Статистика: застой нипочем?

Отечественная экономика погружается в рецессию. Однако автопром и сопутствующие отрасли на общем фоне выглядят неплохо.

Игорь Моржаретто

Игорь Моржаретто

Если посмотреть ежегодный рейтинг «Эксперт-400», дела не так уж плохи: в 2012 году выручка 400 крупнейших компаний России выросла на 10,4%. Правда, годом раньше она увеличилась на 23,4%. Похоже, допинг высоких мировых цен на нефть уже не действует. Если добавить, что цены на газ и электричество у нас выше, чем в США, а по темпам роста зарплаты мы обогнали многие страны Европы, любой экономист сделает горький вывод: рост нашей экономике не грозит.

Тем не менее, по данным «АСМ-холдинга», производство иномарок в РФ за 2012 год выросло на 23,4% — до 1 млн 335 тыс. автомобилей. При среднем росте производительности труда по стране в 3% сборочные предприятия показывали очень неплохие результаты. Например, на калининградском «Автоторе», заводах «Фольксваген» в Калуге и «Хёндэ» в Санкт-Петербурге в 2012 году эффективность труда выросла на 21–28%.

Неслучайно в списке двадцати самых динамичных компаний — три сборочных автозавода: «Тойота» (Санкт-Петербург, рост выручки за год 113,4%), «Мерседес-Бенц Тракс Восток» (Набережные Челны, + 78,4%) и «Хёндэ» (Санкт-Петербург, + 64,4%). А вот АВТОВАЗ показал скромные годовые результаты: + 8,6%. Объемы реализации «Группы ГАЗ» и компании «Соллерс» и вовсе сократились.

Но в целом, несмотря на прогнозы (предрекают падение выпуска машин в 2013 году на 3%), автопром с сопутствующими отраслями в ближайшие годы сохранит за собой роль локомотива новой российской экономики. Ведь спрос на автомобили в стране все еще не удовлетворен: у нас в среднем 270 машин на тысячу человек населения, тогда как в Восточной Европе — около 400. И потом, мало купить автомобиль — его надо обслуживать, заправлять, ремонтировать, страховать.

Но если застой в российской экономике в целом продолжится, автопрому не миновать перемен. На некоторых предприятиях они могут выразиться в отказе от дополнительных рабочих смен; следствием станет сокращение персонала. По прогнозам, число безработных в стране в будущем году может вырасти на полмиллиона.

Крупнейшие компании автомобильной отрасли по объему реализации продукции в 2012 году (по данным рейтинга «Эксперт-400»)

Крупнейшие компании автомобильной отрасли по объему реализации продукции в 2012 году (по данным рейтинга «Эксперт-400»)

Таблицы открываются в полный размер по клику мышки.

Крупнейшие компании по рыночной стоимости (капитализации) на сентябрь 2013 года (по данным рейтинга «Эксперт-400»)

Крупнейшие компании по рыночной стоимости (капитализации) на сентябрь 2013 года (по данным рейтинга «Эксперт-400»)

ОТДЕЛЬНОЙ СТРОКОЙ

Темп роста рассчитывается просто: показатель за отчетный период делится на показатель за базисный период (скажем, итоги продаж за этот год — на итоги прошлого) и полученный результат умножается на 100%. Определить рыночную капитализацию компании тоже несложно: надо умножить рыночную стоимость акции на количество бумаг в обращении. Проблема только в том, что в отечественных условиях для ряда предприятий рассчитать ее вообще невозможно: акции не играют на рынке. А если даже торгуются, то их цена сильно зависит от политических и экономических рисков. Кстати, первая таблица тоже далеко не полная и объективная, ведь часть российских предприятий не публикует свои годовые отчеты.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии