Австрийский дрифт: вспоминаем навыки зимнего вождения

На дворе вовсю орудует зима, а значит, самое время вспомнить навыки езды в условиях ограниченного сцепления с дорогой. Помочь нам в этом согласились в компании Opel, анонсировав рассказ о фирменном полном приводе. Совмещать приятное с полезным мы отправились в австрийское курортное местечко Обертауэрн, что в 90 км южнее Зальцбурга.

IMG_0057

IMG_0057

Здесь куда ни глянь — всюду раскатанные ратраками склоны с изобилующими нитями канатных дорожек, уносящих лыжников ввысь. С учетом складно организованной отельной индустрии и инфраструктуры для катания (горнолыжные маршруты нередко проходят по мостикам прямо над дорогой), позволяющей иным курортникам подъезжать на лыжах прямо к гастхаусам, становится понятно, чем Австрия так манит многих зимой. Пройдет каких-нибудь четыре месяца, и местный сезонный бизнес заляжет в спячку, а пока отельеры фиксируют сверхприбыли…

IMG_0082

IMG_0082
В ущельях Альп можно не только встать на лыжи, но и опробовать полный привод

Наша программа, впрочем, далека от склонов этой части Альп и базируется, скорее, в одном из ущелий. Здесь компания Opel оборудовала специальный полигон школы зимнего полноприводного вождения, чтобы не только обучить навыкам езды по заснеженным дорогам, но и рассказать о специфике устройства систем полного привода своих машин. А он на участвовавших в тесте Mokka, Insignia Country Tourer и Insignia OPC разнится в зависимости от концепции каждой из моделей.

IMG_0061

IMG_0061
Opel Insignia OPC Sports Tourer

В отличие от Opel Frontera 20-летней давности, у Mokka за подключение задней оси «по требованию» отвечает электроника, снимающая показания с различных датчиков (в том числе ABS и ESP). При такой реализации полного привода бережется топливо и ваш слух — меньше шума. В зависимости от ситуации тяга мотора может быть распределена в пропорциях от 100/0 (в пользу передней оси) до 50/50. Причем полноприводной Mokka может стать уже при трогании в случае пробуксовки колес.

IMG_0086

IMG_0086
Opel Mokka

При разработке же полного привода для Insignia динамические характеристики взяли верх над экологическими. Поэтому помимо многодисковой муфты на заднюю ось установили фирменный дифференциал повышенного трения eLSD с электронным управлением. Что это дает? Конструкция дороже и сложнее, но, как выяснилось позже, оправдывающая себя на все 100%. По этой схеме крутящий момент распределяется одновременно не только между осями, но и между задними колесами. Скажем, электроника может направить 85% тяги на заднее левое колесо, распознав под ним лучшее сцепление, а на остальные лишь по 5%.

IMG_0054

IMG_0054
Opel Insignia Country Tourer

Переходим от теории к практике. Снега российской группе не досталось — к нашему приезду он подтаял, а ночные заморозки превратили талую воду в лед. Что ж, оттого лишь веселее. Первая на очереди — традиционная змейка. Едва держась на ногах (черт, неужели по этой поверхности придется ездить на нешипованных Continental ContiWinterContact?!) грузимся в Insignia OPC и выкатываемся. В этом упражнении на словах все относительно понятно: балансируем на грани газа, его сброса для загрузки передней оси, поворота колес и вновь газа. Проблема лишь в том, что азарт подстегивает переиграть со скоростью, что приводит к сносу передка в повороте из-за чрезмерной инерции (недостаточная поворачиваемость), а значит — грязному маневру. Впрочем, у нас не гонка на скорость. Наша задача — поймать автомобиль как можно увереннее и заставить его подчиниться воле драйвера. Пробуем как с включенным ESP, так и без него, удержав соответствующую клавишу более 5 секунд. Без электронных помощников выходит больше возни, но упражнение от этого лишь приобретает изюминку.

IMG_0058

IMG_0058
Для различных испытаний было проложено сразу несколько трасс

Следующие по программе — две петляющие трассы с поворотами разной степени сложности. Самое главное тут — не перебрать на коротких прямиках со скоростью, чтобы избежать широкого выхода из поворота и как следствие позднего апекса, а значит, менее эффективного — пусть и эффектного — прохождения виража. Под нами тут уже универсалы Insignia Country Tourer с более тяжелой кормой, которая норовит сорваться в занос на выходе из поворота. Этот момент приходится учитывать. Езда становится более дрифтовой, что заставляет отказаться от верхней одежды — представившаяся возможность «пройти красиво» и учащенные движения руками накаляют обстановку в салоне авто до предела. Впрочем, не только в салоне. Нагревшаяся от такой езды (команды журналистов постоянно сменяли друг друга за рулем) муфта начинает сдавать, то и дело снабжая пинками задней оси на выходе из поворота (трасса проходилась на одной передаче). Но не сдает окончательно.

IMG_0055

IMG_0055
Пока одни авто наматывали круги, другие ожидали своего череда

Тут как раз пригождается расхваленное несколько минут назад главой подразделения по разработке систем контроля и полного привода проекта Insignia Андреасом Холлом распределение тяги между колесами. Видите ли, стремясь не потерять в темпе, мы все выцеливали апексы внутренними колесами (местами ввиду многодневных тестов здесь уже образовались приличные колеи), в то время как внешние оказывались попеременно то на остатках снега, то на льду. Не напоминает съезд на нерасчищенную обочину? Так вот: электроника помогала не задумываться над тем, что под колесами. Повторюсь, даже на нешипованных шинах.

IMG_0074

IMG_0074
Такому автомобилю и зима нипочем

Солнце над ущельем все выше, поверхность льда начинает покрываться едва заметной влагой, поэтому следует правило не перекручивать руль, используя лишь по четверти оборота в обе стороны, все чаще остается без внимания. А зря. Перекрученные колеса — плохой помощник на вираже при минимуме сцепления. Нередко вспоминаешь об этом уже проехав верную траекторию, так что даже газом полноприводный автомобиль, увы, не довернуть.

IMG_0083

IMG_0083
Когда-то Opel выпускал и такие автомобили. Прообраз нынешней Insignia — Rekord.

На сравнении следующее упражнение, где мы оседлали Mokka, заставило призадуматься. Спустя пару кругов на тестовом авто бортовая система сообщила о выходе из строя системы полного привода (позже проблему удалось устранить сбрасыванием клеммы с аккумулятора на некоторое время). И что вы думаете? Третья, подготовленная специально для компактного кроссовера, петляющая влево и вправо и скачущая то вверх, то вниз трасса не доставила особых хлопот. Знай себе рассчитывай скорость вхождения в вираж, а дальше за счет более короткой колесной базы все вполне прогнозируемо. И вновь на нешипованных шинах (на сей раз Nokian Hakkapeliitta R). Второй выбранный автомобиль уже на старте сообщал о проблемах с подключением задней оси. Так что, сделав еще пару кругов, пришлось констатировать: какими бы электронными помощниками ни обладал ваш автомобиль, хладнокровие и правильный расчет никто не отменял.

На десерт цифры, которые мне показались любопытными. Из 145 тыс. проданных на данный момент Mokka (главными рынками для модели являются Германия, Великобритания и Россия) 45% оснащены полным приводом. Для Insignia показатель скромнее — из 30 тыс. уехавших от дилеров немецкой марки автомобилей AWD лишь у 10%. Причем в России этот показатель равен 14%, а у горной Швейцарии — все 50%.

Фото: Онлайн-редакция
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии