Интер-SOS на автотранспорте создают по инициативе НАМИ

Российские специалисты предложили мировому автомобильному сообществу оснащать машины системами экстренного реагирования при авариях. Страны Женевского соглашения о повышении безопасности автотехники поддержали инициативу.

Интер-SOS на автотранспорте создают по инициативе НАМИ

Интер-SOS на автотранспорте создают по инициативе НАМИРоссийские специалисты предложили мировому автомобильному сообществу оснащать машины системами экстренного реагирования при авариях. Страны Женевского соглашения о повышении безопасности автотехники поддержали инициативу.
Российские специалисты предложили мировому автомобильному сообществу оснащать машины системами экстренного реагирования при авариях. Страны Женевского соглашения о повышении безопасности автотехники поддержали инициативу.

На завершившейся недавно сессии стран Соглашения, проходившей под патронатом Европейской Экономической комиссии ООН, возглавить рабочую группу подготовки нормативов поручили представителю РФ Денису Загарину, руководителю Научно-исследовательского центра НАМИ (Дмитровского полигона).

Денис Загарин дал разъяснения для читателей «За рулем.РФ», что даст реализация проекта.

— Сразу обращу внимание: все, что проект предполагает, обретет статус законного акта, обязательного к  повсеместному исполнению. Разработаны соответствующие требования, которые будут включены в национальный Техрегламент о безопасности колесных транспортных средств (по ним, как известно, сертифицируются все ТС). Они же вскоре должны стать обязательными в странах Таможенного союза.

1 октября 2014 года в РФ вступит в силу обязанность оснащать устройствами экстренного реагирования новые, впервые проходящие сертификацию автомобили, которые перевозят опасные грузы и пассажиров. А с начала 2017-го такими системами должны быть оборудованы не только они, но и все без исключения машины, выпускаемые в обращение на российский рынок.

no copyright Загарин НАМИ 7733

no copyright  Загарин НАМИ 7733На сессии стран Женевского соглашения, проходившей под патронатом Европейской Экономической комиссии ООН, возглавить рабочую группу подготовки международной системы экстренной помощи на дорогах поручили представителю РФ Денису Загарину, руководителю Научно-исследовательского центра НАМИ (Дмитровского полигона).
На сессии стран Женевского соглашения, проходившей под патронатом Европейской Экономической комиссии ООН, возглавить рабочую группу подготовки международной системы экстренной помощи на дорогах поручили представителю РФ Денису Загарину, руководителю Научно-исследовательского центра НАМИ (Дмитровского полигона).

Принцип действия очевиден. С места ДТП подается сигнал оператору системы. Чтобы исключить ложную тревогу, тот делает проверочный звонок и, получив подтверждение факта происшествия, направляет к месту аварийную бригаду. Группы реагирования должны быть распределены так, чтобы каждая смогла соблюсти «правило золотого часа» — при тяжелых авариях, чаще всего, только в течение часа можно успеть спасти жизнь.

Планируем создать две генерации системы, продолжил Денис Загарин, — с ручным и автоматическим реагированием. Во втором случае понадобится решить непростую инженерную задачу: найти «рабочее место» для аппарата. Размещать в бамперах не стоит — можно поднять тревогу всего лишь после касания с препятствием. Если в полу машины, то в каком месте? В различных его точках скорость деформации и характер сминания разные. Больше того, специалисты АВТОВАЗа доказали, что в разных моделях автомобилей «тревожные» точки должны быть расположены в разных местах… Настройка системы пассивной безопасности — дело тонкое, ее невозможно унифицировать... Еще один вариант — «привязать» датчики SOS к датчикам срабатывания подушек безопасности. Словом, идет поиск.

no copyright SOS

no copyright SOS

— Но и производители, и перевозчики наверняка усомнятся: так ли необходимы устройства экстренного реагирования? И зачем нам инициировать подобные новации, если более продвинутое зарубежье ничего такого не предлагает… Мотив «непонятливости» прозрачен — аппаратура удорожает автомобиль.

— Так же точно все «сомневались», когда шло внедрение ABS и других систем безопасности, а  теперь они входят в базовые комплектации машин. Иные производители считают, что за те же деньги лучше превратить автомобиль в конфетку — поработать с его дизайном, установить продвинутую систему мультимедиа... Что же до наших потребителей, то об их взыскательности ходит анекдот: «русский пакет» при покупке иномарки — кожаный салон и фары-ксенон. Но не спрашивают, целы ли аэрбеги, не нарушено ли крепление ремней безопасности, не деформирован ли кузов после аварии…

Россияне низко ценят собственную жизнь и здоровье. И не только собственную. Меня, мягко говоря, удивляет, когда вижу женщину за рулем, а ее ребенок стоит между задними сиденьями, а то и вовсе сидит у нее на коленях… Во всех случаях, касающихся человеческой безопасности, я сторонник самых жестких мер. По факту, если в машину такой мамаши врежется другой автомобиль и с малышом случится страшное, водителя того автомобиля осудят строжайше. Но даже если он закоренелый нарушитель и был в стельку пьян, наказывать нужно и преступно беспечную мать — за то что не удосужилась усадить ребенка с детское кресло, хотя бы пристегнуть ремнем. Эта беспечность называется «соучастие в нанесении повреждений лицу, находящемуся в заведомо беспомощном состоянии». За это давно пора карать. Но такой правоприменительной практики у нас, увы, нет.

Поэтому государство вынуждено выполнять функции высшего перста — чтобы все были живы-здоровы. И ученые НАМИ останутся частью системы предотвращения аварий и катастроф на дорогах, как бы этому не противились.

Интер-SOS на автотранспорте создают по инициативе НАМИ

Интер-SOS на автотранспорте создают по инициативе НАМИ

— Для России система экстренного реагирования актуальна в высшей мере. Но не настолько актуальна для большинства стран Женевского соглашения, где статистика жертв в ДТП намного лучше. Тем не менее ее приняли…

— Мы могли бы узаконить норматив в России и тем ограничиться. Так бывало, когда вводили у себя стандарты управляемости, устойчивости, загазованности, запотевания и обледенения… Но на эти чисто внутренние нормативы влияли национальные особенности эксплуатации или наши климатические особенности. Здесь иная ситуация: система обеспечения безопасности ни одной страны не совершенна. И потом, наше предложение продолжает традицию доброго сотрудничества с зарубежными коллегами в русле политики международной деятельности РФ в области техрегулирования.

Впрочем, дело не только в политике. Правила техрегулирования нужно гармонизировать из чисто практических соображений — чтобы облегчить прохождение межгосударственных технических барьеров тем, кто работает в реальном секторе экономики. Импортеры и производители лучше других понимают, насколько это важно.

К сказанному в интервью — новость последних дней. Федеральный сетевой оператор «НП „ГЛОНАСС“ сообщил нашей редакции, что в рамках проекта „ЭРА-ГЛОНАСС“ к инфраструктуре системы экстренного реагирования при авариях готовят подключить 62 региона РФ в дополнение к восемнадцати, подключенным ранее. К концу 2013 года система охватит всю территорию РФ. Таким образом, инициатива НАМИ продолжает воплощаться в реальность. Следующий шаг к созданию международной службы — за зарубежными странами.

Международную систему SOS на автотранспорте создают по инициативе НАМИ

Международную систему SOS на автотранспорте создают по инициативе НАМИ

Представители России (в большинстве это сотрудники НАМИ) работают в профильных рабочих группах Европейской экономической комиссии ООН по световым приборам, пассивной безопасности, общих предписаний и всех других. В том числе в самой авторитетной — группе WP.29. В ней объединены лучшие в своей области умы мира. Отсюда понятны роль и влияние наших специалистов на развитие планетарного прогресса автотехники. А в деле обязательного внедрения систем безопасности на транспорте Россия признана пионером.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии