Регистрируем по приказу № 59

РЕГИСТРИРУЕМ ПО ПРИКАЗУ № 59

КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"

детективное бюро

НА УЧЕТ - В ДЕНЬ ОБРАЩЕНИЯ!

РЕГИСТРИРУЕМ ПО ПРИКАЗУ № 59

АНДРЕЙ БОЙКО

Не прошло и года после принятия нового КоАПа, как в кулуарах Министерства внутренних дел заговорили о новом документе. Нет, нет, это не ожидаемые поправки к кодексу - работа над ними, по всей видимости, продолжается: 27 января 2003 года увидел свет Приказ МВД № 59 "О порядке регистрации транспортных средств", который заменил утративший силу Приказ № 624 от 26 ноября 1996 года.

И сразу же вопрос: что нового сулит он нам, как принято говорить, рядовым автомобилистам? Может, руководство ГАИ услышало бесконечные упреки в адрес регистрационных подразделений, а также нарекания по поводу царящих там порядков и решило облегчить нам жизнь? Или же это очередной документ, чтобы еще вольготнее жилось сотрудникам разных ОТОРов и МРЭО? Попробуем разобраться.

Сначала о том, что внушает надежду. Теперь сотрудники ГАИ не выполняют налоговых "функций" - при регистрации автомобиля квитанции об оплате налога с владельцев транспортных средств не просят. Приказ однозначно запрещает это делать. Квитанций, однако, меньше не станет. Отныне новоиспеченный владелец авто обязан при регистрации предоставить полис обязательного страхования гражданской ответственности. В новой форме заявления о регистрации появилась даже специальная графа: "Страховой полис: серия, номер, кем и когда выдан". Оговоримся: это требование вступит в силу с 1 июля 2003 года.

Новые экономические веяния коснулись и нового нормативного акта. Теперь, если вы взяли автомобиль в лизинг, ваши данные попадут в регистрационные документы, в графу "собственник", несмотря на то что фактически право собственности остается за арендодателем (извините - термин такой). Но лизинг - для абсолютного большинства автовладельцев пока диковинка. Им куда важнее другие нововведения.

Как и в старых Правилах регистрации, в новом документе закреплена возможность приобретения и постановки на учет машины по договору в простой письменной форме. Раньше, правда, у нового хозяина могли возникнуть проблемы с регистрацией: во многих местных отделениях ГИБДД устраивали дополнительные проверки, рассылали бессмысленные запросы, словом, так или иначе отдаляли собственника от получения заветных регистрационных знаков. Теперь, как следует из приказа министра, машину, даже оформленную по рукописному договору, обязаны поставить на учет в день обращения. К тому же и срок дополнительной пострегистрационной проверки резко сокращен. Сутки на отправку запроса, трое - на ответ. Возрадуемся? По идее, волокиты должно стать намного меньше. А что будет в реальной жизни - поживем, увидим.

Очень многие автолюбители слышали об Указе Президента № 711, а кое-кто испытал на себе последствия его применения. Напомним: в соответствии с п. 12 "ж" этого указа сотрудникам ГАИ было дано право путем отказа в регистрации запрещать эксплуатацию транспортных средств при обнаружении скрытых, поддельных, измененных номеров узлов и агрегатов либо государственных регистрационных знаков, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах. Этим своим правом гаишники зачастую пользовались, мягко говоря, не совсем законно. Могли за "дополнительную" плату поставить на учет авто с перебитыми номерами, если владелец из числа "хороших знакомых"; привередливым же, но, тем не менее, честным владельцам отказывали в регистрации, например, если номер двигателя (кузова) съела коррозия. Если учесть, что у иных популярных иномарок, таких, скажем, как " Дэу Нексия" или " Форд Эскорт", номер двигателя коррозия съедала буквально за год, можно представить, о каком количестве пострадавших идет речь. В новом документе вроде бы все поставили на место. Если номера перебиты или обнаружены признаки подделки, в регистрационных действиях откажут однозначно. В таких случаях у несчастных владельцев авто с перебитыми номерами вариантов остается немного: предъявлять претензии к продавцу или комиссионному магазину, через который оформлялась сделка. Но, как показывает практика, сделать это практически невозможно. Попавшие в такую ситуацию автолюбители вынуждены были выбрасывать свои авто на свалку или продавать как набор запчастей.

Но... внимание! Если выявлены "признаки изменения маркировки вследствие естественного износа или коррозии", машину обязаны поставить на учет. Только хозяину придется посетить эксперта, а еще получить отказ в возбуждении уголовного дела, а также справку об исследовании маркировочных обозначений, подтверждающую данное изменение. Наградой за беготню станет красочная фотография измененной маркировки (или того места, где она когда-то была) в свидетельстве о регистрации транспортного средства.

Еще одно изменение касается владельцев иномарок. Отныне названия их машин на латинице будут писать не как бог на душу положит, а в точном соответствии с написанием, принятым организацией-изготовителем.

Это - о хороших изменениях. Но есть положения приказа, которые вызывают недоумение. С момента вступления документа в силу "не подлежат регистрации в Госавтоинспекции транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации". С "самоделками" все более или менее понятно - нельзя регистрировать автомобиль, пока уполномоченные на то органы не выдадут свидетельство о его безопасности для водителя и окружающих. Но как быть с подержанными иномарками - их ввозят в страну по полмиллиона в год? Какие-то из них (новые) сертифицировались для продаж в России, но, быть может, в других комплектациях, а некоторые такой процедуры у нас в стране не проходили вовсе. Что это - недосмотр или запланированный "дополнительный удар" в придачу к объявленному повышению таможенных пошлин?

В общем же, появление нового Приказа МВД само по себе обнадеживает. Вот только для нас, "потребителей конечной продукции", важно другое. Изменится ли что-нибудь в работе регистрационных подразделений с выходом нового документа? Дождемся мы реальных перемен или так и будем стоять часами в бесконечных очередях в ГАИ, кляня на чем свет стоит инспекторов и их начальников? Как говорят мудрецы - время нас рассудит. Только очень хочется, чтобы это время наступило как можно раньше.

Подпишитесь на «За рулем» в