Живые классики: опора королевства

Марка «Хамбер» теперь практически забыта, а ведь некогда была известной и уважаемой. Духом британского консерватизма пропитался автор.

Humber Hawk

Humber Hawk«Хамбер»
«Хамбер»

Говорят, именно этот автомобиль в 1950-е работал в посольстве Великобритании в Москве. Даже тогда в столице СССР видывали пусть и немногочисленные, зато порой куда более эффектные иномарки. А черный «Хамбер-Хоук» (Humber Hawk) — так, ничего особенного. Новейшая тогда 21-я «Волга» выглядела куда интереснее.

Но именно такие «хамберы» служили опорой не только мощного в те времена британского автопрома, но и всего королевства. Конечно, чопорные, дорогие, как хорошая вилла в приличном месте, «роллс-ройсы» и «бентли», как и пижонские спортивные родстеры многочисленных английских марок, куда лучше знали во всем мире. Но именно неприметный «Хамбер» был выбором представителей среднего класса. А ведь он есть основа любого развитого государства. Кстати, к нашей «Волге» это в известной мере тоже относится.

Humber Hawk — привыкнуть к рычагу коробки под левой рукой нетрудно. Добавить бы еще четкости переключений. А ручник как раз под правую руку — между диваном и порогом. Просторный салон выглядит нарядно и аристократично.

Humber Hawk — привыкнуть к рычагу коробки под левой рукой нетрудно. Добавить бы еще четкости переключений. А ручник как раз под правую руку — между диваном и порогом. Просторный салон выглядит нарядно и аристократично.Привыкнуть к рычагу коробки под левой рукой нетрудно. Добавить бы еще четкости переключений. А ручник как раз под правую руку — между диваном и порогом. Просторный салон выглядит нарядно и аристократично.
Привыкнуть к рычагу коробки под левой рукой нетрудно. Добавить бы еще четкости переключений. А ручник как раз под правую руку — между диваном и порогом. Просторный салон выглядит нарядно и аристократично.

РОДОМ ИЗ КОВЕНТРИ

Компания, основанная Томасом Хамбером в позапрошлом веке, как и многие автомобильные фирмы Британии, располагалась в Ковентри, автомобильной столице королевства. В середине ХХ столетия «Хамбер» делал ставку на солидные авто для обеспеченных джентльменов. Никакого технического или дизайнерского авангардизма и рискованных экспериментов. Взамен — простор, комфорт, добротная отделка, высокое качество.

Humber Hawk

Humber HawkСпидометр размечен и в милях, и в километрах — явный реверанс обитателям Заламаншья.
Спидометр размечен и в милях, и в километрах — явный реверанс обитателям Заламаншья.

Ну а «Хоук» 1957 года вообще эпохальный для фирмы. В отличие от одноименной модели предыдущего поколения, выпускавшейся с 1945-го, новинка получила несущий кузов. Поэтому немаленький седан получился довольно легким — снаряженная масса менее 1500 кг. А первый верхнеклапанный двигатель на «хамберах» появился еще в 1955 году.

Humber Hawk

Humber HawkПереключатели расположены несколько сумбурно, зато красивы. Под приемником не самая емкая, но изящная пепельница.
Переключатели расположены несколько сумбурно, зато красивы. Под приемником не самая емкая, но изящная пепельница.

ДВА МИРА — ДВЕ МОРАЛИ

Дизайн нашей 21-й, бесспорно, ярче. На «Хамбере» хрома меньше, и выглядит он скромнее. «Волга»-то тяготела к американской эстетике, а британцы шли своим, консервативным путем. От американских веяний «Хамберу» досталось лишь панорамное ветровое стекло, да и то довольно скромных размеров, без заокеанского экстремизма.

Humber Hawk

Humber Hawk

«Волга» длиннее «Хамбера» на 130 мм, но база у «британца» больше на 100 мм — и сразу чувствуется простор на заднем диване. А еще во внутренней отделке «Хоука» преобладают добротная кожа и настоящее дерево. Советских людей, даже удостоенных номенклатурных должностей и «Волги» в придачу, такими излишествами не баловали. Как писали некогда в прессе, два мира — две морали. Зато на «Волге» даже с большим пробегом куда легче включаются передачи. У этого «Хамбера» километраж небольшой (много лет простоял в гараже), но четкости в переключениях, особенно с непривычки, не хватает. Самое хитрое — «внедрить» задний ход: вытащить рычаг за тоненький набалдашник и сложным движением отправить его до отказа вниз. Получается не сразу.

Humber Hawk

Humber HawkЗагадка: где горловина бензобака? Догадаться непросто.
Загадка: где горловина бензобака? Догадаться непросто.

По мощности двигателя советский и британский автомобили практически равны. Мотор первой «Волги» развивал 70 л.с., хамберовский, при меньшем на 200 кубиков объеме, — 74 силы. У «Хоука» все четыре передачи, включая первую, снабжены синхронизаторами. У «Волги» же коробка трехступенчатая, первая скорость — без расслабляющих излишеств. Кроме того, по заказу покупатели «Хамбера» могли получить коробку с повышающей передачей и даже трехступенчатый «автомат».

На ходу машины похожи — мягкие подвески хороши при спокойной, плавной езде. Резких движений рулем эти автомобили не любят: отзываются кренами и раскачкой.

Humber Hawk

Humber HawkОсобенно просторно на заднем сиденье. Создатели машины предполагали, что некоторые владельцы будут пользоваться услугами профессиональных шоферов.
Особенно просторно на заднем сиденье. Создатели машины предполагали, что некоторые владельцы будут пользоваться услугами профессиональных шоферов.

В Британии в конце 1950-х базовый «Хамбер-Хоук» стоил 1281 фунт. Очень недешево! Появившийся в 1959-м первый «Мини» обходился всего в 497 фунтов, а спортивный родстер «Триумф-TR3A» — в 1050. Зато «Роллс-Ройс Сильвер Клауд» стоил два с половиной «хамбера» — 3375 фунтов.

ВРЕМЯ ДИАЛОГА

Показания на основных приборах — как в британских единицах, так и в метрических. Не то чтобы «хамберы» очень уж хорошо продавались за пределами родины, но все-таки налицо готовность островитян к диалогу. Для британцев, считающих, что чай надо пить непременно с молоком, а правильная раковина только та, над которой два, а вовсе не один кран со смесителем, — это поступок.

Humber Hawk

Humber HawkВ передних дверях — оригинальные карманы.
В передних дверях — оригинальные карманы.

Во времена молодости «Хоука» Страна Советов тоже, хотя и с опаской, вступила в диалог с Западом. Вот и 21-е «волги» стали делать с правым рулем, несколько штук продали даже в Англии. В 1956 году в Великобританию съездил Хрущев, а в 1959-м с ответным визитом побывал в Москве премьер Макмиллан.

Humber Hawk

Humber HawkКлюч вставляют не в кнопку, а в отверстие под поворотной крышкой в самой ручке.
Ключ вставляют не в кнопку, а в отверстие под поворотной крышкой в самой ручке.

Конечно, от понятия «дружба» всё это было космически далеко. Советско-британские отношения конца 1950-х — начала 1960-х годов очень хорошо описаны в знаменитых шпионских романах Джона Ле Карре, который в те годы служил Ее Величеству под сенью спецслужб. Конечно же, против Восточного блока. Тем не менее в его книгах даже советские шпионы порой имеют человеческое лицо. Да и в целом стрáны были очень далеки от прямого конфликта.

Humber Hawk

Humber HawkВ просторном багажнике сохранились оригинальная запаска и даже инструмент.
В просторном багажнике сохранились оригинальная запаска и даже инструмент.

Удивительно, но при всей несхожести политических систем судьбы у марок похожи. Британскую фирму лихорадило еще с конца 1960-х, она меняла хозяев — попала в промышленную группу «Рутс», потом в руки «Крайслера», который сам переживал не лучшие времена, и к 1976 году, подобно многим автомобильным предприятиям Туманного Альбиона, пала жертвой собственного консерватизма. «Волга» прожила еще три с половиной десятилетия, но сошла со сцены примерно по тем же причинам. Правда, с нею это происходило на фоне куда более масштабных катаклизмов, таких, что британцам и не снились.

Humber Hawk

Humber Hawk

Сегодня и «хамберы», и «волги» — уважаемые ветераны, живые свидетели той далекой, но яркой эпохи. Ну а в нынешней у среднего класса, опоры наших государств, совсем другие ориентиры и пристрастия.

БРИТАНСКИЙ СОКОЛ

Humber Hawk

Humber Hawk

«Хамбер-Хоук» второго поколения выпускали с 1957 года с кузовами седан, туринг-лимузин (с перегородкой в салоне) и универсал (по-британски — эстейт). Четырехцилиндровый мотор объемом 2,3 л развивал 74 л.с. при 4400 об/мин. Предлагали как механическую, так и автоматическую коробку передач. До 1967 года выпустили 37 437 автомобилей четырех серий, больше всего (15 539 экземпляров) — первой серии, 1957–1960 годов выпуска.

Humber Hawk

Humber Hawk

Редакция благодарит Мариса Межипуте

за предоставленный автомобиль

и помощь в организации съемки.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии