Ваз-2111

ВАЗ-2111

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/АВТОПАРК ЗР 

VAZ 2111

МОДЕЛЬ / VAZ 2111

ИЗГОТОВИТЕЛЬ / АВТОВАЗ

ГОД ВЫПУСКА / ИЮНЬ 2001 

В ЭКСПЛУАТАЦИИ «ЗА РУЛЕМ» /

С ИЮНЯ 2001 

ПРОБЕГ НА МОМЕНТ ОТЧЕТА /

25 ТЫС. КМ 

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ МИШИН

Уже год, как в редакции живет этот универсал «десятого» семейства, самый что ни на есть серийный, с конвейера.

ПОДГОТОВКА

Чем же он отличается от остальных «десяток» и их ближайших родственников, имеющихся в редакции? Начнем с того, что переднее, заднее и боковые стекла приклеены по уже отработанной, надеемся, «супернадежной» технологии. Новые внутренние ручки дверей, полноразмерные треугольные накладки на рукоятки зеркал — через них уже не проглядывает железо кузова. Воздухозаборник двигателя перенесен из-под бампера, где он, бывало, «прихлебывал» в глубоких лужах, под самый капот. Отопитель доработанный, повышенной производительности, без рециркуляции (хотя кнопка управления на консоли осталась), с дефлекторами увеличенного сечения и пятипозиционным блоком САУО. В рулевом управлении — не «восьмая», а «десятая» рейка с переменным передаточным отношением. В общем, это уже не сырой автомобиль времен «обходных технологий», а полноценный продукт.

Машине уготован ежегодный круглогодичный пробег не менее 30 тысяч километров в средней полосе России — Поволжье. Дороги там «солят» умеренно, потому мы не стали обрабатывать машину всякими «мовилями» и «тектилами», а решили оценить эффективность заводской антикоррозионной защиты. Поставили лишь подкрылки. Первое впечатление — не все они одинаково полезны! Передние, хотя на комплекте, сделанном ООО «Нева-Пласт», значилось 2110-2111-2112, никак не подходили. Ограничились установкой только задних, а чтобы защитить кузов от грязи и снега из-под передних колес, спереди поставили формованные пластиковые фартуки.

Пластиковый коврик в багажник стоил 213 рублей, комплект резиновых для салона — еще 374. Естественно, понадобилась сигнализация. Даже недорогой «Мангуст» с установкой потянул на 2,2 тысячи (центральный замок на машине уже был). На всякий случай присовокупили «Гарант» — механическую блокировку рулевого вала за 1100 рублей. Теперь автомобиль неплохо защищен от... хулиганов. Если уж его захотят увести со двора, то, скорее всего, и уведут — арсенал воров разнообразен, особенно если операция обещает неплохую рентабельность.

Установили и защиту силового агрегата — штатный брызговик «десятки» оберегает моторный отсек лишь от воды и грязи.

Колесные диски — все равно потребуется второй комплект на сезонную смену шин — купили самые недорогие — литые алюминиевые от уральского ВИКОМа. Их размерность определили тринадцатидюймовые шины И-391 нижнекамского производства, которые очень неплохо держат машину и на сухом, и на мокром асфальте.

На этом первый этап подготовки машины к эксплуатации закончили, ухлопав на все 10 тысяч рублей. В перспективе установка «музыки» и тягово-сцепного устройства для прицепа. Но с этим можно повременить и приняться за обкатку.

ОБКАТКА

Как таковая, она для вазовских машин не предусмотрена. Но личный опыт и советы друзей-испытателей рекомендуют не требовать от нового автомобиля максимальной отдачи на первых трех тысячах километров.

Есть у меня маленькая личная «хитрость», и я ей пользуюсь всегда, а во время обкатки в особенности. Никогда не выключаю двигатель, если стрелка температуры находится выше своего привычного положения, а тем более при работающем электровентиляторе (его хорошо слышно). Остановить раскаленный мотор без циркуляции охлаждающей жидкости — значит, нанести ему термоудар. Лучше дать двигателю поработать на холостом ходу до тех пор, пока вентилятор сам не выключится.

ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Буквально с первых километров «одиннадцатая» приятно удивила своей солидностью и уверенным движением даже на малых скоростях.

Блок управления «Январь 5.1» (автомобиль без нейтрализатора) работает на совесть, пускает двигатель с первого касания к стартеру. Да еще и помогает управлять освещением салона и подсветкой замка зажигания — задерживает их выключение на 15–20 секунд после закрывания водительской двери. Полезное дополнение — помогает при свете вставить ключ в замок.

Итак, обкатка завершена. Средний расход топлива уложился в 8 л/100 км. После трех тысяч — замена моторного масла, регулировка клапанов, натяжения ремня привода ГРМ и холостого хода (с помощью прибора ДСТ-2, подключенного в диагностический разъем).

КОМПЛЕКТУЮЩИЕ

Первыми на наши эксплуатационные испытания поступили изделия, призванные улучшать микроклимат в салоне — люк в крыше и климатизер. Позже последний был заменен кондиционером (подробнее об этой тройке читайте в этом номере). Кроме того, установили маршрутный бортовой компьютер «Штат-Супер+», версия 1/0 и реле стеклоочистителя с регулировкой паузы в прерывистом режиме.

С реле все просто — его ставят на место штатного в блоке предохранителей. Никаких дополнительных кнопок или рукояток. Теперь паузу между взмахами щеток можно регулировать. Для этого при включенном прерывистом режиме нужно перевести рычаг управления стеклоочистителем в положение «выключено» или «включена первая скорость» и через желаемое время (не более 50 с) вернуть обратно. Оно и будет заданным интервалом между взмахами. Удобно? Не всегда. Очень часто, особенно в городе, желаемая частота взмахов меняется в зависимости от скорости движения. Поэтому время от времени приходится просто дополнительно включать щетки. А электроника «думает», что нужно изменять паузу. Порой такая путаница отвлекает от дороги. Не раз вспоминал добрым словом старый регулятор паузы для «Жигулей» (раньше он встречался в продаже) — реостат, подключаемый к стандартной схеме. Да, появлялась дополнительная рукоятка, к ней тянулись провода... Но это была более удобная конструкция.

Теперь о бортовом компьютере. Перед его покупкой обязательно нужно уточнить, какой контроллер («Бош», «Январь» и т. п.) стоит на машине, иначе работать не будет.

Пора сказать о малоприятном, что «всплыло» в процессе эксплуатации.

«Остаток в баке» показывает количество не реального топлива, а «виртуального», вводимого кнопкой при каждой заправке. Показания среднего расхода топлива разнятся с истинными на 10–15%.

При движении в городе компьютер часто пищит и переключается на функцию «напряжение». Видимо, заложенная функция предупреждения об отклонениях напряжения в сети очень уж чувствительна и успевает отследить его колебания раньше регулятора.

В целом же «Штат» — вещь полезная. Особенно функция «мгновенный расход» — здесь компьютер работает практически в режиме эконометра и позволяет подбирать наиболее экономичные режимы движения. Очень кстати диагностические функции — напряжение в бортовой сети, температура охлаждающей жидкости двигателя (по ней можно уточнить показания штатного указателя) и коды неисправностей. По прилагаемому к инструкции списку легко вычислить неисправность системы впрыска.

КАК ПЕРЕЖИЛИ ЗИМУ

Замечательно! Никаких проблем с пуском (до минус 25°С — более сильных морозов «поймать» не довелось) и отоплением не возникло. Правда, укладывая в салон задние коврики, тщательно следили за тем, чтобы не перекрыть ими воздуховоды к ногам задних пассажиров. Расход топлива даже в самые суровые холода при небольших пробегах в городском режиме не превышал 10 л/100 км.

На морозе сдались лишь фартуки передних колес. Когда выбирали между пластиковыми и резиновыми, решили, что первые жестче и будут лучше выполнять возложенную на них задачу. Они и выполняли, но как только температура упала ниже —20°С, пластмасса разлетелась на мелкие осколки. Теперь стоят резиновые.

А неделю назад на «одиннадцатой» затонировали все стекла, кроме ветрового. Пленкой, поглощающей свет на 30%. Зачем? Оценить влияние тонировки на микроклимат в салоне и эффективность кондиционера.

Колеса ВИКОМ добавили плавности хода.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии