Багажники-боксы

БАГАЖНИКИ-БОКСЫ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/РАСКОШЕЛИМСЯ?

РЮКЗАЧОК

НА КРЫШЕ

БАГАЖНИКИ-БОКСЫ

ТЕКСТ / ОЛЕГ БУДКИН

ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ

О разного рода багажниках на крышу автомобиля мы писали не раз (ЗР, 1998, №1, 5; 2000, №10; 2001, №5). Сегодня речь о так называемых боксах - емкостях, имеющих свои плюсы. Это пониженное сопротивление набегающему воздуху, меньший аэродинамический шум, а главное - укрытие багажа от непогоды и дурного глаза.

Бокс прямо к машине не приладишь, обычно его крепят к двум поперечинам на крыше автомобиля, а значит, приходится покупать целый комплект. Сечения желобков в нижней части боксов и самих поперечин в большинстве случаев однотипны, что позволяет прикреплять бокс одного производителя на поперечины другого.

Каждая фирма выпускает сотни креплений - практически для всех марок машин, да еще в зависимости от года выпуска. Есть крепления для крыш с водосточным желобком, без желобка и с продольными дугами. Самому разбираться в пухлых каталогах нет смысла - подскажут продавцы.

Крепления надежны, хоть и различаются конструктивно. Нельзя сказать, что чем они дороже, тем лучше. Скорее, чем дороже, тем удобнее. В самых дорогих - фирмы "Тюле" - применен даже червячный механизм для притягивания стойки к крыше. Покрытие тоже сильно зависит от цены (или наоборот). Практически все крепления можно оснастить замком, естественно, за отдельную плату. Кстати, на поперечины устанавливают разные устройства для перевозки всевозможных грузов вплоть до велосипедов, байдарок и... обычных багажников.

Присмотримся к самим боксам. Каждая из фирм предлагает целую гамму своих изделий - на все случаи жизни. Нужен длинный и узкий - пожалуйста, широкий, но короткий - нет проблем. Выбор расцветок победней, в основном серые, серебристые и близкие к черному цвета. Можно найти яркие боксы, но вероятность сочетания "выбранная фирма плюс нужный цвет" практически равна нулю. Впрочем, самые настырные могут и перекрасить бокс.

Дорогие боксы изготовлены из АВС-пластика, устойчивого к морозу и ультрафиолету. Те, что попроще - из стекловолокна, полиэтилена или ударопрочного пластика.

Именитых фирм, чьи изделия чаще всего встречаются в магазинах, не так уж много. Можно встретить недорогую английскую "Кэррит" (Karrite), финскую "Билтема" (Biltema) и даже отечественную продукцию (нижегородскую "Пласт", к примеру). Боксы эти изготовлены из полимеров и не поражают роскошью. Дешевый пластик может расколоться на морозе или расплавиться на солнце, поэтому охотнее берут боксы из разряда дорогих, но высококачественных. Это чешская "Нойман" (Neumann), итальянская "Фапа" (Fapa), немецкая "Атера" (Atera) и две шведские - "Монблан" (Mont Blanc) и "Тюле" (Thule). Самая доступная продукция от "Нойман" - привлекательная на вид, хорошего качества, с нестандартным крепежом. При покупке бокса этой фирмы придется раскошелиться и на поперечины. Особняком "Нойман" стоит и по ассортименту - в основном представлены крепления для чешских "шкод" и российских машин. Впрочем, для других иномарок их можно заказать.

Конструктивно боксы состоят из двух плотно закрывающихся половин. Внутри - пара ремней для фиксации груза. У всех боксов есть упоры для удержания крышки в верхнем положении и замок для запирания в нижнем. Открываются они с правой стороны автомобиля или сзади. Шведы здесь всем утерли нос: "Монблан" делает одну и ту же модель бокса в двух вариантах открывания - слева и справа, а многие боксы от "Тюле" можно открывать на две стороны. Различны устройства крепежа бокса к поперечинам. Здесь все та же закономерность: чем дороже, тем удобнее и быстрее установка.

Как ни странно, боксы разных фирм не сильно отличаются по цене - все укладываются в 20-30 руб. за один литр внутреннего объема (особняком стоит серия Vision фирмы "Тюле" - до 70руб. за литр). Продавцы предлагают объем от 200 до 600 литров. Окрашенный металликом 300-литровый бокс дороже в среднем на 4000 рублей.

Говорить об окупаемости красивой вещи не приходится: экономия топлива благодаря лучшей аэродинамике в сравнении с обычным багажником несоизмерима с ценой бокса. Типовой бокс, установленный на крыше, увеличивает коэффициент аэродинамического сопротивления (Сх) на 0,08-0,09 единицы, возрастает и площадь фронтальной проекции. Все вместе это означает лишние пол-литра бензина на "сотню". Стало быть, средний бокс ценой 10000 руб. окупится через 250 тыс.км. Кроме того, при боковом ветре ухудшается устойчивость и управляемость машины. Так что гнать не стоит.

Подпишитесь на «За рулем» в