Выше — только горы

ВЫШЕ — ТОЛЬКО ГОРЫ

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/ЭКСПЕРТИЗА

ВЫШЕ — ТОЛЬКО ГОРЫ

ТЕСТ МАСЕЛ ГРУППЫ КАЧЕСТВА SJ 

ТЕКСТ / ФЕДОР МАСЛОВ

ФОТО / ВЛАДИМИР КНЯЗЕВ

Чем ближе к вершине масляного Олимпа продвигается наша экспертиза, тем больше интересного и полезного мы узнаем. Напомним: в ЗР, 2000, № 9 проверке подверглись масла группы качества SF по API, позднее, в ЗР, 2001, № 1 мы взялись за масла группы SG, а спустя еще три месяца, в ЗР, 2001, № 4 дошли до SH. И вот мы почти на вершине.

Почему почти? Группа SJ — самая последняя ступень сегодняшней американской классификации — вмещает в себя такое множество разнообразных продуктов, что объять их за один раз оказалось для нас невозможно. Условную границу обозначили так: вначале проверяем наиболее доступные масла этой группы, в основном «полусинтетику» с наиболее привлекательной для нас вязкостью SAE 10W40, а чуть позже возьмемся за топ-продукты с магической надписью Fully synthetic motor oil (полностью синтетическое моторное масло).

ЛЕЙ, КУДА ХОЧЕШЬ?

Перечислять, в какие моторы можно заливать масла группы SJ — занятие неблагодарное. Можно сказать «куда хочешь», но... с учетом некоторых дополнительных условий, предъявляемых производителями автомобилей. Так, у Европы свои требования к хорошим маслам (можно считать, к маслам, уже удовлетворяющим американской группе SJ). Классификация АСЕА подразделяет их на группы А1, А2, А3 для бензиновых двигателей, В1, В2, В3 — для легковых дизелей. Поэтому для иномарки европейского производства масло следует подбирать скорее по этой классификации. Отметим: большинство масел SJ удовлетворяют либо АСЕА А2, В2, либо АСЕА А3, В3. И еще несколько тонкостей.

Довольно жесткие дополнительные требования к термостабильности моторного масла предъявляют современные моторы «Фольксвагена» (но не все), поэтому масло для них должно иметь допуск VW 505.01 — эдакое одобрение немецкой фирмы. Оно помещается всегда на обратной стороне канистры (не путать с более «мягким» допуском VW 505.00). Увеличенного интервала замены просят для своих свежих машин «Мерседес», «Порше» и еще некоторые производители — соответствующие допуски, как нетрудно догадаться, тоже указаны на канистрах. Вот, пожалуй, и все премудрости. Остается добавить банальное — внимательнее читайте инструкцию к вашему автомобилю.

КОГО И КАК ПРОВЕРЯЛИ

На сей раз образцов восемь (см. фото). Все маркированы группой качества SJ по API. Почти все имеют класс вязкости SAE 10W40 — пожалуй, самый ходовой в нашей стране. Единственный штрейкбрехер — «ЛУКойл» — с вязкостью 5W40. Впрочем, и он производит 10W40, но, согласитесь, когда за те же деньги можно взять 5W40... Трое из претендентов («Шелл», «Кастрол» и «Вальволин») гордятся синтетическими компонентами в своем составе. Остальные скромничают, хотя и они могут смело называться полусинтетикой. Независимо от позиционирования все должны удовлетворять требованиям группы SJ, то есть быть примерно одинаковыми.

Теперь о методах испытаний (просим простить за очередное повторение). К уже привычным шести показателям (см. ниже) на этот раз добавили седьмой — «нейтрализация искусственного загрязнителя». Суть в следующем: в масло добавляют около 20% тарированной «грязи» и спустя 10 минут проверяют качество диспергирования примеси в масле (ее измельчения и растворения). Проверку ведут фотоэлектрическим методом и при высокой температуре. Чем лучше диспергирующие свойства, тем меньше указанный в таблице показатель. А поскольку условия во время теста моделируются близкие к тому, что происходит в верхнем (так называемом жаровом) поясе поршня (вблизи первого поршневого кольца), принято считать, что данный показатель во многом определяет вредное влияние масла на рабочий процесс в цилиндре (читай, на вредные выбросы).

Теперь о традиционном. Щелочность характеризует возможность масла нейтрализовывать кислоты, образующиеся в процессе работы двигателя. Для масел высоких групп качества этот параметр прежде всего контрольный — позволяет определить грубую подделку. Изменение щелочности в ходе теста дает больше информации. Пока масла, разлитые в пробирки (в присутствии катализатора), накатывают условные километры пробега, их щелочной запас падает. Если он опустился до 4–5 единиц — плохо, масло практически пришло в негодность. Если провал не столь ощутим, учитывают процент падения для разных образцов. Сопоставляя, сколько процентов потеряно и сколько по абсолютному значению осталось, судят о стабильности присадок (качестве пакета) и остаточных свойствах масла — можно использовать дальше или же не стоит. Высокое значение щелочности у нового масла (от 9–10 ед. и выше) говорит о большом количестве присадок и требует обратить внимание на зольность (она же — сульфатная зольность). Показатель характеризует наличие металлов в масле, входящих в состав большинства присадок. Слишком большая зольность (для бензиновых двигателей — более 1,3%) чревата повышенным нагаром на свечах, а в некоторых случаях и большими отложениями в двигателе.

Еще два показателя — изменение оптической плотности и вязкости в ходе теста. Оптическая плотность всегда растет, свидетельствуя об общем ухудшении качества, а вот вязкость способна меняться в любую сторону. Это может быть вызвано двумя факторами — разложением загущающей присадки (снижение вязкости) или окислением основы (повышение). Поскольку оба процесса протекают одновременно, по изменению вязкости можно судить о преобладании одного из них над другим. Наконец, еще два параметра: коррозия металла, который контактирует с испытуемым маслом, и расчетная температура гарантированного пуска. Очевидно, чем коррозия меньше, а температура ниже (холоднее), тем лучше.

ХОРОШИЕ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ, ПОТРЯСАЮЩИЕ

Каждое из представленных масел с запасом подойдет любому отечественному автомобилю — это было ясно заранее. Но ведь не «жигулями» едиными...

«Шелл» прилежно отнесся к исполнению своих обязанностей — сразу три лучших показателя: оптическая плотность и коррозия металла на промежуточном финише (9 тыс. км условного пробега), а также нейтрализация искусственного загрязнителя. Поводов придраться не дал.

«Кастрол» выдал лучшие показатели по пусковым свойствам (среди масел 10W40) и по коррозии на финише состязаний (15 тыс. км); одно из лучших масел по оптической плотности; самая низкая зольность. Достойный ответ предыдущему участнику.

ВР — уникальная сбалансированность пакета присадок и основы с точки зрения стабильности вязкостных свойств; очень хороший результат по оптической плотности. Но есть в бочке меда и ложечка дегтя: образец самую малость не дотянул до ожидаемой температуры холодного пуска (несколько повышена вязкость при низких температурах, определяемая стандартными методами).

«Маннол» — очень хорошие антикоррозионные свойства и ровные, сбалансированные показатели по всем остальным номинациям. Учитывая ценовую нишу, в которой борется соискатель, остается лишь добавить: так держать.

«Вальволин„- возможно, дали о себе знать синтетические компоненты базы. Судить не беремся, но факт: образец показал лучший результат по оптической плотности к концу „пыток“. Видно, работоспособности ему не занимать. В остальном — норма.

«Спектрол» — ровные и стабильные показатели практически во всем. Хорошая нейтрализация искусственного загрязнителя (второй результат).

«ЛУКойл» — не будем лишний раз подчеркивать отличные низкотемпературные свойства: этот образец все-таки относится к другому классу вязкости, более «зимнему». Зато о высокой остаточной щелочности можно говорить смело, здесь-то все в равных условиях. По части борьбы с загрязнителем и оптической плотности — результаты скромнее. В жаркую схватку с конкурентами в этих номинациях было решено не вступать.

«Эссо» — наряду с упомянутым уже «Кастролом» показало лучший результат по холодному пуску (среди 10W40). Хорошо сбалансировано по вязкости. В нейтрализации загрязнителя и оптической плотности проявило солидарность с «ЛУКойлом».

Вот и все, что было. Прежде чем проститься, обратим внимание на весьма расплывчатую связь между надписями synthetic или synthetic blend на канистрах и показанными результатами. Если закономерность и есть, то, скорее, она связана с громкими именами. Однако не будем забегать вперед. Не за горами окончание долгой серии масляных экспертиз. Вот когда о закономерностях сможем наговориться вдоволь. Заинтересованным настоятельно рекомендуем этот момент не пропустить!

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии