Чужой!

ЧУЖОЙ!

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/КРУГЛЫЙ СТОЛ

ЧУЖОЙ!

ОПАСНЫЕ ЗАПЧАСТИ ЗАПОЛОНИЛИ РОССИЙСКИЙ РЫНОК

ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ

ПОДАРОЧЕК ИЗ ТУРЦИИ

«Вот этот руль отвалился у меня на ходу, — Николай (читатель ЗР) положил на стол баранку с надписью „Samara“. — Хорошо, скорость была небольшая — всего 40 км/ч. Как раз поворачивал с кольцевой в Москву».

Красивая баранка, между прочим... Я вспомнил, как год назад чуть было не купил себе такую же, когда моя от времени растрескалась. «Консультант» за прилавком расписывал: «Руль родной, из Тольятти». Почему-то я не поверил ему и приобрел невзрачное штатное изделие.

Буквально через пару дней после визита Николая в редакции появился Андрей. Принес другой экземпляр с логотипом «Lada» и серьезным дефектом: разошелся сварочный шов, соединяющий спицу руля со стаканом ступицы.

Визуально сопоставление двух ущербных рулей не оставляло сомнений — автор один. Визиты на авторынки и в магазины города показали — в торговле их тысячи! В качестве изготовителя в сопроводительных документах иногда значится некая турецкая фирма AKGUN, чаще «визитная карточка» производителя и инструкция вовсе отсутствуют.

Откликнувшись на нашу просьбу, специалисты ЛАРО — лаборатории по анализу разрушений и отказов деталей МАДИ провели экспертизу. Выводы, как и ожидалось, плачевные — изготовители турецкого товара допустили грубейшие ошибки: никуда не годная сварка, неграмотная состыковка деталей и, как следствие, непрочность всей конструкции. И, как всегда, вопросы, вопросы...

Интересно, сколько автолюбителей сейчас крутят баранку, которая в любую секунду может отвалиться? Кто допустил к продаже в России такое опасное изделие? Кто выдал сертификат?

Для начала опрашиваю знакомых оптовиков, специализирующихся на запчастях. Один из них (по понятной причине имени не называю) руль сразу признал и замахал рукой: «Я „засадой“ не торгую! Был в Турции — знаю, как такие дела прокручиваются. Приезжаешь и просишь: сделайте мне руль как на велосипеде, только чтобы к машине привернуть можно было. Тебя спрашивают: сколько заплатишь? По доллару? Будет „по доллару“. Грузи контейнер...»

Но российские-то власти куда смотрят: ведь речь идет о здоровье и жизни водителей и пассажиров! Надо сказать, в Московской торгинспекции мгновенно отреагировали на запрос редакции по поводу бракованных рулей и начали проверку. К сожалению, силы государственных контролеров и нарушителей неравны — в огромной Москве всего один (!) инспектор, специализирующийся на автозапчастях. В данном случае он, по идее, должен на своих двоих обойти несколько тысяч торговых точек и проверить, что за рули там продают. Ясно, что опасность нарваться на «подарок из Турции» еще долго сохранится.

А есть ли гарантия, что завтра не появится в таком же количестве (и такого же качества) самопал из Китая, Тайваня, Вьетнама? Как справиться с таким валом опасного барахла? Как оградить от него наших автомобилистов? Обсудить этот вопрос редакция пригласила сведущих в этом деле экспертов.

«БУБЛИК» ЗА 60 ТЫСЯЧ

Вот что мы выяснили. Первое и самое главное: рули не подлежат в России обязательной сертификации. Более того, в ближайшее время в Думе будет рассматриваться проект нового закона, где сертификация автозапчастей вовсе не предусмотрена. На языке авторов — разработчиков законопроекта это называется «устранением бюрократических барьеров». Вот так-то!

Впрочем, отсутствие сертификации не означает, что все бесконтрольно. Смена рулевого колеса по Правилу

Р-12 ЕЭК ООН фактически означает изменение конструкции автомобиля. С другой баранкой — это уже иной автомобиль, со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями.

Смена руля приводит к изменению трех показателей. Первый — эргономика рабочего места: если руль с переходниками или проставками, то руки водителя окажутся уже не под тем углом, когда возможна максимальная быстрота его вращения. Второй — если уменьшается диаметр рулевого колеса, то увеличивается усилие на органах управления — тем самым замедляется реакция водителя. Третий — пассивная безопасность. Особенно она хромает у так называемых спортивных рулей, где ступица и спицы остаются открытыми.

Именно поэтому по Правилам при техосмотре в ГИБДД на нештатный руль нужно представить одобрение либо от производителя автомобиля, либо от НИЦИАМТ (полигона в Дмитрове). Юристы ЗР уже предупреждали читателей об этом. Но на этот раз нам стали известны любопытные детали получения сей бумаги. Для начала необходимо предоставить полигону пять (!) экземпляров рулей вместе с подрулевыми переключателями и рулевым валом — для испытания на «удар головой» в пяти разных точках. Затем заплатить около 60 тысяч рублей за эти самые испытания. Продолжать?..

Правда, пока на Дмитровский полигон не обратился ни один частник, чтобы добровольно протестировать новый руль. Зато немало водителей гордо поглаживают кожаные (деревянные, шерстяные и пр.) нештатные баранки своих автомобилей. Как правило, ветровое стекло при этом украшает талон пройденного техосмотра...

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СОЛИДНЫХ

Как же быть? Обязать инспекторов ГИБДД отправлять «пижонов» на штрафстоянку (это, между прочим, по закону допустимо)? Но тяга людей к «прекрасному», как известно, непреодолима. Иначе кто бы стал ездить с тонированными стеклами, приподнятым «задком» и «вынесенными» дисками? Выход из ситуации (если не считать карательных мер Госинспекции и ГИБДД) один: производители рулей сами, на добровольной основе, должны сертифицировать свой товар, что, между прочим, обеспечит им лучший сбыт, а значит, и большую прибыль. Мы, конечно, не ждем, что завтра все, кто делает рули, ринутся на Дмитровский полигон за получением одобрения. Тем более не ожидаем этого шага от «левых» изготовителей — им это вообще ни к чему. Но, скажем, итальянским фирмам (чьи рули пользуются известностью), если они хотят всерьез работать на нашем рынке, это просто необходимо. АвтоВАЗ со своей стороны ручается, что будет всячески содействовать получению такого одобрения.

Что же до тех, кому российский сертификат кажется лишней бумажкой, то мы намерены информировать на страницах ЗР об их «ходовом» товаре — наш долг предупреждать автомобилистов об опасной продукции. Более того, редакция рассчитывает с помощью Министерства по антимонопольной политике и Конфедерации обществ прав потребителей инициировать принудительный отзыв «засады» из торговли. Тем самым подталкивая к добровольной сертификации производителей из «третьих стран».

А. Иванов, руководитель органа по сертификации МАДИ: «Такие рули — серьезная угроза для безопасности. Одной лишь сертификацией эту стихию не победить, ведь одобрение легко подделать. Нужно усилить контроль как на таможне, так и со стороны ГИБДД. И еще — в торговле. Если директор магазина будет примерно наказан за отвалившийся руль, то он больше никогда не закупит подобную продукцию, а поинтересуется на ВАЗе, что завод рекомендует».

В. Латыш, заместитель директора московского представительства ОАО «АвтоВАЗ»: «Посмотришь на этот руль — и понимаешь: обязательная сертификация необходима, при этом уполномоченный орган обязан согласовать свое одобрение с ВАЗом. Все детали и узлы, которые продаются как запчасти для автомобилей ВАЗ, должны быть одобрены нами. В противном случае мы просто не несем ответственности за автомобиль».

Д. Мельников, эксперт лаборатории безопасности автомобиля НИЦИАМТ: «Для того чтобы дать оценку этому турецкому рулю, не нужно каких-то специальных исследований. Уже при внешнем осмотре видно, что его стакан не отвечает требованиям Р-12 ЕЭК ООН по удару туловищем. АвтоВАЗ в свое время купил лицензию и штампы в Японии, чтобы добиться травмобезопасности стакана у штатных рулей. У кого в Турции хватит средств на такую технологию?»

Так называемый «Топаз» предназначен для «Жигулей». Неизвестно, каким стандартам и ТУ он соответствует. Испытаний в России не проходил, впрочем, как и все представленные здесь.

Продается как руль для «Волги». ГАЗом не одобрен. За последствия «самовольной» установки будет отвечать владелец (либо перед инспектором ГИБДД, на техосмотре, либо в суде, если руль станет причиной несчастного случая).

Торговцы в магазинах и на рынках выдают его за сызранский «Вираж». Использование чужого товарного знака и травмоопасный стакан ступицы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Вот так выглядят стаканы ступиц штатных рулей ОАО «АвтоВАЗ» (фото 1 и 2). Для сравнения — турецкий вариант (фото 3).

Л. Гинцбург, заведующий лабораторией управляемости НАМИ: «Смена руля — серьезный шаг, требующий одобрения не только сертификационных служб, но и завода — изготовителя автомобиля. Для каждого руля существует заводской норматив по допустимому моменту, который может выдержать конструкция. Усилие на рулевом колесе также нормировано стандартом (Правилом № 79 ЕЭК ООН). Даже хорошо подготовленный в техническом отношении автолюбитель не сможет самостоятельно рассчитать соответствие жесткости конструкции купленного им руля, допустимого усилия на рулевом колесе и изменения параметров нагрузки на всю кинематику рулевого управления в целом».

ТУРЕЦКИЕ «ФОКУСЫ»

«Бывший» сварочный шов.

А здесь была ступица...

«Качество» изготовления видно невооруженным глазом.

Модель «Три луча» с эмблемой ВАЗа и маркой «LADA» к настоящей «Ладе» никакого отношения не имеет.

Фирменная ладья ОАО «АвтоВАЗ» вовсе не гарантирует одобрения Волжского автозавода — подделка.

Подделан торговый знак ОАО «АвтоВАЗ», травмоопасный стакан ступицы, ненадежная сварка. Руль отвалился прямо на ходу. Владелец чудом уцелел.

БЛАГОДАРИМ СОТРУДНИКОВ ЛАРО МАДИ ЗА ПОМОЩЬ В ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРТИЗЫ.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии