Один и восемь

ОДИН И ВОСЕМЬ

]

ТЕХНИКА

Тюнинг

МОТОРЫ «1,8» ДЛЯ ВАЗОВ

ОДИН И ВОСЕМЬ

СЕРГЕЙ МИШИН

Двигатели рабочим объемом 1800 смз разработаны для мелкосерийного производства в ОПП. Подготовлено два варианта — восьми- и шестнадцатиклапанный, с индексами 21118 и 21128 соответственно. Ориентированы они в первую очередь на «представительские» автомобили VAZ 21108 «Премьер» и уже после — на обычные «десятки».

ГЕОМЕТРИЯ

Добавить к объему двигателя сотню-другую кубиков — самый верный способ повысить его мощностные показатели без ущерба для долговечности и надежности. При этом характер мотора, как правило, меняется к лучшему. Примером могут служить 1,8-литровые моторы «десятого» семейства. Здесь для увеличения объема с 1,5 до 1,8 л одновременно изменили диаметр цилиндра D (с 82 до 82,5 мм) и ход поршня S. Таким образом, двигатель из короткоходного (S/D=0,87) стал длинноходным: S/D=1,02. Цифры эти важны, разумеется, не сами по себе — за ними стоят конкретные особенности конструкции. Известно, что длинноходные двигатели отличают высокая корпусная жесткость, небольшая удельная масса, экономичность и возможность управления эффективными показателями (мощностью и крутящим моментом) в широком диапазоне оборотов.

При диаметре цилиндров 82,5 мм конструктивный запас «восьмерочного» межцентрового расстояния 89 мм еще не исчерпан, однако дальнейшее увеличение диаметра потребовало бы металлической прокладки головки блока. Ход поршня 84 мм позволил «вписаться» в существующий блок цилиндров объемом 1,6 литра.

Правда, возросло и другое геометрическое соотношение — R/L (радиуса кривошипа к длине шатуна). Оно в первую очередь характеризует нагруженность пары трения поршень-цилиндр. С его увеличением возрастают силы инерции второго порядка, практически неуравновешенные в рядных четырехцилиндровых двигателях. Получается, чем выше эта цифра, тем больше нагруженность двигателя и ниже его ресурс.

Но бороться за снижение нагруженности и увеличение ресурса можно не только «играя» отношением R/L. Хороший способ — снизить массы поршней и шатунов.

ЖЕЛЕЗО

Благодаря существенному уменьшению высоты поршня его масса в новом моторе почти в полтора раза меньше, чем аналогичной детали двигателя 2112. Это позволило значительно облегчить шатун и поршневой палец. Отпала необходимость в балансировочных бобышках. Ради снижения механических потерь диаметр шатунной шейки коленчатого вала уменьшен с 47,8 до 41,5 мм. А чтобы вкладыши идеально ложились в свои постели и крышка шатуна вставала без малейших перекосов, приняли технологию «колотого» стыка между шатуном и его крышкой. В итоге масса нового шатуна также уменьшилась в полтора раза.

Теперь о коленвале. От серийного его отличают не только меньшие шатунные шейки. За счет оптимизации формы снижена масса противовесов. При этом уровень шумов и вибраций нового двигателя остался на уровне полуторалитрового мотора.

Будет и спортивная версия с доработанными впускной и выпускной системами и фазами газораспределения. Показатели такого мотора должны возрасти примерно в 1,3–1,4 раза, но с соответствующим уменьшением ресурса.

Все модификации созданы только во впрысковом варианте. Контроллер — «Январь-5,1» с оригинальными калибровками. Ресурс и показатели моторов 21118 и 21128, представленные в таблице, уточняются в ходе доводочных работ.

СУБЪЕКТИВНО

Солидная «сто восьмая» с шестнадцатиклапанником при старте буквально срывается с места и легко набирает скорость. Разгон ровный, уверенный, без выраженного подхвата в зоне 3000 об/мин, характерного для полуторалитрового шестнадцатиклапанного мотора. Но это не самое впечатляющее — здесь все закономерно. Гораздо важнее тяговитые «низы»: они позволяют легко трогаться со второй и даже с третьей передачи. Водителю прощается даже не слишком плавное включение сцепления.

Исчез обычно ощутимый разрыв между первой и второй передачами, характерный для «самар» и «десяток». Правду говорят, что хороший тяговитый мотор менее требователен к тщательности подбора передаточных чисел трансмиссии.

Отпускная цена автомобиля VAZ 21218 в базовой комплектации с двигателем 21128 — 225 тысяч рублей, это на 13 тысяч дороже, чем с обычным 2112.

«Полтора» или «один и восемь» — по внешнему виду не отличить.

Поршни и шатуны для «1,8» значительно легче обычных «десятых».

Деревянные вставки в отделке дверей, обтянутый натуральной кожей руль, светлые сиденья и бархат обивки, обновленная панель приборов, эффектные, облегченные педали — скоро такой салон с изысканной отделкой войдет в перечень опций для VAZ 21108 «Премьер».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии