Не пей из болотца...

НЕ ПЕЙ ИЗ БОЛОТЦА...

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/БЕНЗИН ДЛЯ ВПРЫСКА

НЕ ПЕЙ ИЗ БОЛОТЦА...

ЧТОБЫ АМЕРИКАНСКИЙ ДЖИП НЕ ПРЕВРАТИЛСЯ В УЛЬЯНОВСКОГО КОЗЛЕНОЧКА,

ПОИТЕ ЕГО ТОЛЬКО ЧИСТЫМ ТОПЛИВОМ...

ТЕКСТ / АНДРЕЙ ШАТАЛОВ

Место моей работы — сервис, где среди прочих дел приходится устранять «таинственные» неисправности в системах впрыска топлива. По большей части они связаны не с дефектами конструкции или исполнения тех или иных узлов машины, а с нештатными условиями эксплуатации. Да, в России далеко не идеальная среда для впрысковых автомобилей, но и владельцы их зачастую беспечны, как будто бы живут на благополучном Западе.

Порой в наш сервис приходят «на галстуке» одна за другой впрысковые машины. Выслушав предысторию, я, как правило, уже догадываюсь, в чем дело, и, подключив диагностическую аппаратуру, лишь подтверждаю диагноз. За редким исключением, все подобные случаи, когда «вечером приехал домой нормально, а утром мотор как мертвый», связаны с заправкой плохим бензином.

Приволокли мне однажды «КИА-Спортидж» с высосанной до нуля батареей. Накануне по дороге домой его заправили, а на следующий день не смогли завести. Проверяю: искра есть, насос давление развивает. Вывернул одну свечу, а она не то что мокрая — словно гудроном облита. Стало быть, форсунки и подавно забиты этой студенистой черной гадостью. Чутье подсказывает: промывать их рано — сперва надо убедиться, что в баке чисто. Забираюсь в салон, снимаю бензонасос и, посветив переноской, заглядываю в бак... Мать честная — да там какая-то коричневая бурда! Отсосав немного спринцовкой, показываю бутылочку (фото 1) хозяину машины — мол, где это вы вчера напоили своего коня, что он такие плохие анализы сдает? А владелец и сам в шоке: «Да, вроде, не первый раз там заправляюсь, колонка крутая — с логотипом маститой западной компании»...

В общем, сливаю всю эту отраву (благо, у бака «Спортиджа» снизу пробочка есть), прополаскиваю бак, раскачивая машину из стороны в сторону, затем промываю систему питания под давлением «винсовской» спецжидкостью и заливаю в горловину пяток литров чистого бензина. К тому времени батарея немного подзарядилась, и мотор пустился как ни в чем не бывало. Уплатив в кассу почти 4000 рублей и торжественно поклявшись больше никогда не появляться на злополучной колонке, клиент отбыл восвояси...

Или другой случай... На двухлетней «Дэу-Нексии», прибывшей тоже не своим ходом, за все 46 тыс. км пробега ни разу не промывали форсунки, и я было подумал, что машина наконец-то встала из-за своей неухоженности — такое частенько бывает. Но рассказ владельца о скоропостижном угасании мотора заставил задуматься. Как говорил Шерлок Холмс: «Внезапность, Ватсон! Вот что должно настораживать!» Оказывается, с утра, когда «Нексия» стартовала по обычному маршруту на дачу, все было «о'кей». Дорога отличная, мотор пел «песню счастья» и вдруг на полпути затроил, потом задвоил... «Заправлялся ли я по дороге? А как же — сразу, как только выехал из города!» В общем, поняв, что дальнейшее продвижение в глухомань Владимирской области утратило смысл, водитель повернул оглобли в обратную сторону, но было уже поздно — через десяток километров началось «торможение двигателем»...

И снова подозрения подтвердились — отсосав немного топлива в бутылку, мы обнаружили в нем омерзительного вида серую слизь. Эта субстанция, похожая на полурастворившуюся резину (может, кто уронил в цистерну сапоги...), основательно забила сетку бензоприемника, и насос, работая почти вхолостую, вышел из строя от недостатка смазки — даже после удаления сетки более 1,5 атмосферы не развивал. Таким образом, помимо $150 за промывку бака (на «Нексии» он, кстати, без сливной пробки — приходится снимать с машины) и форсунок клиент выложил еще столько же за новый насос — цена ошибки в выборе АЗС.

Каково же было мое удивление, когда через три недели я вновь увидел ту самую «Нексию» с веревкой на капоте... «Здорово живешь! А я-то думал, ты теперь ученый и плохие колонки объезжаешь стороной. Может, все-таки датчик Холла полетел?» Увы, история повторилась с почти кинематографической точностью: дорога на дачу, заправка (правда, уже на другой АЗС), потеря мощности, разворот на 180° и т. д. И, конечно, пришлось помучиться в поисках буксира — в пятницу вечером, когда все едут, в основном, за город, можно долго размахивать тросом на обочине, как ковбой лассо... На этот раз насос «накрыться» не успел, и ремонт ограничился промывкой сетки приемника и, разумеется, бензобака и рампы с форсунками. А до хозяина наконец-то дошло, что АЗС, расположенные вдоль одной трассы, вполне могут получать топливо из одного и того же источника.

Впрочем, плохой, непригодный для современных автомобилей бензин может и совершенно не отличаться внешне от нормального. Речь не только о несоответствии по октановому числу, о чем уже написано видимо-невидимо, но и о содержании небольшого количества вредных примесей, не изменяющих цвет и прозрачность основного продукта. Во-первых, это всем известный тетраэтилсвинец, губящий датчик кислорода и катализатор (фото 2). Во-вторых, растворенные в топливе твердые углеводороды, например, нафталин, которым иные дельцы повышают октановое число дешевого бензина, чтобы продать его как дорогой. Результат — преждевременное загрязнение форсунок, которые приходится промывать уже не раз за 30 тыс. км, а втрое чаще. А вот марганцевые антидетонаторы, вопреки слухам, практически безвредны. Хотя недобросовестные механики пудрят мозги клиентам, списывая на бензин свое неумение отрегулировать мотор и безграмотно советуя заливать не АИ-95, а АИ-92 — дескать, в нем «нет марганца». На самом деле красный налет от применения высокооктанового бензина, появляющийся на изоляторах свечей уже после первых сотен километров, искрообразования не нарушает. Подтверждение тому — идеальная работа двигателей ухоженных машин, поступающих ко мне на диагностику при плановом ТО, да и отличная картинка на осциллографе. Но поскольку свечи все равно положено профилактически менять после пробега 15 тыс. км, я постоянно отправляю в мусорное ведро абсолютно исправные комплекты с красноватой пленкой на изоляторах.

Куда больше проблем от содержащихся в топливе смол — они постепенно откладываются в нагретых при работе двигателя форсунках, — а также агрессивных растворителей, добавленных в бензин из корыстных побуждений или просто по разгильдяйству. Кто знает, что возили в цистерне до АИ-95: бутилацетат, серную кислоту или просто мазут?.. Как говорится, «не в Америке живем»... Например, у одного моего постоянного клиента бензонасос более 15 тыс. км не служит — уже трижды меняли. Хотя обычно на таких же, как у него «опелях», узел ходит вдесятеро дольше. Электрика ни при чем — «садится» насосная секция. Но сетка заборника всегда чистая, да и в баке прозрачный, как слеза, бензин. Методом исключения делаем единственно правильный вывод — наш герой прикормился у колонки, бензин в которой хорошо горит, но плохо смазывает. Возможно, в него на каком-то этапе попадает вода. От небольшой ее концентрации насос не заклинит в первой же поездке, но прослужит намного меньше.

К сожалению, от проигрыша в топливную рулетку не застрахован никто — встать на дороге может и «Тойота», и «Мерседес». У торговцев нет стимулов блюсти качество топлива: в отличие от, скажем, прокисшей сметаны, плохой бензин никто на АЗС не возвращает и денег назад не требует. Главное, чтобы мотор не заглох и не застучал первые пару километров после заправки — все остальное сходит королям бензоколонок с рук. Случайно заезжих клиентов им хватает, и вместо тех, кто разок «отравился» и больше не приедет, будут другие.

Так что же делать? Проведение дорогостоящих рейдов с экспертизой топлива неэффективно — нам скажут: «Какое завезли, таким и торгуем. Не нравится — не покупай!» Остается одно — каждому вести свой «черный список» АЗС, пополняемый из опыта знакомых и конференций в Интер-

нете.

Отличное топливо для дачной котельной по милости аферистов оказалось в баке современного впрыскового автомобиля.

От применения этилированного бензина соты катализатора спекаются и узел стоимостью под $700 остается только выбросить.

Хозяин " Дэу Эсперо" решил сделать как лучше и регулярно заправлял машину бензином АИ-98 вместо АИ-95. Но однажды пятиминутной работы под нагрузкой оказалось достаточно, чтобы из-за перегрева треснули тарелки клапанов и рассыпались изоляторы свечей.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии