Что — к чему

ЧТО — К ЧЕМУ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/"ИНЖЕКТОР"

ЧТО — К ЧЕМУ

ПОКУПАЕМ ЗАПЧАСТИ ДЛЯ СИСТЕМЫ ВПРЫСКА

ТЕКСТ / ГЕННАДИЙ ЕМЕЛЬКИН

Посетители автосалонов все реже ищут ВАЗ с карбюратором. Распробовали — инжекторный двигатель экономичнее, нет рывков и провалов, улучшилась тяга. Однако впрыск — «зверь» серьезный, требует специальной аппаратуры для ремонта и регулировки, да и покупка запасных частей для него — целая наука. На рынке в достатке брака, а главное — надо знать, что от чего и для чего подходит. Мы уже касались этой темы (ЗР, 2000, № 10, с. 186). Дадим еще некоторые подсказки, основанные на личном опыте ремонта двигателей 2111.

Самая капризная деталь — регулятор холостого хода. Именно из-за него чаще всего «плавают» обороты. Дефект хитрый, появляется и исчезает сто раз на дню. Разборка и чистка помогают не всегда. Верное средство — заменить регулятор. Отечественный оценивают в 450* рублей. Но лучше не поскупиться на импортный от «Дженерал моторс» (GM) за 2000–2500 рублей — своих денег стоит. Не ошибитесь: аналогичный GM для «Нивы-1700» втрое дешевле, но для «Самары» не подойдет! А для профилактики через одно ТО полезно отмыть от грязи запорную иглу регулятора, чтоб не заедала. Глядишь, и запасной не понадобится.

Второй капризный узел — датчик положения дроссельной заслонки. Они с регулятором соседи — оба смонтированы на дроссельном патрубке. В общем, два сапога — пара. Признак неисправности — вдруг возросшие против привычных (хоть и стабильные) обороты холостого хода. Чтобы вернуть их в норму, приходится резко топать по педали акселератора. Первые симптомы обычно появляются при пробеге под 20 тыс. км. А к 40–50 тысячам в этом же датчике изнашиваются контактные дорожки, на что система отзывается символом Check Engine. И здесь заморский GM много надежнее нашего. Но стоит от 500 до 1000 рублей против 150.

А вот заменять отечественный дроссельный патрубок на иноземный (все от того же GM) не надо. Даазовский ничуть не хуже, но гораздо дешевле (700 рублей с датчиками, GM — 4000 в сборе, 600 — «голый»). Если все же решились на «иностранца», берите его с винтами крепления датчиков, наши не подойдут.

Немало хлопот доставляет модуль зажигания. Из-за него двигатель обычно «троит», дергается и отказывается разгоняться. По «карбюраторной» логике, если мотор работает, то искра есть. Только вот у обычной катушки один высоковольтный вывод, а у модуля — четыре, и проверять надо все. Вместо этого неискушенный владелец меняет провода, датчики, свечи... Если хоть один провод не искрит, придется отвернуть три гайки «на 10», отсоединить низковольтный разъем и заменить модуль. Встречаются три типа. Российский за 1600 рублей особой надежностью не отличается и нередко выходит из строя через 7–10 тыс. км. Правда, преодолевшие этот рубеж живут долго. В последнее время количество долгожителей резко возросло. Похоже, что «работа над ошибками» дала результат.

«Джиэмовский» за 4–6 тыс. рублей — примерный служака. Одного обычно хватает на весь срок службы автомобиля. А еще он самый универсальный — годится для любой комплектации. Наш же вместо него будет работать не всегда.

Третий тип предназначен для «Нивы». Его легко отличить по внешнему виду, так как на предыдущие он совсем не похож.

За «дыханием» двигателя следит датчик массового расхода воздуха. Расположен он за воздушным фильтром. Деталь эта, пожалуй, самая надежная в системе управления двигателем. По крайней мере, об отказах при пробеге менее 80 тыс. км слышать не приходилось. С неисправным датчиком автомобиль едет рывками и глохнет при сбросе газа. Из выхлопной трубы валит черный дым. Если под рукой нет замены, отсоедините от датчика электрический разъем. Система при этом перейдет в аварийный режим, где датчик положения дроссельной заслонки отдувается за двоих. Не сахар, но ехать можно. Исконно наших датчиков на прилавках нет: отечественная промышленность делает их на паях. В продаже попадаются соответственно только GM и «Бош„-Саратов“. Они не взаимозаменяемы, так как имеют разные присоединительные размеры, разъемы и принцип обработки сигнала. Отличаются и цены. GM обойдется примерно в тысячу рублей, „Бош“ — на триста рублей дороже.

Электронная система гашения детонации в наших условиях незаменима. Не секрет, что фактическое октановое число топлива часто отличается от заявленного в меньшую сторону. А умная электроника бережет мотор, изменяя угол опережения зажигания на нужную величину. «Слушает» детонацию датчик. Есть два не взаимозаменяемых типа — резонансный и широкополосный. Первый ввернут в блок цилиндров, второй установлен на шпильке. Вдобавок у него двухконтактный разъем. Наши резонансные датчики — за 80–100 рублей, GM — 250. Широкополосные дороже: отечественный — 120–150 рублей, от «Бош» — 350. Ломаются датчики редко — но тогда автомобиль «тупеет» и больше «жрет».

Температуру охлаждающей жидкости контролирует одноименный датчик на отводящем патрубке блока цилиндров. По его команде контроллер включает и выключает вентилятор. При отказе датчика вентилятор будет работать непрерывно, так что мотор не «вскипит». Но есть у этого датчика и другая функция: контроллер использует его данные для управления подачей топлива. И если датчик халтурит, расход бензина может возрасти. Родной и «джиэмовский» датчики равнонадежны и взаимозаменяемы, только первый стоит 80, а второй — 250–300 рублей.

Еще недавно массу неприятностей доставлял датчик скорости автомобиля. У импортного от GM (для механического спидометра) ломался пластмассовый вал привода, у нашего (для электрического и механического) — электронная часть. Нынче качество обоих заметно улучшилось. В принципе датчики взаимозаменяемы, но механические могут отличаться формой разъема (попадаются круглые и прямоугольные), а электрические — количеством импульсов. Прежде чем покупать, внимательно изучите свой. Цены колеблются в пределах 250–300 рублей.

Если откажет датчик положения коленчатого вала, двигатель заглохнет. Но так бывает не всегда. Некоторые отечественные экземпляры хорошо работают до 4000–4500 об/мин — выше двигатель останавливается. Но как только обороты упали, пускается вновь. В результате автомобиль не едет, а скачет. Хороший вклад в борьбу с автолихачами! Наши и импортные (GM) датчики взаимозаменяемы, стоят соответственно 80 и 300 рублей.

Следующий чисто впрысковый узел — топливная рампа с регулятором давления и форсунками. Рампа — изделие вечное, если только при замере давления топлива «мастер» не сломает ее штуцер. И российская, и импортная (GM) детали работают только со своим регулятором, так как у них разные присоединительные размеры. Цена рампы — около 100 рублей, регулятора — 500 от GM и 150–200 — от ДААЗа или завода из Старого Оскола. Форсунки делают большей частью за рубежом GM и «Сименс», у нас — «Бош-Саратов». Все они взаимозаменяемы, стоят 300–700 рублей за штуку.

Возить с собой запасной бензонасос вряд ли стоит — работает он надежно. Чтобы насос служил долго, не ездите с «сухим» баком: шесть-восемь литров в нем должно быть всегда. Новый насос стоит около 2500 рублей — берегите его!

Сердце системы — контроллер из строя выходит крайне редко. При отказе часто достаточно зарядить аккумуляторную батарею. Стоит он от 800 до 1500 рублей. Вычислить его неисправность на глаз сложно. Если есть подозрения — поищите диагностический прибор.

И вообще, если вы не из технарей, а проверка целости разъемов и предохранителей ничего не дала, лучше обратитесь в мастерскую.

* Цены в Москве весной 2001 года.

Регулятор холостого хода: слева — отечественный, справа — GM.

Датчик положения дроссельной заслонки: слева — наш, справа — GM.

Дроссельный патрубок GM без датчиков.

Модуль зажигания: слева — наш, справа — GM.

Модуль зажигания «Нива-1,7».

Датчик массового расхода воздуха: слева — GM, справа — «Бош».

Датчик детонации: слева — широкополосный, справа — резонансный.

Датчик температуры: слева — наш, справа — GM.

Датчик скорости: правый — с прямоугольным разъемом, левый — с «круглым».

Датчик положения коленвала: наш и импортный — братья-близнецы.

Регулятор давления топлива: слева — наш,

справа — GM.

Форсунка: слева — GM, справа — «Бош».

Бензонасос.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии