Выплаты по ОСАГО в регионах возрастут

Единая методика оценки ущерба при ДТП снизит выплаты по ОСАГО на федеральном уровне, зато повысит их в регионах. Кроме того, новые правила должны сократить количество судебных разбирательств. Об этом «За рулем.РФ» рассказали разработчики документа.

Экспертный совет при Российском союзе автостраховщиков (РСА) заявил накануне о выработке единой методики оценки ущерба на автотранспорте. Документ, который должен был появиться вместе с Законом об ОСАГО, но задержавшийся на 10 лет, призван положить конец правовой неразберихе. Сегодня сумма страховой выплаты может высчитываться сразу по пяти действующим методичкам — и полученные цифры будут сильно разниться. Что приводит к многочисленным судебным тяжбам между водителями и страховыми компаниями.

http://www.dreamstime.com/royalty-free-stock-image-car-accident-image12793736

http://www.dreamstime.com/royalty-free-stock-image-car-accident-image12793736

Как заявил «За рулем.РФ» начальник управления методологии страхования РСА Михаил Порватов, новые правила должны подвести рынок под единый знаменатель. «Если все эксперты будут руководствоваться одной, утвержденной методикой, то разногласий по поводу оценки ущерба возникать не будет», — отметил он.

Однако главный вопрос — не будет ли «задокументирована» минимальная ставка из существующих? Иначе говоря, не узаконит ли методичка распространенную ситуацию, при которой страховая выплата не покрывает ущерб от ДТП? По словам одного из авторов документа, лидера Федерации автомобилистов России (ФАР) Сергея Канаева, выплаты по ОСАГО действительно немного сократятся, зато станут стабильными — во всех регионах. «Скажу, не буду лукавить, что на федеральном уровне выплаты по ОСАГО несколько сократятся. По нашим подсчетам, где-то на 10%. Зато на местном, региональном уровне, они, наоборот, возрастут до 25%, — рассказал он корреспонденту „За рулем.РФ“. — Так произойдет, потому что новые правила станут обязательными для всех игроков рынка: как в столицах регионов, так и где-нибудь в глубинке. И это мне видится наиболее положительным результатом нашей работы».

Отвечая на вопрос о возможном лоббировании РСА своих интересов, Канаев заявил, что выбрано меньшее из двух зол. «Минтранс, который изначально должен был подготовить этот документ, не смог ничего „родить“ в течение 10 лет. Государственные органы просто не заинтересованы в этом. Да, конечно, РСА защищает свои интересы — это достойный противник. Но они взялись за дело и пригласили реальных экспертов, которые работают не за откаты, а за будущую возможность полноценно участвовать в этом рынке», — подчеркнул лидер ФАР.

Создание единой методики расчета ущерба не ставит цели снизить страховые выплаты, заверяет заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия» Сергей Бегров. По его словам, она нужна для выработки «жизненно важных правил игры», в отсутствие которых люди обращаются в суд, хотя сами толком не понимают — то ли их обманули, то ли нет. «В результате проигрывают все стороны: суды завалены делами, страховщики тратят существенные средства на администрирование выплат и судебные издержки, которые, так или иначе, сказываются на страховых тарифах», — отметил Бегров.

Ему вторит директор по страхованию автогражданской ответственности СК «Альянс» Андрей Антохонов: «Единая методика не имеет цели снизить выплаты, ее цель — снизить уровень разногласий между оценками различных экспертиз. До тех пор, пока этого не произойдет, автовладельцы будут обращаться в суд за возмещением разницы, за штрафами, за возмещением расходов на адвоката вне зависимости от того, была ли оценка действительно занижена или нет».

Однако взгляд с «противоположной стороны» отыскивает в документе возможности для будущих махинаций с занижением стоимости ремонтных работ. Гендиректор «Главстрахконтроля» Николай Тюрников, который занимается тяжбами со страховыми компаниями, указывает на заложенную в документе допустимую ошибку при подсчете ущерба.

«Сейчас в готовящуюся методику закладывается ошибка при оценке повреждений — 15%. То есть именно на столько может разниться сумма при подсчете ущерба у разных экспертов, — рассказал он „За рулем.РФ“. — От чего это будет зависеть, непонятно, может, от настроения оценщика. Но представьте себе на секундочку, что 15% от 120 млрд руб. прибыли страховых компаний — это 20 миллиардов! Ничего себе, как можно обсчитаться!»

Дальнейшим шагом страховщиков, по мнению Тюрникова, будет лоббирование того, чтобы эта ошибка стала ненаказуемой погрешностью, что даст возможность использовать ее повсеместно. «Я давно за ними наблюдаю. Страховщики добиваются того, чтобы закон „О защите прав потребителя“ на них не распространялся. А новые правила существенно ограничат возможность автовладельца защитить свои интересы в суде», — посетовал он.

Отметим, что документ будет окончательно утвержден на заседании правления РСА в феврале. После чего он будет направлен мегарегулятору страхового рынка — в Центробанк. До этого времени единая методика расчета ущерба будет носить только рекомендательный характер для экспертов и страховых компаний.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии