Возраст проблем

ВОЗРАСТ ПРОБЛЕМ

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/МАСТЕРСКАЯ

ВОЗРАСТ ПРОБЛЕМ

ЧТОБЫ ТОРМОЗА НЕ ПОДВЕЛИ

ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ ВАЙСМАН

Не в обиду будет сказано: рекомендации некоторых заводских специалистов по ремонту и обслуживанию вызывают в памяти слова классика — «...страшно далеки они от народа». Когда нам, ремонтникам, надо на старой машине что-нибудь отвинтить, выясняется, опираться на заводские инструкции — себе дороже: или ничего не выйдет, или владелец заплатит вдесятеро...

«СЮРПРИЗЫ» ТОРМОЗОВ

Главный их враг (после владельца, естественно!) — коррозия. Пример: вы ездили безбедно несколько лет, не раз меняли передние колодки да посмеивались над недотепами, ломавшими проушины цилиндров... И вдруг направляющие пальцы — без видимых причин! — прихватило так, что никак не вытащишь. Трахнуть тяжелым молотком, да посильнее? Но вот так и ломают проушины! В таких клиентах я недостатка не испытываю.

Постоянно заменяем и рабочие цилиндры. Они легко закисают: поршни движутся все туже, полезное усилие падает, а заодно пропадает и растормаживание: снял ногу с педали, а колодка прижата к диску. Отсюда дикий износ — особенно у «глуховатого» клиента, который не слышит, что колодка стерлась до металла. Реанимировать, «разрабатывать» такие цилиндры — дело неблагодарное. Вскоре все повторится, а то и манжета даст течь.

...Но вот прибыл клиент с обычной жалобой: «шестерку» при торможении сильно тянет влево. Причина ясна — правое переднее колесо не тормозит, закисли цилиндры. Но когда мы сняли колесо, результат удивил: цилиндры в порядке, поршни к колодкам прижимаются как надо... Почему же тормоз не работает?

Мы люди скучные, в чудеса не верим. Поэтому внимательнее пригляделись к колодкам, пощупали. А те... сидели в пазах суппорта, словно приваренные — и поршни (с их-то силой!) прижать колодки к диску не могли. Только тут хозяин вспомнил, что с месяц назад ему меняли колодки, а те в пазы не лезли — и мастер забил их молотком. Вы не верите? Таких умельцев хватает!

Тормозной механизм сильно нагревается — и оттого ржавеет еще быстрее. Сегодня колодки сидят без зазоров? Завтра вообще тормозить перестанут. Неспроста мы каждую перед установкой проверяем — хорошо ли подходит к пазу. Часто приходится подпиливать, снимать заусенцы, из пазов удалять грязь, окалину.

«ПОДАРОЧЕК» ОТ БОЛТА

Предположим, вас постигла обычная беда: «кончился» рабочий цилиндр переднего тормоза. Надо заменить. А как? Согласно официальной методике, нужно снять суппорт в сборе, а потом на верстаке с тисками демонтировать цилиндры. Легко и просто, особенно на новенькой машине. А когда она уже в «ПИКовом» возрасте, попытка отвинтить пару болтов крепления суппорта к кронштейну часто заканчивается характерным «бац!»: болт срезан. Даже если один, то это уже приключение, достойное «Кэмел Трофи»: суппорт не снимается — не пускает конец обломанного болта. Что будем делать?

Здесь два выхода. Если диск сильно изношен и его пора менять, берутся за молоток и «болгарку». Взломать чугун не так уж сложно. Избавившись от диска, суппорт приобретает свободу.

А если ломать диск нет оснований, действуем иначе. Разведя колодки (фото 1), извлекаем их. Теперь, шевеля суппорт, перекашивая его, постукивая по нему, выводим обломанный конец болта из отверстия (фото 2).

Операция, скажу прямо, непростая. В зависимости от того, как выступает конец конкретного болта, снять суппорт иногда очень непросто. Бывает, что приходится даже деформировать кронштейн, иначе суппорт не освободится.

Кстати, здесь хочу напомнить два важных момента. Во-первых, если поршни заедают в цилиндрах, то утопить их можно только немалой силой. Тут не вздумайте опираться монтажкой на край диска. Даже «слегка» погнутый, он обеспечит сильную тряску при каждом торможении.

Во-вторых, не балуйте с огнем. Да, любой узел можно разобрать, подогрев паяльной лампой или горелкой! Но у нас в мастерской «горячие» технологии не в почете: нам ли не знать, как легко вспыхивает автомобиль и как трудно его погасить. Не справишься в первые секунды — и будешь спасать весь сервис заодно с персоналом. Но из всякого правила бывают исключения. В этом случае главное — разумный подход, осторожность.

Вот почему при замене тормозных цилиндров мы вообще суппорт не снимаем, дабы не рисковать. Делаем проще. Утопив, насколько удастся, фиксирующий штифт, бьем по цилиндру молотком через оправку (фото 3 и 4 показывают направления ударов). Суппорт — деталь прочная, при этом не страдает.

Операция несложная, времени требует немного. И вот уже исправна машина, клиент доволен. В этом и заключалась задача!

Разводя колодки, диск не нагружаем!

...Чтобы суппорт сошел со сломанного болта.

Выбиваем наружный цилиндр.

Подобраться к внутреннему цилиндру несложно.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии