Ностальгируем по автоспорту вместе с Subaru

Как известно, марка Subaru закончила выступать в мировом чемпионате по ралли пять лет назад после более чем двадцатилетней и порой небезуспешной гонки за титулом. Однако всеми мыслями она в автоспорте. Вспоминать о былых спортивных деньках японской марки на нескольких автомобилях ее модельной гаммы мы отправились в Прибалтику.

CS 026 новый размер

CS 026 новый размер
Новый Fortester — один из участников пробега

В модельном ряду компании все говорит о спортивной родословной автомобилей. Именно поэтому во всех пробегах, которые организует Subaru, доминирует спортивная составляющая. Так было и на этот раз, когда дружной гурьбой мы отправились в Прибалтику на гоночные автотрассы, расцвет которых пришелся на советское время.

CS 003 новый размер

CS 003 новый размерНа память о Московской Олимпиаде 1980
На память о Московской Олимпиаде 1980
На память о Московской Олимпиаде 1980 

Мне повезло со мной в экипаже ехал известный автомобильный радиожурналист Александр Пикуленко, который в бытность водителем-испытателем завода «Москвич» накрутил по прибалтийским автодромам не одну сотню километров. Для него это встреча не просто с трассами, а с дорогами своей молодости, стала возможностью убедиться, насколько далеко ушел автомобиль в своем развитии.

IMG 4419 новый размер

IMG 4419 новый размерАлександр Пикуленко на Пирите
Александр Пикуленко на Пирите
Александр Пикуленко на Пирите

Пирита

Путешествие началось с олимпийского порта Таллина, принимавшего водноспортивную часть Московской олимпиады 1980 года. Здесь на пирсе мы взяли Subaru Forester tS  — автомобиль сочетает в себе спортивность и готовность штурмовать бездорожье — и поехали на трассу Пирита. Асфальтовая дорожка осталась, а вот трасса для автомотогонок перестала существовать в 2006 году.

IMG 4414 новый размер

IMG 4414 новый размер Forester tS на Пирите
Forester tS на Пирите
Forester tS на Пирите

Всюду ограничения скорости. Это заповедная зона, здесь отдыхают, прогуливаются по парку, катаются на велосипедах. Движение по трассе не прекратилось, но строго подчинено городскому как предписывает Евросоюз — 50 км в час и ни километром больше. Трудно поверить, что когда-то по этому кольцу носились автомобили со средней скоростью втрое большей, чем предписывают ограничительные знаки. Лучшее время круга здесь показал Тоомас Напа во время показательных выступлений на гоночном автомобиле «Эстония-21.10» Формулы-3 в 1987 году — 2 мин 22,1 с (152,65 км/ч).

«Эстонии» на трассе в Пирите
«Эстонии» на трассе в Пирите
«Эстонии» на трассе в Пирите

На дорожном кольце в долине реки Пириты, давшей название трассе, соревнования проводились с 1933 года. Сначала это были мотоциклисты, в 1959 к ним присоединились автогонщики. Самое трудное на Пирите — это сдержать себя и 263-сильный автомобиль и не сорваться в погоне за скоростью. Мешает история и настроенный в большей степени на шоссе нежели на бездорожье автомобиль.

IMG 4407 новый размер

IMG 4407 новый размерПрофилированный поворот на Пирите
Профилированный поворот на Пирите
Профилированный поворот на Пирите

Представляю, как непросто было Александру, который в свое время, с его слов, резвился на этой трассе на 412-м «Моквиче». А вот на специально «заточенном» Subaru Forester tS не мог, и все тут — ограничения.

IMG 4441 новый размер

IMG 4441 новый размерВ ожидании парома на Сааремаа
В ожидании парома на Сааремаа
В ожидании парома на Сааремаа

Сааремаа

По-настоящему оторваться нам удалось на острове Сааремаа. Его в шутку называют «самым быстрым островом Балтийского моря». Доля правды в шутке состоит в том, что на этом немноголюдном острове с 1974 года регулярно проводятся ралли — в советское время там даже гоняли на грузовиках. В 1993 году ралли «Сааремаа» получили статус международного.

CS 175 новый размер

CS 175 новый размерПаромная переправа
Паромная переправа
Паромная переправа

Нам довелось прокатиться по самым интересным спецучасткам Саареммы. Для повышения остроты ощущений на гравийных дорожках мы специально выпросили у организаторов Subaru RCZ  — на мой взгляд, один из самых спортивных автомобилей в современной линейке компании, не считая, конечно, Subaru Impreza WRC.

IMG 4451 новый размер

IMG 4451 новый размерСааремаа
Сааремаа
Сааремаа

В отличие от других Subaru, на которых безраздельно властвует симметричный полный привод, в сочетании с оппозитным мотором, на BRZ оппозитный двигатель приводит в движение только колеса задней оси. Спорткупе разрабатывалось совместно с Toyota (у нее модель носит обозначение GT86) для любителей погонять на классическом заднем приводе.

IMG 4475 новый размер

IMG 4475 новый размер Subaru BRZ на спецучастке
Subaru BRZ на спецучастке
Subaru BRZ на спецучастке

Гравий — весьма непростое покрытие для гонщика и автомобиля. На гравии перестает «соображать» АБС и система стабилизации движения. Езду можно сравнить с ездой по площадке с россыпью миллионов стальных шариков, на которых колеса прокручиваются и одинаково легко могут скатиться и влево и вправо. В общем, на гравии нужно быть предельно осторожным.

CS 017 новый размер

CS 017 новый размерМне тоже доводилось «зажечь»
Мне тоже доводилось «зажечь»
Мне тоже доводилось «зажечь»

Что касается нашего вторжения на остров, то для нас никто спецучастки не перекрывал, как это делается, когда проводятся официальные раллийные заезды, и поэтому всегда нужно было быть готовым к появлению встречного транспорта. Причем самыми коварными в этом плане оказались тихоходные трактора и автобусы, которые идут по гравийной дороге практически не поднимая пыли. Тех же, кто едет побыстрее, замечаешь издалека по белому шлейфу, взымающемуся в небо.

CS 018 новый размер

CS 018 новый размерГравий коварен
Гравий коварен
Гравий коварен

На прямой Пикуленко несся за 150 км/ч, поднимая за собой тучи известковой пыли. Ехал уверенно, постоянно отлавливая стремящуюся уйти в занос «бе-эр-зэтку». На скорости до 90 км/ч этого делать практически не приходится, а вот потом надо быть начеку. Какое наслаждение проходить веером поворот! Такое, казалось, возможно только на укатанной снежной трассе, ан нет! Гравийные участки Сааремаа вполне это позволяют, вот только камешки из под колес гулко стучат по днищу и колесным аркам.

Пока я вкатываюсь в трассу, Александр делится своими впечатлениями: «Володь, знаешь примерно также под „сто пятьдесят“ мы ездили здесь на „Москвичах“. Разница в том, какими усилиями для автомобиля и гонщика это достигалось. После такой поездки на продукции советского автопрома ты выходил из-за руля выжитым, как лимон, а в Subaru BRZ готов проехать столько-же и еще быстрее».

Когда Саша захотел проехать еще быстрее, я вспомнил историю, которую не раз слышал от своего коллеги по скоростному пробегу Москва — Лиссабон Олега Богданова про Велло Ыунпуу — эстонского гонщика, работавшего на Сааремаа водителем рейсового автобуса. Как- то раз пришедшие из плавания рыбаки попросили его побыстрее — за щедрое вознаграждение — подбросить их до Кингисеппа — нынешнего Куресааре — с другого конца острова. Велло дал по «газам», рыбаки застыли в оцепенении и от страха не могли произнести ни слова. Добравшись до места, на радостях, что остались живы, рыбаки оставили в местном ресторане все заработанные деньги, побили стекла, посуду и вместо дома оказались в милиции.

CS 159 новый размер

CS 159 новый размерДороги на Сааремаа слишком узкие
Дороги на Сааремаа слишком узкие
Дороги на Сааремаа порой уже, чем кажутся

Разглядывая машины, прошедшие раллийные допы, по белесому пыльному налету на боковинах можно было судить, кто как быстро ехал. Мы с Пикуленко ехали быстро, но аккуратно. Кому-то не хватило ширины дороги, но обошлось без повреждений.

IMG 4484 новый размер

IMG 4484 новый размерБыстрый автомобиль на самом «быстром» острове Балтики
Быстрый автомобиль на самом «быстром» острове Балтики
Быстрый автомобиль на самом «быстром» острове Балтики

Автокросс в Бауске

Покинув Эстонию, караван Subaru на московских номерах двинулся в латвийский город Бауска, близ которого живет и здравствует по сей день отличный автоспортивный комплекс «Муса». Здесь не только удалось не растерять все то, что было сделано при советской власти, но и, как говорят в народе, приумножить нажитое. Не случайно в Бауске проводится этап чемпионата Европы по автокроссу.

IMG 4587 новый размер

IMG 4587 новый размерПостроение на трассе «Муса»
Построение на трассе «Муса»
Построение на трассе «Муса»

История комплекса началась в 1978 году с одного единственного трека. Теперь это целый комплекс трасс, ремонтных блоков, трибун, офисов и парковок. Комплекс назвали по имени топонима речки Муса, протекающей рядом. Перепад высот на местности позволил создать весьма интересную трассу.

CS 057 новый размер

CS 057 новый размерSubaru XV
Subaru XV
Subaru XV 

Ни с чем не сравнимое удовольствие доставляет лихой, с пробуксовкой всех ведущих колес подъем на горку. Кажется ты не взбираешься по склону, а летишь в небо, так как из-за капота не видно земли. Впрочем, полет тоже имеет место, но происходит он после того, как автомобиль пройдет верхнюю точку. Отрыв всех колес от земли лишает на какое-то время автомобиль управляемости, а пилот испытывает захватывающее чувство невесомости. Вот тут-то очень важно не улететь слишком далеко и остаться на трассе.

CS 027 новый размер

CS 027 новый размерНа трассе «Муса»
На трассе «Муса»
На трассе «Муса»

В импровизированном кроссе участвовали все Subaru за исключением BRZ — у нее дорожный просвет для таких испытаний все же маловат. Мне довелось прокатиться на Subaru XV и новом Forester. Автомобили оказались в своей стихии — вне дорог, но не на непроходимом бездорожье. Обоим трасса давалась одинаково легко, только XV пыхтел чуть погромче. Новый же Forester выигрышно блеснул отменной шумоизоляцией.

CS 042 новый размер

CS 042 новый размер
Ностальгия по ралли

Неманское кольцо

Эта трасса стала заключительной в путешествии на Subaru. Она на 20 лет старше «Муссы». Первые заезды проводились в районе поселка Качергине в 1960 году. В связи с тем, что часть трассы проходила в районе поймы реки Неман, она и получила впоследствии свое название. Для соревнований были задействованы участки дорог общего пользования.

IMG 4623 новый размер

IMG 4623 новый размерНа Неманском кольце
На Неманском кольце
На Неманском кольце

Абсолютный рекорд трассы был установлен в 1964 году Владимиром Птушкиным на автомобиле Melkus-63 Формулы-3 — 2 мин 25 с (135,31 км/ч). В 1967 году проведение гонок на Неманском кольце было прекращено в связи с общим пересмотром взглядов на уровень безопасности такого рода соревнований. С середины 1970-х годов велась реконструкция кольца, и к началу 1980-х в его архитектуре дорог общего пользования не осталось. Неманское кольцо хотели сделать многопрофильным центром технических видов спорта, но нехватка финансирования не дала довести дело до конца.

После распада СССР трасса была фактически заброшена. Жизнь на ней немного оживилась в 1999 году, стали проводиться соревнования, частично возобновилось строительство.

Когда мы прибыли на трассу, представшая взору картина не была оптимистичной. Прокатиться можно по кратчайшему маршруту, южный участок Неманского кольца по-прежнему заброшен и частично разрушен. Но дистанции нам хватило, чтобы удовлетворить свои спортивные амбиции.

IMG 4636 новый размер

IMG 4636 новый размерИсполнительный директора Subaru СНГ Кадзуси Иошида поезкой доволен
Исполнительный директора Subaru СНГ Кадзуси Иошида поезкой доволен
Исполнительный директор Subaru СНГ Кадзуси Иошида поезкой доволен

Пикуленко, правда, ворчал, что, мол, разогнаться негде, что все едут медленно. Ну, какие могут быть гонки без шлемов, каркасов, подготовленных машин?

И все же из числа более-менее демократичных по цене автомобилей ближе других марок к автоспорту стоит именно Subaru с ее фирменным постоянным полным приводом, оппозитными двигателями, занижающими центр тяжести. В этом я еще раз убедился после поездки в Прибалтику. Улетал я из Литвы с ощущением того, что «плеяды» все же вернутся в большой автоспорт.

Фото: Автора и Subaru
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии