Арифметика выбора

АРИФМЕТИКА ВЫБОРА

РЫНОК

ВМЕСТО КРОССВОРДА

АРИФМЕТИКА ВЫБОРА

По цене ли качество? Самый простой метод это проверить — построить диаграмму.

Аркадий АЛЕКСЕЕВ

Вот представьте — потребовался вам, допустим, аккумулятор. Или комплект ключей. Или даже автомобиль. Как вы поступите — возьмете первый попавшийся, на который хватит денег? Конечно же, нет. Скорее, обратитесь за советом к друзьям и знакомым, соседям по гаражу. Возможно, среди них окажутся настоящие эксперты, знатоки интересующего вас вопроса. Но все-таки, согласитесь — сколь исчерпывающей ни была бы их информация, раскрывать кошелек предстоит именно вам...

Специалисты по маркетингу с ловкостью фокусников жонглируют соотношением «цена-качество». Не нужно долго объяснять, что дешевое и хорошее предпочтительней дорогого и посредственного. Прекрасно, но только вот где та линейка, которая бы одновременно измеряла обе составляющие у кандидатов в «удачные приобретения»? Попробуем предложить вам совсем не сложный инструмент, способный выдать вполне достоверные (а большинству — и достаточные для выбора) сведения.

Для начала определимся с ценой. Без сомнения, вы знаете, какие — по максимуму — затраты потянет ваш личный (или семейный) бюджет, и таким образом верхнюю планку цен можно считать установленной. Теперь потребуется выяснить, какие из товаров искомой группы не выше этого потолка. Придется, конечно, посетить рынок или пяток-другой магазинов, и в ваших руках окажется таблица с марками, моделями и ценами.

Ну а как с качеством? В наиболее простом варианте имеет смысл обратиться к тем самым знакомым, соседям по гаражу и другим знатокам. Важно только среди экспертов выбрать тех, чей уровень запросов (или достатка) примерно соответствует вашему — тогда результат окажется для вас более актуальным: разъезжая на стареньких «Жигулях», неразумно при покупке тех же аккумуляторов (а также шин, расходных материалов и т. д.) ориентироваться на претензии владельцев новых иномарок. Впрочем, верно и обратное.

Определившись с кругом советчиков, предложим им оценить каждый вариант покупки в баллах. Ясное дело, максимальная оценка для всех экспертов должна быть одинакова. Выберите сами, что по душе — школьная пятибалльная система, десятибалльная, а может, стобалльная. Сложим оценки для каждого вида товара, сумму разделим на число опрошенных экспертов, и в наших руках окажется еще одна таблица — средние оценки каждой модели аккумуляторов (или шин, автомобилей).

Осталось последнее и самое интересное — построить диаграмму. По горизонтали на ней расположим цены, по вертикали — оценки. Точку за точкой нанесем сюда все попавшие в список модели. Верхней границей диаграммы окажется максимальный достигнутый балл, границей справа — наибольшая цена, которую вы готовы заплатить.

Итак, предварительные операции позади. Теперь немножко порассуждаем. Если на нашей диаграмме провести диагональ, она разобьет соискателей покупательского интереса на два лагеря. Те, что оказались выше, как нетрудно понять, превосходят уровень качества, которого стоило бы ожидать за такие деньги. Те, что ниже — напротив, не дотягивают. Совершенно очевидно, в этом случае продавцам придется предлагать покупателям нечто, восполняющее недостаток реальных потребительских свойств — ну, допустим, имидж «самого старого производителя качественных шин» или «единственного по-настоящему спортивного автомобиля». Но ведь это рекламный трюк — хотите ли вы на него попасться? Таким образом, в любой ценовой группе мы способны выделить фаворитов и аутсайдеров и, соответственно, выбрать наилучший вариант обновы за свои деньги.

«Но позвольте! — воскликнет серьезный читатель. — Как можно из субъективных оценок экспертов получить объективную картину?» Все очень просто. Когда мы выбирали экспертов, они, как пользователи той же продукции, отвечая на вопрос о ее качестве, в действительности сообщали нам, насколько она их удовлетворяет, или, иными словами, соответствует ожиданиям, оплаченным определенной суммой денег. Субъективное соответствие субъективным ожиданиям уже приближает нас к точным ответам, но чтобы сделать метод практически научным, требуется по возможности увеличить число экспертов. Например, опросив двадцать сотрудников редакции ЗР, мы без труда сопоставили отечественные автомобили.

Остается одна проблема — как быть лентяям. Не каждый же соберется интервьюировать десяток-другой знатоков. Что же, есть выход и в этом случае. Отыщите в литературе (или в прессе) сравнительный тест, авторы которого исследуют интересующие вас изделия. Нашли? Прекрасно. Теперь в графу «качество» вы сможете подставить любой численный параметр, проверявшийся в экспериментах, — напряжение на 40-й секунде разряда, высоту преодолеваемого сугроба, суммарный объем салона и багажника — да мало ли что еще покажется вам наиболее важным. Не запрещается использовать и итоговые оценки (не места, а именно оценки), выставленные специалистами, — эти приемы, конечно, повысят точность метода.

В любом случае вы наверняка найдете новый, прежде ускользавший от вас взгляд на проблему выбора.

Приоритеты сотрудников редакции ЗР 

Для оценки машин мы использовали восьмибалльную систему. На диаграмме хорошо видно, что российские автомобили можно отнести к трем ценовым группам. В первой — дешевая «Ока», которая все-таки хуже, чем можно ожидать; во второй — своих денег стоят «Жигули» и АЗЛК, а ИЖ безнадежно отстает; в третьей — лидирует «Самара», а остальные не дотягивают до приемлемого качества.

Кстати, если бы мы использовали для составления диаграммы, допустим, ответы профессиональных таксистов, или жителей Крайнего Севера, или другой какой-то группы — расположение машин было бы иным!

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые