По течению "волги"

ПО ТЕЧЕНИЮ «ВОЛГИ»

]

ТЕХНИКА

/ДИНАСТИЯ

ПО ТЕЧЕНИЮ «ВОЛГИ»

ЭВОЛЮЦИЯ ШАССИ ЗА 34 ГОДА

ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ

Приглашаем вас на экскурсию по «Волге». На пути от GAZ 24 до GAZ 3110 проследим, как развивались скрытые от глаз узлы и агрегаты трансмиссии, подвески, рулевого управления, тормозной системы.

1968–1986. В 1970-м «Волга» GAZ 24 окончательно вытеснила предшественницу, позаимствовав некоторые детали и узлы. Так, например, схема передней подвески осталась почти без изменений — в основе та же балка, верхние и нижние поперечные рычаги, пружины с амортизаторами, шкворни — однако почти все элементы оригинальные. Такая же «перестройка» прошла в задней подвеске и рулевом управлении. Без особых изменений «Волга» GAZ 24 прожила почти 20 лет, пока не вышла модернизированная модель с индексом «10».

1986–1994. На GAZ 24—10 перекочевали передняя и задняя подвески, только вместо диагональных шин установили более комфортные и безопасные радиальные. Колесные диски стали шире на полдюйма при прежних вылете и диаметре.

Пожалуй, наиболее весомые перемены произошли в тормозах. Одноконтурную систему с делителем сменила более эффективная и безопасная схема с двумя раздельными контурами. Чтобы ее реализовать, понадобился оригинальный главный цилиндр. Появился регулятор давления, ограничивающий тормозные силы на задних колесах в зависимости от нагрузки. Вместо гидровакуумного усилителя установили более компактный вакуумный, работающий от разрежения во впускном коллекторе. Кроме того, дополнительную устойчивость при торможении придали модернизированные задние цилиндры с уменьшенным внутренним диаметром (с 32 до 28 мм).

Ради безопасности разработчики внесли изменения в рулевое управление. Появился новый «ломающийся» руль и травмобезопасная колонка от GAZ 3102, но механизм и трапеция остались прежними.

1994–1997. В начале жизненного пути GAZ 31029/">GAZ 31029 отличался от предшественника лишь несколькими кузовными деталями и светотехникой. Но уже к середине 90-х постепенно стал примерять узлы и агрегаты от перспективного GAZ 3110, который проходил доводочные испытания.

Серьезной реконструкции подвергли переднюю подвеску. Разработчики оставили прежние нижние рычаги, установили иные (уже испытанные на GAZ 3102) стойку и верхние рычаги и оригинальный поворотный кулак, изменив параметры подвески, что улучшило управляемость и устойчивость. В передних тормозах место архаичных барабанов заняли вентилируемые тормозные диски толщиной 22мм. Кстати, аналогичные детали, только с другим расположением крепежных болтов, сейчас устанавливают на «газели» и «соболи». Причем разработка новых дисков — полностью заслуга конструкторов ГАЗа, а тормозные скобы, чтобы сэкономить время и деньги, заводчане поручили фирме «Лукас». Новые тормозные механизмы потребовали других колесных дисков, которые подросли на дюйм в высоту и ширину. Крепежным шпилькам предпочли более дешевые в производстве болты, которые не прикипали после «соленой» зимы.

На предыдущей модели герметичность тормозной системы контролировал датчик, отслеживающий падение давления. На GAZ 31029/">GAZ 31029 конструкцию упростили — на крышке бачка установили поплавок, который сигнализировал о падении уровня жидкости. Кроме того, около заднего моста появился более точный регулятор тормозных сил с оригинальной клапанной системой.

Изменения в подвеске и тормозах были первой подготовкой для установки более мощного мотора ЗМЗ-406. Естественно, перемены коснулись и трансмиссии. С середины 90-х коробку с четырьмя передачами и почти тридцатилетним стажем стала вытеснять современная «пятиступка». Конструкторы не просто изменили передаточные отношения и добавили пятую ступень, а спроектировали оригинальный агрегат. Примерно с этого же времени на «волгах» появились и неразъемные (еще их называли «чайковские») задние мосты. А чтобы пассажиров меньше беспокоили шум и вибрации от трансмиссии, карданную передачу дополнили промежуточной опорой.

1997–2002. С началом серийного производства GAZ 3110 некоторые модификации получили рулевые механизмы типа «винт — шариковая гайка» с встроенным (интегрированным) гидроусилителем руля. Крутить баранку стало легче, а количество оборотов от упора до упора сократилось с 4,7 до 3,4. Кроме того, в объемистой ступице предусмотрели место под подушку безопасности, а в каркас руля встроили энергопоглощающий сильфон.

Развитие «Волги» продолжается. Вот что приготовили конструкторы для GAZ 3110: бесшкворневую переднюю подвеску (кстати, в сборе взаимозаменяемую с нынешней), стабилизатор поперечной устойчивости заднего моста, свежий экстерьер и интерьер... Надеемся вскоре пригласить вас на очередную экскурсию: дальше по течению «Волги».

Рис. 1. Передняя подвеска автомобилей GAZ 24 (а) и GAZ 3110 (б): 1 — нижний рычаг; 2 — поворотный кулак; 3 — шкворень; 4 — стойка; 5 — верхний рычаг; 6 — балка.

Рис. 2. Главный тормозной цилиндр одноконтурной тормозной системы (а) и схемы с двумя раздельными контурами (б): 1 — рабочая манжета; 2 — рабочая камера; 3 — поршень толкателя.

Рис. 3. Рулевые механизмы «волг»:

а — червячно-роликовый без гидроусилителя:

1 — ролик; 2 — червяк; 3 — роликовый подшипник;

б — «винт-шариковая гайка» со встроенным гидроусилителем: 1 — винт рулевого механизма; 2 — рециркулирующие шарики, снижающие трение; 3 — гайка рулевой передачи; 4 — вал сошки с зубчатым сектором.

Рис. 4. В ближайшем будущем владельцы GAZ 3110 забудут о шприцевании: очередная модернизация предусматривает переход к подвеске с шаровыми опорами.

GAZ 3102

Представительская «Волга» GAZ 3102 с момента появления (1981 год) и до сегодняшних дней развивалась отдельно от своих «землячек», иногда заимствуя или, наоборот, отдавая некоторые агрегаты и узлы. При разработке «ноль второй» инженеры взяли за основу модель GAZ 24. Чтобы улучшить управляемость, в передней подвеске изменили углы продольного и поперечного наклона шкворня, установив оригинальные стойки и поворотные кулаки. Вместо барабанных механизмов передняя ось получила тормозные диски: сначала обычные толщиной 12 мм, позже вентилируемые, вдвое толще.

Впрочем, над усовершенствованием тормозной системы специалистам пришлось серьезно потрудиться. Именно на «ноль второй» появился вакуумный усилитель и регулятор тормозных сил, которые по наследству перешли на GAZ 24—10. Главный тормозной цилиндр на первые партии автомобилей устанавливали от «Москвича-412» (кстати, его производили по лицензии фирмы «Гирлинг»), однако конструкция оказалась не совсем удачной, и в 1985 году ее сменил оригинальный узел, который потом получила модель GAZ 24—10.

В середине 90-х представительская «Волга» стала примерять детали от «народных» машин. Больше становилось автомобилей с 15-дюймовыми дисками и новой передней подвеской, усовершенствованной трансмиссией, гидроусилителем руля. Скорее всего, и последующие модернизации GAZ 3110 не обойдут «ноль вторую» стороной.

ПАРАМЕТРЫ ПЕРЕДНЕЙ ПОДВЕСКИ АВТОМОБИЛЕЙ «ВОЛГА»

Автомобиль Угол Продольный Поперечный Схождение Плечо Колея, Размерность Размерность

развала угол оси угол оси по ободам, обкатки, мм колес шин

поворота поворота мм мм 

колеса колеса

GAZ 24 0°20'...+0°45' 0° 4°30' 1...2 67,3 1474 ЕТ 6 5Jx14 7,35х14 

GAZ 24—10 0°20'...+0°45' 0° 4°30' 1...2 78,3 1496 ЕТ 6 5,5Jx14 205/70R14 

GAZ 3102 0°20'...+0°45' 6° 9° 1...2 70,5 1510 ЕТ 16 5,5Jx14 205/70R14 

GAZ 3110 0°20'...+0°45' 6° 9° 1...2 65,9 1500 ЕТ 45 6,5Jx15 195/65R15 

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии