С прохладцей

С ПРОХЛАДЦЕЙ

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/КОМФОРТ

С ПРОХЛАДЦЕЙ

МИКРОКЛИМАТ ВАЗОВСКОЙ «ДЕСЯТКИ»

ТЕКСТ И ФОТО / СЕРГЕЙ МИШИН

Летняя жара всегда навевает мечты о кондиционере. Но далеко не всем он по карману. А нет ли чего-нибудь попроще и не так дорого? И вообще, какова цена прохлады в салоне?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы провели сравнительные испытания трех устройств (из числа тех, что могут попасть на конвейер), призванных обеспечивать пассажирам комфорт.

ВОЗМОЖНЫ ВАРИАНТЫ

Люк в крыше, пожалуй, самая известная нашим автолюбителям опция. Выбор на отечественном рынке довольно широк — от приоткрывающегося до сдвигаемого и полностью съемного, с ручным и электрическим приводом. Назовем здесь «Вебасто»: именно эта фирма обратилась к ВАЗу с предложением комплектовать автомобили. О точной цене говорить пока рано — она будет зависеть от объемов и условий поставок (ориентировочно 3000–6000 руб.). Люк устанавливают так, что штатные усилители поперечины крыши разрезать не приходится.

Второе устройство — малоизвестный еще климатизер «Кондикар», разработанный НТЦ ВАЗа совместно с одноименной фирмой в Тольятти. Этим простым, а главное, недорогим устройством дооборудуется штатный отопитель. Благодаря испарению воды с пластин испарителя воздух, засасываемый через него в салон вентилятором «печки», очищается от пыли, увлажняется и остывает. Климатизер почти не расходует мощность двигателя — у него нет компрессора. Цена — около 3000 рублей. Продается пока в Тольятти и Рязани. Тот, кто владеет элементарными слесарными навыками, сможет смонтировать установку самостоятельно. Чужими руками это обойдется в 250–300 рублей.

Третьим отмеченным нашим вниманием устройством стал кондиционер «Август», который встраивают в штатную систему отопления и вентиляции «десятки». Самые ответственные элементы — компрессор, испаритель, ресивер, шланги и конденсор — японской фирмы «Юникла», а жгуты, кронштейны и фурнитура — наши. Заправляется «августовский» кондиционер «зеленым» фреоном R134А, отвечающим сегодняшним экологическим нормам. Ранее применялся газ R12: он более эффективен, но вредит экологии. Цена собственно кондиционера в Тольятти — 25000 рублей, установка тянет еще на 2500.

Все три изделия прошли лабораторные испытания и согласованы с заводской конструкторской службой.

СУБЪЕКТИВНО

Оставим пока в стороне существенную разницу в цене опций и посмотрим, что же они дают. Ощущения проверяем на автомобиле VAZ 2111 с восьмиклапанным впрысковым двигателем.

Люк — по сути, форточка в крыше автомобиля. Воздушные потоки, овевая плечи, шею и лицо, создают ощущения прохлады и некоторого единения с природой. Разумеется, люк практически не снижает температуру в салоне, а порой, если солнце в зените, через него салон даже нагреется еще на пару-тройку градусов.

Климатизер — штука весьма специфическая. Попытки пользоваться им так же, как и кондиционером (с закрытыми окнами), привели к тому, что в салоне значительно повысилась влажность. Прохладные потоки из дефлекторов вентиляции приятны, только если приоткрыть стекла дверей — штатная вытяжка влагу из салона удаляет слабо. Наибольший эффект, когда приоткрыт еще и люк. Максимальная температура за бортом, при которой от климатизера еще есть какая-то польза, плюс 25. Если жарче — от устройства, пожалуй, больше вреда: вместо жаркой, но сухой сауны в салоне будет влажная русская баня. Возможно, где-нибудь в Средней Азии (см. табл.1) с ее суховеями этот предел и поднимется на пяток градусов, но не больше.

Того, кто мечтает ездить по жаре и пыли в белой рубашке, спасет только кондиционер. Ведь он эффективен при полностью задраенных стеклах. Впрочем, в пекло, когда солнце жарит через стекла больше, чем способен «переработать» кондиционер, мы приоткрывали окна и люк — уж лучше чувствовать освежающий ветерок, чем сидеть в приторно-теплом аквариуме. Обратная сторона медали — злоупотребление кондиционером запросто может вызвать простуду (см. ЗР, 2002, №5).

А теперь проверим наши ощущения.

В АЭРОКЛИМАТИЧЕСКОЙ ТРУБЕ

Все эти устройства были смонтированы на автомобилях VAZ 21103, которые «ездили» в аэроклиматической трубе при смоделированных летних условиях Волгоградской области (исходили из тех, что были зафиксированы летом 1999 и 2000 гг.). Температура «на дороге» — плюс 33°С, влажность — 35%. Радиационная температура — та, до которой в данных условиях нагрелось бы абсолютно черное тело (замерена специальным термометром, упрятанным в черной сфере), — плюс 60°С.

Испытания проводили при разных режимах движения. Перед каждым автомобиль с закрытыми стеклами «выстаивал» под солнцем в течение полутора-двух часов.

Первый режим — холостой ход. Пускают двигатель и на максимум включают штатную вентиляцию, климатизер или кондиционер. Второй режим — «движение» по горизонтальному участку дороги на IV передаче со скоростью 50км/ч, третий — на V со скоростью 100км/ч, четвертый — на пятой, 140км/ч. Для сравнения в тесте участвовал обычный, базовый автомобиль. В отличие от остальных, его испытывали с полностью открытыми люком и опущенными стеклами. Все «прогоны» длились до тех пор, пока температура в салоне не стабилизировалась. Результаты тестов — в табл.2.

ДОРОГО, НО МИЛО

Люк в крыше даже при всех опущенных стеклах не может заметно понизить температуру в салоне в сравнении с наружной. Он лишь активизирует вентиляцию движущегося автомобиля.

Климатизер снижает температуру в салоне на 2–5° (при тонированных стеклах и термоизоляции крыши — на 4–6,5°), повышая влажность с 35 до 60–70%. Впрочем, за 3000 рублей нельзя требовать от него выдающихся возможностей. Он, конечно, позволяет немного остудить воздух, выходящий из дефлекторов вентиляции, но не настолько, чтобы ощутимо охладить салон. Пользоваться им лучше с приоткрытыми окнами, а еще лучше — с открытым люком. Впрочем, люк плюс климатизер — это уже другие деньги.

Кондиционер — особая статья. Позволяет снизить среднюю температуру воздуха в салоне на 7–15° (при тонированных стеклах и термоизоляции крыши — на 9–16,5°). При этом влажность снижается с 35 до 15–20%. И только кондиционер наиболее эффективно спасает от жары и от дорожной пыли. Увы, не бесплатно — несколько «лошадей» двигателя он на себя забирает (см. табл.3).

Сдвижной (и открывающийся) люк «Вебасто» на крыше VAZ 2111 — один из вариантов освежителя салона.

Эта модель «Вебасто» удачно вписывается в обивку потолка VAZ 2111.

Испаритель климатизера встраивают в отопитель VAZ 2110 (на снимке — макет).

Бачок климатизера примостился справа за бампером «десятки».

Все элементы кондиционера без труда разместились под капотом «десятки».

Генератор передвинули наверх. Его место занял компрессор кондиционера.

Кондиционер «Август» в комплекте.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии