКАТЕРИНБУРГ

Пасмурно, температура —15°С. Стартуем в Екатеринбург по старому шоссе в объезд Перми через Кунгур. Дорога все та же — бобслейный желоб. Только теперь она петляет по горам. За окном великолепные уральские пейзажи — склоны, поросшие могучим лесом. Но особенно не полюбуешься. Впрыск VAZ 21103 подкидывает очередные сюрпризы. При перегазовках двигатель детонирует, холостые «гуляют» от 400 до 1000 об/мин. Хорошо, что хоть ехать можно. За очередным перевалом температура воздуха... около нуля. Обочины раскисли, на дороге скользко. Чуть позже подул ветер и начался снегопад. На подъездах к Екатеринбургу дорожное полотно сузилось: намело длинными языками снег. Уже в темноте, как-то слишком уж буднично миновали границу Европы с Азией и въехали в Екатеринбург.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ. ЕКАТЕРИНБУРГ

Осмотр машин, фотосъемка. С утра «сто третью» запустили сразу. Но при прогреве из выхлопной трубы идет черный дым, пахнет несгоревшим бензином.

Снег валит весь день с короткими перерывами. Вечером советуемся с местными жителями, устраиваем совещание и решаем изменить маршрут. В районе Челябинска во время снегопада нередко случаются пробки, поэтому прокладываем путь на Уфу по Башкирии через Красноуфимск и Сим. Если позволит погода, пройдем до Тольятти без ночевок, пока дорогу окончательно не засыпало.

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ. ЕКАТЕРИНБУРГ — УФА

Стартуем в утренних сумерках. В Башкирии солнечно, оттепель, а дорога — одно слово — «кошмар». Там, где посыпали солью — грязь и рыхлая снежная каша. Где не посыпали — голый лед. Не просто скользко, а очень скользко. Одна радость — машин на местных трассах мало. В районе Сима сворачиваем на магистраль Челябинск-Москва. Впервые за несколько дней увидели асфальт, правда, залитый талой водой. С приходом темноты холодает и дорога прямо на глазах покрывается льдом. В районе Уфы ледяные надолбы. Автомобиль скачет по ним словно мячик. «Разговаривает» подвеска, скрипит кузов. Скорость не больше 40 км/ч. За Уфой выбираемся на гладкий асфальт, облегченно вздыхаем и... через 30 километров упираемся в длиннющую пробку. Грузовики и легковые автомобили стоят в два ряда. Где-то впереди заносы, и когда их расчистят, неизвестно. Уныло поворачиваем назад, снова трясемся по надолбам и останавливаемся на ночлег в гостинице местного аэропорта.

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ.

УФА — ТОЛЬЯТТИ

Глубокой ночью повторяем попытку штурма. Пробки уже нет. Но после нее дорога напоминает утро после Куликовской битвы. По обочинам в самых разнообразных «позах» разбросаны перевернутые «фуры». Какие-то грузовики брошены прямо посредине проезжей части. По бокам пробитые шнеком снежные переметы, под колесами надолбы похлеще уфимских. Вот вам и номерная магистраль М5! В таких условиях ползем километров двести. «Девятка» и «сто третья» жалобно скрипят, но едут. Минуем поселок Октябрьский и упираемся в новую пробку. Дальнобойщики говорят, что стоят уже вторые сутки. Смотрим в атлас и уходим на местные дорожки в Оренбургскую область. Через Бугуруслан и Отрадный пробиваемся к Самаре. У «сто третьей» спускает заднее колесо. Вместо 14-дюймового ставим 13-дюймовую запаску от «девятки» — разгружать багажник нет сил. Очередной сюрприз поджидает на участке Самара-Тольятти. Четырехполосная скоростная магистраль засыпана рыхлым снегом. Увязая по ступицы, докатываемся до поворота на Курумоч, за которым, о чудо, шоссе очищено. При въезде в Тольятти у «сто третьей» появляется вибрация при торможении.

ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ.

ТОЛЬЯТТИ — МОСКВА

По сравнению с тем, что позади — легкая прогулка. Дорога хорошо знакома. За Сызранью скользкое покрытие сменяет очищенный асфальт. Все бы хорошо, только в мордовском селе Умет диагностическое табло «сто третьей» снова сигнализирует о падении уровня масла. Открываем капот — все чисто, заглушка на месте, подтеков нет. Больше литра масла ушло за неполные три тысячи километров пробега. Кстати, в период обкатки полщупа смазки бесследно исчезло за 1800 километров, но тогда мы грешили на течь одного из датчиков. Теперь, когда течи нет, остается одно: большие потери на угар, что недопустимо для нового двигателя.

ТРОЕЧНИК И ОТЛИЧНИК

Теперь самое интересное: как отразился пробег на здоровье автомобилей. Попробуем выставить им оценки. Начнем с более интересующего нас — VAZ 21103. Осмотр ходовой части показал: все болты и гайки на месте, чехлы шаровых опор и шарниров равных угловых скоростей целы. На днище, деталях подвески ни царапины. Кстати, трудную дорогу автомобиль преодолел со штатным брызговиком, без усиленной защиты картера. А вот контрольные замеры на стенде схода-развала огорчили — углы установки колес нарушились. Если помните, подобным недугом страдала и обычная «десятка», проходившая у нас испытания в 1997 году.

Шестнадцатиклапанный двигатель, кроме дорожных, других сюрпризов не преподнес. Нигде ничего не подтекает, заглушка прижилась словно родная, зубчатый ремень и ремень генератора натянуты нормально. А вот с угаром масла и плохой работой системы впрыска предстоит разобраться отдельно. О результатах непременно сообщим. Пока же обросшие нагаром штатные свечи AУ17ДВРМ мы заменили на более горячие «Беру 14F-8DU4». Последние, как свидетельствует опыт, при сильно обогащенной смеси очищаются лучше.

Не порадовало вскрытие передних вентилируемых тормозов увеличенного размера. Колодки изношены неравномерно. Впрочем, диски тоже. На их наружной стороне царапин больше, чем на внутренней. Продавцы запасных частей подтвердили — дефект не единичен. В последнее время детали к тормозам «сто третьей» пользуются повышенным спросом. У нас же биение заметно уменьшилось после установки новых колодок венгерской фирмы «Рона».

Но пока не будем радоваться. Если через несколько тысяч километров пробега вибрации снова усилятся, займемся тормозами всерьез. Подложила свинью и система охлаждения — в Москву автомобиль въехал, обильно поливая дорогу «Тосолом». Пришлось заменить два шланга. Один из них — головная боль для всех владельцев «десяток». Патрубок отопителя с пластмассовым тройником явно короткий и часто обрывается. Его замена трудоемка — требуется разобрать добрую половину моторного отсека. Мы, конечно же, поставили новый, но тот край, что присоединяется к двигателю, удлинили с помощью стальной трубки, двух хомутов и обрезка от старого шланга. Теперь патрубок при перемещении двигателя на опорах натягивается не так сильно.

И последнее. Моторчик стеклоомывателя расположен слишком близко к аккумулятору. За неполные 10 тысяч км пробега пары кислоты сделали черное дело — сгнила контактная группа и кислота попала внутрь мотора. Пришлось приобрести новый. Контактную группу защитили с помощью пластмассовой крышки от баллончика с аэрозолем. Крышку надели на моторчик, а провода пропустили через прорезанное сбоку отверстие.

Несколько слов о «девятке». За всю дорогу автомобиль потревожил лишь дважды — замерз замок багажника, да от тряски на ледяных ухабах вывалилась ручка управления гидрокорректором фар. В остальном автомобиль работал безупречно. Не возникло каких-либо нареканий и во время контрольного осмотра. Вот вам и устаревшая конструкция! Можно сказать: по результатам теста «Урал» наш VAZ 21093 заслужил оценку «отлично». Шестнадцатиклапанная «сто третья» получила «троечку» — слишком уж много проблем. Как новых, так и тех, с которыми сталкивались раньше. Но, думаем, летом у нее еще будет шанс реабилитироваться.

ТЕСТ «УРАЛ»

VAZ 2110

Общий пробег, км — 6421 

В период подготовки, км — 1289 

Из них:

городские дороги, км — 1139 

лед, укатанный снег, км — 150 

Средний расход топлива

(зимняя эксплуатация), л/100 км — 10,08 

В ходе теста «Урал», км — 5132 

Из них:

городские дороги, км — 495 

загородные шоссе, зимники, км — 4637 

Средний расход топлива (зимняя

эксплуатация), л/100 км — 7,69 

Эксплуатационный расход топли-

ва за отчетный период

(3028–9449 км), л/100 км — 8,17 

Расходы на бензин (цена

1 литра АИ-93 — 2. р 80 к.), руб. — 1470 

Расходы на запасные части, руб.:

Масло моторное — 753 

Фильтр масляный — 55 

Масло трансмиссионное — 800 

Жидкость стеклоомывателя — 80 

Свечи — 260 

Масло моторное (долив

после ремонта) — 753 

Колодки тормозные — 150 

Регулировка схода-развала — 230 

Датчик уровня топлива — 200 

Мотор омывателя — 42 

Патрубок системы охлаждения — 100 

Общие расходы на бензин и за-

пасные части без учета стоимос-

ти работ, выполненных в лабора-

торно-техническом центре

«За рулем», руб. — 4893 

VAZ 2109

Пробег в ходе теста «Урал», км — 5136 

Из них:

городские дороги, км — 499 

загородные шоссе, зимники, км — 4637 

Средний расход топлива

(зимняя эксплуатация), л/100 км — 7,69 

Расходы на бензин (цена 1 литра

АИ-93 — 2 р. 80 к.), руб. — 1106 

Расходы на запасные части, руб.:

масло моторное — 700 

фильтр масляный — 55 

масло трансмиссионное — 800 

жидкость стеклоомывателя — 80 

регулировка схода-развала — 230 

Общие расходы на бензин и за-

пасные части без учета стоимос-

ти работ, выполненных в лабора-

торно-техническом центре

«За рулем», руб. — 2971 

Место улетевшей заглушки заняла регулировочная шайба на герметике.

Слишком богатая смесь — свечи быстро покрываются нагаром.

Неравномерный износ колодок виден невооруженным взглядом.

Вылетевшая заглушка пробила корпус фильтра.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

ВАДИМ КРЮЧКОВ

Итак, «девятка» или «десятка»? Мой выбор однозначен — старый друг лучше новых двух. Несмотря на ряд неоспоримых преимуществ автомобилей «десятого» семейства, когда пришла пора поменять личный автомобиль, купил VAZ 21093 с карбюратором в системе питания. Пусть устаревшая конструкция, пусть убогий салон, но высокая надежность, удивительная живучесть, простота обслуживания и низкая стоимость запасных частей стали решающим аргументом.

ИГОРЬ ТВЕРДУНОВ

Лучшее, что есть в «сто третьей», — удобное сиденье, регулируемая рулевая колонка, относительно просторный и тихий салон, импортная комбинация приборов. Остальное? Было бы хорошо, если бы работало, как надо. Лучше всего про VAZ 21103 сказал сервисмен из Перми: «Через пару лет все „сопли“ подберут, тогда можно покупать, а пока останусь верен „девятке“. Вот глас народа, знающего вазовскую технику не понаслышке.

АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ,

инженер-испытатель

Резюме можно выразить кратко: комфорт взамен остального.

Действительно, удобная посадка водителя и пассажира, лучшая организация и компоновка органов управления, приборов, переключателей и сигнальных ламп, в сочетании с неплохим отопителем, меньший шум в салоне обеспечивают выигрыш 21103 по сравнению с 21093. В то же время плохо оптимизированные параметры силового агрегата (недостаточная эластичность) вызывали необходимость частых переключений передач при движении по заснеженным дорогам даже с небольшими перепадами высот. Кроме того, VAZ 21103 уступает 21093 более низкой траекторной устойчивостью (рыскание при движении по прямой) и чувствительностью к повороту руля.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии