Симфония ветрового стекла

СИМФОНИЯ ВЕТРОВОГО СТЕКЛА

]

ФРОНТАЛЬНАЯ АКУСТИКА

Расставляя приоритеты в важности действующих лиц нашей «музыкальной истории», мы неоднократно указывали, что на первом месте стоит акустика. Тому есть как минимум две причины — неправильно подобранные и халтурно установленные динамики мгновенно уничтожают усилия магнитолы, ресивера, усилителя и всех прочих членов нашего «оркестрика», какими бы высококачественными они ни были. Есть и другой повод разобраться с акустикой раз и навсегда — работа по ее установке весьма трудоемка, а потому не стоит лишний раз разбирать-собирать двери и панели.

Задача ясна: предстоит капитально подпортить семейный бюджет, но зато купить что-то эдакое, типа «раз и навсегда». Достаем пачку купюр, отдаем ее продавцу... Нет — стоп!

НЕ ВСЕ ТО ЗОЛОТО, ЧТО... ЗВУЧИТ!

Самая дорогая акустика может вас разочаровать! И вот почему.

Во все времена считалось, что тяжелее всего воспроизводить классическую музыку. В ней сложно все — и многообразие определенным образом расположенных инструментов, и нюансы звучания каждого из них. Поэтому классика — это своего рода детектор качества звучания: дескать, если вытянул Баха и Генделя, то уж дискотеку в Доме культуры точно осилишь. Но здесь-то и таится незаметный подводный камень.

Дело в том, что классическую музыку нужно воспроизводить, как говорят профи, «мониторно» — что Иоганн Себастьян написал, то и играй. А вот всякого рода, извините, «попсу» желательно закачивать в уши собравшихся в эдакой собственной интерпретации — с ритмом, энергетикой, огоньком, яркостью! Словами всего этого, конечно, не передать — нужно слушать. Однако результат будет предсказуем — для классической музыки нужны одни динамики, а для «техно» — совсем другие. И просто ориентироваться на количество цифр в ценнике здесь нельзя.

Ту же мысль выразим иначе — разве можно подобрать себе автомобиль, исходя только из его стоимости? Даже при его шестизначной цене одному захочется «Бентли», другому — «Ягуар», а третий закажет отреставрированный «Дюзенберг». Так и здесь — сначала послушай, а затем попытайся сформулировать свои потребности. И только потом лезь за бумажником или кредиткой.

КОЭФФИЦИЕНТ «ПОПСОВОСТИ»

Конечно, такого коэффициента нет. Как и нет ничего обидного в том, что различные музыкальные брэнды давно поделены «продвинутыми» слушателями именно по музыкальным стилям — фирма «Х» делает шикарную акустику для классики, а «Y» непревзойден по «молодежным» направлениям. На наш взгляд, к последним можно отнести американские «Эм-Тэ-Икс» (МТХ), «Кикер» (Kicker) и «Инфинити» (Infinity) — при этом речь идет об изделиях очень высокого качества! А любителям запредельных децибелов подойдет «Бостон Акустикс» (Boston Acoustics) — у этих динамиков по части громкости соперников мало. Если же требуется вышеупомянутое «мониторное» звучание, то стоит прислушаться к «Динаудио» (Dynaudio), «Морель» (Morel), «Дэ-Эль-Эс» (DLS). Что касается цен, то в поисках очень серьезного уровня звучания не стоит опускаться ниже планки в 200 долларов для двухкомпонентных систем, а также ниже 300 — для трехкомпонентных. Есть, конечно, динамики и подороже — скажем, «Морель» модели Hybrid-6 или «Дэ-Эль-Эс» типа UR6 стоят около 350 долларов, «Кларион» 1961 — долларов 400, а «Динаудио» Kit-240 или 260 — примерно 400–500 долларов. Но конкретную модель нужно определять «на месте» — пришел, послушал, посчитал купюры и выбрал.

КУДА СТАВИТЬ-ТО?

Этот вопрос мы уже неоднократно затрагивали, но из уважения к его значимости не грех немного и повториться.

Начнем с того, что создатели автомобилей исповедуют по отношению к динамикам стиль профессора Выбегалло: «Когда вы понадобитесь, вас позовут». Продумать расположение пепельниц, подлокотников и переключателей — это важно, а динамик... а динамик пусть втыкают туда, где останется незанятое пространство. Причем это относится даже к очень дорогим машинам — в лучшем случае их напичкают огромным количеством громкоговорителей, заменяя качество звучания величиной пожираемой мощности. Поэтому про штатные места крепления динамиков нужно сразу же забыть — впрочем, об этом мы поговорим отдельно.

Важно понять одно: конечный результат нашей работы — это эффект присутствия. При этом звуковая сцена обязана быть как бы шире стоек кузова и глубже ветрового стекла, из которого, кстати, и должен исходить звук! Мы же хотим просто слушать музыку, а не гадать, откуда она исходит... А для этого, считаем, звук должен быть фронтальным.

Понять это немножко тяжело — мы слишком привыкли к неизбежности задних полок «жигулей» с расположенными там динамиками а-ля «шесть на девять». Пора привыкать к другой «неизбежности» — например, к расположенным спереди двухкомпонентным динамикам, а еще лучше — к трехкомпонентным. Впрочем, даже четыре динамика — два низкочастотника и пара «пищалок» уже способны обеспечить звук, за который не будет стыдно. Слушать мы их будем, конечно же, через усилитель — впрочем, на первых порах можно обойтись и «головой». Усилитель купим попозже.

Установка динамиков — это отдельная песня, даже целая сага. Вкратце отметим, что в «торпедо», как правило, можно установить только 13-сантиметровые изделия — другие просто не влезут. Поэтому чаще используют либо передние двери, либо специально изготавливаемые подиумы — для трехкомпонентных систем без этого просто не обойтись. Само собой, всему этому предшествует «евроремонт» тех же дверей: просто прикрутить дорогущий динамик к их арматуре — то же самое, что запихнуть их в банку из-под тушенки. Работать, конечно, будут, но вместо музыки будет доноситься звяканье — только и всего.

Шумоизоляция, вибродемпфирование, подиумы — понимаете, почему установить динамики желательно сразу и капитально? Кстати, тут же всплывет еще один нюанс — кто будет главным слушателем? Если тот, кто сидит за рулем или рядом с водителем, то вопросов нет, а вот если VIP-пассажир собирается ездить только сзади, то возни предстоит куда больше. Для этого придется устанавливать динамики и сзади — с разворотом в нужную сторону: тяжело, но можно. Что касается «классической» задней полки... Можно, конечно, задействовать и ее — просто нужно понимать, что лишние наборы коаксиальников увеличат громкость звучания, но одновременно исказят музыкальную сцену. Так что, хорошенько подумайте.

Напоследок — «дежурное» предупреждение. Самостоятельная установка акустики в автомобиле с целью сэкономить на услугах профи, как правило, заканчивается полным фиаско — искореженные потроха салона, убитое время и... плохое звучание. О возможной ошибке при покупке комплектующих мы уже говорили. Другое дело, если вы рассматриваете подобное занятие как элемент самовыражения и радостно тратите на него свое свободное время — хобби есть хобби. В этом случае можно аргументированно отстаивать свои позиции по изготовлению подиумов, использованию задней полки, установке сабвуфера...

Кстати, именно о сабвуферах мы и поговорим в следующий раз.

Акустика от «Дэ-Эль-Эс» двухкомпонентная...

... и трехкомпонентная.

А так выглядит «Кларион».

АЛЕКСАНДР ПЕНЬКОВ

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии