Судей и дипломатов исключили из числа неприкасаемых

Лишение судей дорожных привилегий свидетельствует о начале новой войны между силовыми ведомствами за право быть выше ПДД, считают эксперты.

201109161117_migalki_bmw_a068mp_no_copyright

201109161117_migalki_bmw_a068mp_no_copyright

Каста неприкасаемых на российских дорогах вскоре может существенно поредеть: МВД опубликовало проект новой версии приказа №185, который позволит инспекторам применять меры обеспечения по отношению к судьям и дипломатам. Речь, в частности, идет о снятии номеров с машин спецсубъектов, заподозренных в пьяном вождении. Это свидетельствует о начале нового этапа подковерной войны между силовыми ведомствами, полагают эксперты.

«Если лишать привилегий, то всех разом»

Борьба между ветвями исполнительной власти за право быть выше ПДД началась уже давно и носит довольно запутанный характер. В 2009 году экс-глава ГИБДД РФ Виктор Кирьянов подготовил первую редакцию приказа №185, в которой прописал право инспекторов останавливать на дороге судей и прокуроров и отстранять их от управления транспортным средством. Основанием для этого, видимо, послужили резонансные дела о превышении должностных полномочий сотрудниками дорожной полиции, которые составляли протоколы на прокуроров и их помощников, пойманных подшофе. Впрочем, приказ в оригинальном виде прожил недолго — в начале 2010 года следователи СК РФ в Верховном суде отстояли свой иммунитет к административному преследованию. Неприкасаемость вернулась как к сотрудникам Генпрокуратуры, так и к судьям.

Теперь история повторяется с той лишь разницей, что инициатором отмены привилегий выступает сама Генпрокуратура, а лишаются их одни только судьи. По мнению президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, это намек последним на плохое исполнение «корпоративных обязанностей».

«Это выпад в сторону судей, но еще не удар, — заявил эксперт. — Если разобраться, то приказ №185 — это внутреннее предписание МВД, не имеющее законной силы. Не ГИБДД — ведь Госдуме решать, кого лишать неприкосновенности, так как она гарантируется федеральным законом. На мой взгляд, это просто намек судьям на плохое исполнение „корпоративных обязанностей“. ГИБДД безобразно штампует административные дела, и водителям часто удается отменять их в судах. Обратите внимание, что прокуроры никогда не заинтересуются, скажем, незаконным лишением прав. Хотя это их епархия. Это клановая этика, и судьи часто стали ее нарушать».

У первого зампреда комитета Госдумы по конституционному законодательству Вячеслава Лысакова происходящее вызывает недоумение. «Действительно, странно так выборочно лишать привилегий, — говорит он. — Если уж лишать, то всех разом — депутатов, прокуроров, судей, силовиков. Или никого не трогать. А то как-то нелепо получается: судьи у нас больше всех безобразничают на дорогах? Нет, не больше, чем представители силовых ведомств. Тогда почему их так „подставляют“ коллеги?»

По мнению депутата, неприкосновенность судьям необходима так же, как и другим спецсубъектам. «Не будем доходить до правового нигилизма. Кому-то положена и вооруженная охрана. Эти люди решают судьбы других — возможны разнообразные провокации, шантаж. Конечно, у них должен быть „повышенный иммунитет“, ведь „подставить“ человека на дороге проще простого», — отметил Лысаков.

Однако неприкосновенность должна выражаться только в особом административном делопроизводстве, а вовсе не в праве послать инспектора куда подальше, уверен парламентарий. «Сейчас судья может просто оттолкнуть сотрудника полиции и поехать дальше. Так быть не должно. Инспектор должен иметь полномочия заблокировать машину и отобрать ключи у кого угодно, невзирая на „корочки“, если у него есть подозрение, что водитель пьян, неадекватен или, скажем, сошел с ума. А дальше пусть с ним разбираются по линии ведомства. Пусть будет особый порядок рассмотрения его административного дела. Нас это не касается. Наша задача — убрать с дороги опасного водителя», — подчеркнул зампред думского комитета.

Отметим, впрочем, что делопроизводство для судей и без того бывает слишком уж особым. Так, например, экс-судья Валерий Сас, устроивший ДТП в 2011 году, в результате которого погибло два человека, был приговорен к пяти годам колонии-поселения вместо восьми лет общего режима, как того требовало обвинение. Несмотря на то, что разбирательство получило широкую огласку в СМИ и обвинению удалось доказать, что бывший судья в момент аварии был пьян.

Дипломатов будут досматривать и штрафовать

С другой инициативой по борьбе с привилегиями выступило Министерство иностранных дел (МИД), которое предлагает пересмотреть сложившиеся правила в отношении машин с дипломатическими номерами. Сейчас дипломат пользуется такой же неприкосновенностью, как и депутат Госдумы: ГИБДД не имеет права досматривать его машину и изымать водительское удостоверение. Скажем, пойманного в нетрезвом состоянии дипломата сотрудник Госавтоинспекции обязан просто сдать коллегам из диппредставительства.

МИД собирается подготовить так называемые «списки взаимности» для тех стран, где российских дипломатов штрафуют «на общих основаниях», — для них будут подготовлены зеркальные меры. ГИБДД получит возможность задерживать и эвакуировать машины этих дипмиссий, а штрафы с камер видеонаблюдения будут направляться в посольство.

По мнению автоэксперта Сергея Асланяна, истинная причина кроется не в «обидчивости» МИД, а в том, что представительства некоторых стран в России потихоньку приторговывают «красными номерами». «У нас не существует никакого долгосрочного планирования. Любые законодательные изменения — латание дыр на ходу. МВД недавно обнаружило чудовищную дыру: под носом у него бандиты и „серьезные люди“ вовсю катаются на „красных номерах“. При этом деньги проплывают мимо полицейской кассы, а пользоваться полной неприкосновенностью в Москве стоит баснословных денег. Естественно, полицейские генералы завопили и бросились кляузничать МИДу», — говорит Асланян.

Напомним, что скандал с продажей «красных номеров» разразился в мае 2013 года. Молдавские журналисты обнаружили, что на каждого сотрудника посольства в Москве приходится по пять-шесть машин класса люкс. Такого количества дорогих автомобилей (среди которых, между прочим, Bentley стоимостью свыше 200 тыс. евро) не может позволить себе весь состав молдавского парламента. При этом бизнес по продаже номеров оказался совсем нехлопотным — ГИБДД выдает «привилегированные» госзнаки по требованию посольства, без проверок. По мнению журналистов, это лишь вершина айсберга — «красными номерами» приторговывают и другие дипмиссии.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии