Десять лет спустя

ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

]

КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»

Семинар

ЭВОЛЮЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ «ВОЛГИ»

ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

АНТОН ЧУЙКИН

Датой рождения двигателя ЗМЗ-406 принято считать 1993 год. Впрочем, 10-летний юбилей можно отмечать и сейчас, и позже: за первыми опытными партиями последовало мелкосерийное производство, выход на главный конвейер в 1996-м, освоение мощностей в 1997-м... За это время конструкцию двигателя совершенствовали, устраняли замечания потребителей (в числе первых был, кстати, журнал «За рулем»). Опустив некоторые мелочи и детские болезни (ЗР, 1997, № 5), проследим эволюцию «четыреста шестого».

В кривошипно-шатунном механизме изменился шкив коленвала — на отдельных комплектациях мотора появилось дополнительное «колесо» для привода компрессора кондиционера. В сборе со стальной ступицей новые и старые шкивы взаимозаменяемы.

Не меняя устройство отдельных деталей, завод расширял список поставщиков. Так, поршневые кольца поступают из Костромы либо от фирм «Гётце» и «Бузулук» (комплектация последними приостановлена). Сальники коленвала делают «Эльринг» и российские предприятия в Балакове и Кировочепецке.

Пожалуй, самый «проблемный» механизм ЗМЗ-406 — привод распредвалов (см. рис.). Башмаки натяжителей 1 быстро срабатывались, продукты износа попадали в гидротолкатели, те стучали и т. д. и т. п. В приводе был модернизирован гидронатяжитель 2 — оптимизировали профиль канавок под стопорное кольцо. Тем самым снизили риск заклинивания, при котором резко ускорялся износ башмака.

Впрочем, главные перемены впереди. Со слов заводчан мы не раз обещали, что башмак заменит звездочка (плюс сопутствующие детали) — теперь нас заверили, что это случится еще до конца года. Тем более, что на модификациях ЗМЗ-405 и 409 устройство внедрено. Одновременно под обратную унификацию попадут и обе цепи — к каждой потребуется прибавить два звена, так что их станет 72 и 92.

В газораспределительном механизме с прошлого года применяют оригинальные пружины 3 уменьшенной жесткости, чтобы снизить нагрузки на привод распредвалов. С прежними, от двигателя VAZ 2108, они полностью взаимозаменяемы (клапаны, кстати, также «восьмерочные»). Совсем скоро пойдет в производство измененная верхняя тарелка клапана. Ее высоту уменьшили, чтобы исключить задиры на стержне, от которых могли страдать маслосъемные колпачки. Здесь же отметим гидротолкатели 4 уменьшенной массы. Взаимозаменяемость с предшественниками сохранена и у тарелок, и у толкателей.

В системе впуска несколько изменена форма ресивера — «гусеница» вместо плоских поверхностей помогла снизить шум впуска.

Когда двигатель ЗМЗ вписывали в моторный отсек УАЗа, потребовалось изменить масляный поддон и, соответственно, маслоприемник, который теперь крепится к насосу в трех, а не четырех точках. Измененный насос с 2000 года устанавливают на все «четыреста шестое» семейство; с прежним он взаимозаменяем в сборе.

Ранее, в 1996–1997 гг., в насосе разнесли опоры ведомой шестерни, чтобы винтовое зацепление работало стабильнее, без перекосов. К старым насосам новые шестерни не подходят, и наоборот.

Масляный фильтр «Колан» (2101С), который завод предписывает использовать в течение гарантийного периода, с 1999 года стал неразборным. Своей монополией он обязан дополнительному фильтру перед перепускным клапаном, который способен задержать «технологическую» грязь, оставшуюся в блоке после литья и обработки. Впрочем, блоки обещают вскоре тщательно мыть на новом оборудовании.

Ряд изменений претерпел водяной насос. Чтобы повысить надежность, вазовский двухрядный шариковый подшипник заменили на шарико-роликовый. Одновременно вал насоса увеличили в диаметре на 1 мм, что повлекло и доработку сальников. В общем, «помпу» на старом двигателе при необходимости нужно менять в сборе со шкивом и трубкой забора воды. Измененная конструкция в производстве — с 1995–1996 года.

С апреля 2000-го паронитовая прокладка в термостате заменена на резиновую. Сам прибор теперь отличается меньшей проливаемостью — клапаны уплотнены, чтобы избежать утечек антифриза в радиатор при прогреве двигателя.

Поликлиновой ремень на первых 406-х приводил лишь «помпу» и генератор; его длина — 1220 мм. Когда «волги» стали оснащать гидроусилителями руля, потребовался более длинный ремень — 1370 мм, его устанавливают на ГАЗе. Прежний, короткий, вращает компрессор кондиционера на дорогих версиях и используется на ЗМЗ-405 и 409.

Вызывал нарекания натяжной ролик — в нем проворачивался подшипник, разбивая пластмассу. На наружной обойме подшипника ввели проточки, а при сборке его «сажают» на клей ВК-9: дефект, таким образом, побежден.

Электронная система управления двигателем (ЭСУД) за годы выпуска ЗМЗ-406 сохранила состав датчиков и устройств. Некоторые, например, форсунки, подвергались «апгрейду». Сейчас на комплектации взаимозаменяемые узлы «Сименс» и «Бош».

Два элемента обновлены кардинально. С 2001 года вместо не очень надежных датчиков массового расхода воздуха (ДМРВ) проволочного типа применяют пленочные, производства «Автэл», с чувствительным элементом «Сименс». Внешнее отличие — в цвете корпуса: старые датчики блестящие, металлические, новые — черные. По отзывам, новинка безотказно работает, но ее установка не так проста. Во-первых, потребуется адаптер (переходник) для жгута проводов, а во-вторых — увы, новый блок управления с тем же «именем», но в оригинальном исполнении и со своей программой.

Компьютеры эволюционируют куда быстрее автомобилей, поэтому ЗМЗ-406 пережил несколько блоков управления. Последняя замена произошла три года назад, когда место МИКАС-5.47 занял МИКАС-7.1. Новый блок с иным процессором способен обеспечить нормы Евро II. При замене учитывайте сказанное о ДМРВ: проволочному и пленочному датчикам соответствуют собственные «железо» и программы!). Сегодня на конвейер ГАЗа поступают также блоки СОАТЭ под нормы Евро 0 — с современными МИКАСами они взаимозаменяемы полностью.

Помимо упомянутых узлов и деталей, совершенствовалось и навесное оборудование мотора — появились стартеры с редуктором, стали более надежными катушки и т. д. Не рассматривая их подробно, отметим, что замена большинства прежних устройств новыми вполне допустима.

Модернизация ЗМЗ-406 и всего семейства двигателей продолжается. Так, конструкторы считают, что звездочка в приводе распредвалов хотя и увеличит заметно ресурс узла, не решит проблему окончательно. О дальнейшей эволюции заволжских моторов мы обязательно расскажем; надеемся — скоро...

Модернизация

двигателя

ЗМЗ-4062.10 

(см. позиции в 

тексте).

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии