Из пункта "т" в пункт "у"

ИЗ ПУНКТА «Т» В ПУНКТ «У»

]

КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»

полезное действие

ВНЕДОРОЖНЫЕ СПОРЫ

ИЗ ПУНКТА «Т» В ПУНКТ «У»

АЛЕКСАНДР БУДКИН, АНТОН ЧУЙКИН. ФОТО: АЛЕКСАНДР БАТЫРУ, ИГОРЬ ТВЕРДУНОВ

ДАЕШЬ АВАНТЮРУ!

— Слушай, а не отправиться ли нам куда-нибудь по азимуту?

— Это как?

— А так: по стрелке компаса — из пункта «А» в пункт «Б»! 

На редакционной стоянке нос к носу стояли " Шевроле Нива" и новый УАЗ. Идея привлекла сразу, тем более, что первая попытка скрестить шпаги зимой потерпела фиаско — проиграли оба (об этом ниже). Итак,

ЗАДАЧА: проехать между двумя точками на карте — туда по асфальтированной кривой, обратно... Правильно, по прямой! Ну, или почти по прямой, используя грунтовки, позабытые богом и людьми тропы, броды, в общем, все, что когда-либо служило для передвижения транспорта.

ДАНЫ: два современных отечественных вседорожника, четыре водителя-добровольца, карта, компас, GPS-навигатор, а также непременные атрибуты езды по российской глубинке: крепкий трос, острый топор, хорошая лопата.

Исходный и конечный пункты маршрута обозначили буквами «Т» и «У». Догадались? Автомобили, как и люди, родину не выбирают...

По шоссе между Тольятти и Ульяновском немногим более двухсот километров асфальта. По прямой — сто километров Куйбышевского моря. Остановились на ломаной Тольятти-Димитровград-Ульяновск. Первую часть маршрута — до Димитровграда — предстояло преодолеть по прямой, вторую — по берегу водохранилища. Прикинули, что нас ожидают 170 км и два-три дня приключений. Но, как обещали, сначала вернемся на месяц назад.

ОДНАЖДЫ В СТУДЕНУЮ ЗИМНЮЮ ПОРУ

— Засел капитально, попробую в раскачку.

— Давай. Последняя попытка и запускаем УАЗ.

Она и впрямь оказалась последней. Из-под «Нивы», засевшей в снежном плену, раздалось неприятное металлическое «д-дынь»: что-то полетело.

Да и начинался зимний тест УАЗа и «Нивы» не сказать что удачно. Успели полазить по небольшим сугробам, где машины показались примерно равными, а теперь нелегкая привела к плотному снежному отвалу. «Нива» поосторожничала, переехав его медленно под небольшим углом, а УАЗ решительно прыгнул. Тотчас за ним потянулся подозрительный желтый след.

Картер? Не может быть — он же над мостом. Да и прыжок-то для рамного вседорожника не рекордный — едва колеса от земли оторвались. Однако маслице — вот оно. И запах такой благородный, «полусинтетический». А вот и родничок — сливной шланг масляного радиатора. Его Г-образный штуцер, вкрученный в поддон двигателя, оказался срублен передним мостом, когда приземлялись.

Унизительная транспортировка в ремзону на «галстуке», поиски штуцера и ремонт заняли около трех часов, после чего соперники вернулись в снега.

Выбрав целину поглубже, первой на ее штурм отправили «Шеви». Задание было не по силам. Намертво засевшую машину водитель пытался раскачать и услышал то самое пугающее

«д-дынь». Вот уже «Ниву» тащат на яму. Как выяснится, сломалась нижняя крышка переднего редуктора, которая в новой машине по совместительству еще и его задняя опора. Внедорожные испытания тогда отложили. И вот...

ДВА САПОГА — НЕ ПАРА

— На каких шинах «Нива» пойдет, на тех же «зубастых»? Вы что — еще одну крышку сломать хотите?

— Нет, блин, на штатном «Баргузине» грязь месить полезем — скажешь тоже!

Родные шины автомобилей нас решительно не устраивали. Уазовские К-153 и «нивовские» «Баргузин» если и предназначены для грунта, то сухого и ровного. Лучше — покрытого асфальтом.

Еще зимой «Ниву» обули во внедорожные «Купер-Дискавери STT» размерностью 215/75R15. Это больше, чем предусмотрено инструкцией — 205/75 и 205/70, но как иначе, если собственно внедорожных шин «нивовской» размерности в мире не делают (не путать с всесезонными или универсальными). А для полноценного теста нужны именно такие, «максимально проходимые», пусть даже в ущерб динамике и комфорту. Кстати, купленные нами относительно недороги, $95 за штучку.

УАЗ для абсолютной корректности стоило обуть в шины той же модели. Но нужный ему размер выпускают лишь в «грузовом» исполнении — с индексом скорости, не соответствующим возможностям автомобиля. Но все же не это главное. Со своей понижающей передачей в «раздатке» — всего 1,47, при слабом сцеплении и нетяговитом моторе UAZ 31622 может просто не прокрутить «зубастые» колеса в грязи. Это подтвердил и опыт эксплуатации нашей машины на отечественных К-151 (во многом именно им мы обязаны заменой сцепления на 30-й тысяче). Разумным компромиссом показались следующие в линейке той же фирмы шины «Купер-Дискавери S/T» штатной размерности 225/75R16 по $126 за колесо.

И еще одна мелочь: не ограничившись всесезонной обувью, захватили с собой сапоги — примерно по $10 за пару.

УАЗ: РОЖДЕН НЕ ПОЛЗАТЬ

— Подскажите, на Ерыклинск правильно едем?

— Да, вот этой дороги держитесь. Мужики, а сюда-то вы как попали? Неужто лесом?

Помимо бездорожья маршрут включал около двух тысяч километров по асфальту. И здесь новый УАЗ показал себя как надо. Вспомните «козлика» и оцените нашу среднюю скорость — 81 км/ч на участке Москва-Ульяновск! Даже не на самом гладком асфальте «шестьдесят второй» легко держит 110–120 км/ч. Правда, для уверенных обгонов не помешали бы главные пары «покороче» — с нынешними (передаточное отношение 4,11) даже пустой автомобиль на пятой передаче в горку не тянет.

Мост через Волгу остался позади, под небольшим дождичком мы весело едем к пункту «Т», как вдруг идущая второй «Нива» заморгала фарами. На обочине выслушиваем нерадостное: из-под машины вырываются клубы пара. Ба, это что такое? Под передним бампером журчит «Тосол»... Оказывается, у нас приоткрылся сливной краник. Виновник — диффузор (кожух вентилятора), у которого лопнули ушки крепления к радиатору. Сместившись, он и надавил на краник.

Чтобы сэкономить время, кожух просто разрубили и, разогнув, извлекли из моторного отсека. Не такая уж большая поломка... если бы не стала она повторением других в чем-то подобных (ЗР, 2003, № 3). Теперь надо следить за температурой двигателя, особенно при движении на малых скоростях с большими нагрузками. Опасения не подтвердились — стрелочка указателя температуры пошла вверх лишь единожды, когда буксовали в раскисшей колее; ее движение остановили включенные «печки» и «Нива», выдернувшая УАЗ, как репку из грядки.

Малых же скоростей на бездорожье мы просто не могли себе позволить. В очередной раз отмечаем неудачный союз двигателя и трансмиссии: максимум момента на 4000 об/мин, понижающая передача в раздаточной коробке всего 1,47. Это значит, что опасные места приходится брать с ходу, хорошенько разогнавшись. А балансировать на верхушках колеи примерно на 20 км/ч — знаете ли, страшновато!

На встретившийся в пути примерно 40-процентный склон, усыпанный прошлогодней листвой, " Шевроле Нива", тихонько урча мотором, аккуратно взобралась первой. Теперь с вершины этот продукт СП участливо наблюдал, как шел на штурм кручи коллега УАЗ: три тысячи на тахометре, поперечная канава, подъем... "Давай, родной, давай!.." Тщетно — в паре метров от перевала автомобиль глохнет. Аттракцион "Спуск задом с горы" добавляет адреналину и на очереди второй заход: 4000 об/мин, ка-на-ва-ва! Подъем покорился легко, можно было даже скоростью поиграть — от 20 до 25 км/ч.

Да, у теперешнего УАЗа изменился характер, он стал больше похож на старую «Ниву»: препятствия лучше брать с наскоку. И очень аккуратно останавливаться — на скользком черноземе тронуться непросто, приходится долго буксовать, выходя на «крейсерский» режим, где уже сам черт не брат.

«НИВА»: ИЩИ ВЕТРА В ПОЛЕ

— Ой, я, оказывается, блокировку забыл включить.

— Вот те на!.. А мы его толкали!

— Ничего! Справились... Это главное.

Отправляясь месить грязь, мы предполагали, что «Нива» может вести себя лучше, чем партнер, и большую часть пути она ехала второй. Нестандартные колеса на 25 мм увеличили дорожный просвет, практически уравняв шансы автомобилей в глубокой колее. А сцепные свойства настоящих внедорожных шин превзошли все ожидания.

Курс на Димитровград. Позади Верхнее Санчелеево с последними признаками асфальта. Впереди...

Совсем не страшная для наших машин дорога, огибая очередное поле, уходит на теневую сторону лесополосы. С каждым метром земля все больше пропитана вешними водами (на дворе конец апреля), кое-где сохранился снег. УАЗ пробивает первую грязеснежную преграду, но его кавалерийский наскок вскоре отбивает вязкий и скользкий чернозем. Знаете, бывает такой — руки потом трудно отмыть. Попытка тронуться... Как же! Протектор после нескольких оборотов засаливается и превращается в «слик». Все четыре колеса беспомощно крутятся на месте, при том, что мосты до земли еще не достают.

Теперь черед «Нивы» защитить попранную честь вседорожников. Протоптанная УАЗом колея с распростертыми объятиями принимает салагу. Внатяг добравшись до заботливо подготовленных коллегой лунок, «Нива» выдерживает паузу... Ну и ну! Немного побарахтавшись на трудном месте, она продолжает медленно, но верно ползти вперед — упавшее знамя подобрано. А окажись на автомобиле даже самые лучшие из универсальных шин рекомендованной размерности, о движении по разбитой УАЗом колее можно было и не мечтать.

Совершив первый подвиг, «Нива» и ее пилот начали вести себя не совсем скромно. Лезли куда не надо, водитель не считал нужным пройти загодя по «засадному» месту в сапогах — демонстративно держал их в багажнике. Ну и поплатились, конечно.

Заметим, что и на шинах стандартной ширины 205 мм «новая Нива» склонна плавать по раскисшей дороге. А уж в тех лаптях, что мы обули на этот тест, машина и вовсе ведет себя как мыло в ванной. В общем, в один прекрасный момент, когда она вместо коронного «натяга» исполнила разгон, ее тотчас стащило левыми колесами в глубокую колею, залитую черной сметаной. Пришлось толкать.

Конечно, меряясь силами, машины немного пострадали. «Нива» на одной из колдобин надломила задний бампер, а продираясь по лесу, зацепила дерево зеркалом, отчего оно отломилось (должно было сложиться). Тряски по проселочным дорогам не перенесли лампы ближнего света — перегорели.

В целом же машина вела себя вполне достойно. Огромная заслуга в этом, конечно, правильных шин, позволявших ехать внатяг там, где владельцы старых «нив» привыкли разгоняться. Мало того, с ходу теперь получается хуже. «Зубастые» колеса быстрее осаживают машину в грязи, к тому же она способна проехать по более «засадным» местам — так что для большей скорости (скажем, на второй пониженной) не хватает мощности мотора. Впрочем, со временем под капотом «Шевроле-Нивы» пропишется, наверное, и более мощный двигатель «Опель». На соответствующих шинах может получиться незаурядный вездеход.

КУДА ПРЯМАЯ ВЫВЕЗЛА

— Смотри, как здорово получилось: туда ехали три часа, обратно — двое суток.

— И ладно, если бы срезали хоть немного.

Вместо запланированных 170 км мы отмахали 310, из которых только 110 пришлись на бездорожье, остальные — на дороги с покрытием. То речушку облизывали в поисках брода, то по лесочку круги нарезали. Это против 225 км по асфальту. Расход бензина по шоссе (ехали мы довольно шустро — средняя скорость 81 км/ч) составил 13,9 л на сотню для УАЗа и 10,0 для «Нивы». По бездорожью — 18,1 л и 14,0 соответственно.

Конечно, езда по азимуту — вещь увлекательная, но уж больно долгая и накладная. Даже при удачном стечении обстоятельств в незнакомой степной местности за день редко проедешь более ста километров. Конечно, если дороги хорошие и заранее известны — осилить можно в пять раз больше. Но коли лесные и заболоченные...

Нашим последователям несколько советов. Умейте правильно читать карты. Обращайте особое внимание на лесные массивы, удаленные от крупных населенных пунктов, и на мелкие речушки, через которые почти никогда не бывает мостов. В общем, будьте начеку.

А что касается дуэли «Нивы» с УАЗом... Откровенно говоря, от последнего, зная его родословную, ждали несколько большего. Похоже, тезис об «избыточной проходимости» старого УАЗа сыграл с новым злую шутку. Проехать где хотели мы смогли, но запаса проходимости за спиной не чувствовали.

Про «Ниву» скажем так: потенциал есть, и очень не плохой, но если родители автомобиля будут видеть в нем в первую очередь горожанина, покупатели много потеряют. По крайней мере, «совместное» происхождение модели позволяет ждать от нее большего запаса надежности.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

— Ну уж так, как мы, вы-то вряд ли машину мучили...

Хотелось возразить главному конструктору СП «ДжиЭм-АвтоВАЗ» Вадиму Классену, рассказать, как пыхтела она у нас в песчаных карьерах, перепрыгивала через колеи, оставленные «уралами», тонула в грязи и снегу. Как-никак, мы третий год, если считать и экспериментальный образец, испытываем «двадцать третью». Уже на серийной машине у нас дважды ломалась нижняя крышка переднего редуктора. О ней-то и состоялся долгий разговор в Тольятти.

Конструкторы справедливо заметили, что наши шины больше и «зубастее», чем предусмотрено заводом, — они непременно увеличивают нагрузки на трансмиссию. В то же время они не могли не обратить внимание на странный характер поломки (явно усталостный) и низкое качество литья. Это особенно настораживает в преддверии ожидаемой уже в сентябре «Шеви» с «опелевским» мотором. Мы убеждены, что нагрузки на указанную крышку даже на стандартных шинах окажутся ничуть не меньше. Договорились вот до чего.

Крышка изготовлена плохо — с этим СП «ДжиЭм-АвтоВАЗ» обещает разобраться, но при этом инженеры добавляют, что «...шины такие ставить все равно нельзя...». Про себя мы решили, что к этому разговору когда-нибудь обязательно вернемся: вседорожник, на который нельзя ставить внедорожние шины...

Кроме злополучной крышки, говорили и о многом другом. О ремнях ГРМ — теперь ставят только Gates Auto Master, а с сентября обещают-таки перейти на поликлиновые. О долгожданных изменениях в коробке передач (ЗР, 2003, № 2) — их внедрят только после нового года, когда будет плановая остановка конвейера на ВАЗе. О вибрирующих зеркалах.

С последними ситуация сложная. Завод давно знает о проблеме и на машину в комплектации GLS ставит другие зеркала — уже с электроприводом. Они всем нравятся, но пока в таком дефиците...

Когда мы спустя неделю (уже в Москве) приехали на «Ниве» на второе ТО (15 000 км), то попросили заменить и сломанное правое зеркало (заметьте, обычное — без электроприводов). В ответ услышали: зеркала меняют только парами, а поскольку у дилеров их нет (?!), ждать придется «...не больше месяца, но, скорее всего, меньше...». Тогда спросили, нельзя ли заменить сразу на нормальные — электрифицированные. Оказалось, что такие в запчасти еще не поставляют — во как!

Надо ли говорить, что вместо крышки редуктора у дилера оказался только передний мост в сборе (нам, правда, после долгих совещаний дважды меняли только крышки, причем по гарантии — не исключено, что сработали наклейки «За рулем»). Не оказалось заднего бампера, который мы, каемся, сломали по своей вине, щеток стеклоочистителя (про них спросили на всякий случай). Когда нам меняли по гарантии помпу (это было на 2-й тысяче), ее тоже покупали в ближайшем магазине.

Но есть проблемы и посерьезнее. Сейчас, пока завод работает на 20% своей мощности и всего-то полгода, у московских дилеров в очередь на ТО записывают на три-пять дней вперед. А число проданных машин и темпы их производства с каждым днем растут. В общем, есть над чем думать и работать.

Пора уже перейти к УАЗу. Скоро семейство 3160/62 научат ползать! Как сообщил технический директор А. М. Евсюков, с сентября 2003 года «...планируют устанавливать косозубые раздаточные коробки со значительным снижением уровня шума и передаточным отношением понижающей передачи 1,94».

Год назад мы сетовали на тесное сиденье — удобно устроиться за рулем человеку выше 175 см нелегко. «Произведена конструкторская доработка и уже во втором квартале 2003 года передние сиденья со сдвинутой назад на 25 мм спинкой будут освоены». Отлично, а как с микроклиматом? UAZ 31622 — машина, в которой прохладно зимой и жарко летом. Водитель потеет... снизу! Система выпуска заметно нагревает моторный щит, поддает жару в ноги водителю. Хотите открыть окошко или люк? В салоне резко запахнет отработавшими газами, их подсасывает через уплотнения пятой двери. Чтобы не травиться, нам даже пришлось удлинить и завернуть вправо выхлопную трубу (ЗР, 2002, № 7).

«В настоящее время на ОАО „УАЗ“ ведется работа по доведению конструкции автомобиля с целью исключить попадание отработавших газов в салон. Завершены работы по подготовке производства отопителя повышенной эффективности; предусмотрено увеличение производительности электровентилятора». Такие официальные ответы мы получили на наши вопросы.

У «Шевроле-Нивы» по сравнению с УАЗом есть неоспоримое достоинство, которое трудно увидеть, но легко... унюхать. VAZ 2123 бережно относился к свежему воздуху Поволжья, а УАЗ осквернял его по полной программе — нейтрализатора у него нет. Пока нет. Цитируем еще один ответ завода: «С целью удовлетворения требований Евро II для автомобилей УАЗ разработана новая топливная система с применением погружного модуля, фильтра проточного типа,... с системой улавливания паров топлива и нейтрализатором. С 2003 года будут выпускать опытно-промышленные партии автомобилей с данной системой питания».

Закончим экскурсом в недалекую историю. Злополучный штуцер, оборвавший нам зимние испытания, возможно, перенесут: насколько нам известно, специалисты ЗМЗ и УАЗа дорабатывают компоновку агрегатов в моторном отсеке.

В конце зимних испытаний УАЗ поставил жирную точку маслом; «Нива» огорчила звуком ломающейся крышки редуктора.

Еще пять метров и УАЗ встал (фото справа).

Ну, и где-же Димитровград? У кого-то прибор врет!

Где же эта проушина? Старый-то УАЗ было цеплять удобнее.

Гляжу, поднимается медленно в гору...

Нет, медленно не получается!

Универсальным шинам раскисший чернозем оказался не по зубам.

А вот смертельный номер: «Нива» штурмует колею УАЗа и... побеждает!

Не сложилось.

«Нива» застряла один раз — левые колеса соскользнули в глубокую колею.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии