Три, два, один — пуск!

ТРИ, ДВА, ОДИН — ПУСК!

]

АКТУАЛЬНО

/СОБЫТИЕ

ТРИ, ДВА, ОДИН — ПУСК!

ПРОИЗВОДСТВО РОССИЙСКИХ «ФОРДОВ»

ДОЛЖНО НАЧАТЬСЯ В ИЮЛЕ

ТЕКСТ / ИГОРЬ ТВЕРДУНОВ

Семьдесят лет назад не без помощи «Форда» построили у нас огромный, по тогдашним меркам, автозавод в Горьком. И Советский Союз стал пусть и не великой, но автомобильной державой. В сравнении с той стройкой заводик, рассчитанный на сборку двадцати пяти тысяч автомобилей, не очень-то впечатляет. Даже заработав во всю мощность, погоды на емком российском автомобильном рынке не сделает и «каждому» по «Форду» не даст, однако...

Двадцать пять тысяч автомобилей в год. Сегодня ни одна, самая популярная у нас импортная модель не приближается даже к такому объему продаж. Куда же девать такое количество «фокусов»? Можно, конечно, торговать ими в соседних странах...

«Автомобили будут выпускаться в первую очередь для России, — заявляют хозяева нового завода. — Экспорт, например, в Скандинавию возможен, но пока это направление не прорабатывается» — сказано, как отрезано. Значит, нам покупать все, что здесь построят? Так точно! Специалисты «Форда» уверены, что спрос на импортные автомобили будет расти и тут-то российский «Фокус» придется как нельзя кстати. Спасибо за оптимизм, господа, только мы таких прогнозов уже наслушались. Весной 1998-го их, например, много было... В итоге же не одно совместное предприятие, мягко говоря, скончалось, а хитом сезона стали неприлично подешевевшие отечественные «москвичи» — «жигули» — «волги».

Кстати, «Фокус» — почти ровесник нашего дефолта. Кризис разразился в августе, а новый тогда «Форд» представили в конце сентября. Это так, к слову. Да и завод в России уже был. Пусть еще в проекте, но главное решение о нем было принято. Насколько задержали дело экономические неурядицы — сказать сложно. Ясно одно — проект выжил. Да, между прочим, завод во Всеволожске — никакое не СП, как многие другие действующие, планируемые или уже почившие автосборочные проекты. Это — собственность «Форда». В этом уникальность проекта: крупнейший мировой производитель построил автосборочное предприятие в России, будет собирать на нем свою модель по своим стандартам и, пока, из своих комплектующих.

Такое продлится, однако, недолго. Соглашение с правительством России предусматривает, что к 2007 году русский «Форд» должен стать... наполовину русским. То есть в себестоимости автомобиля 50% будут «нашими». К тому времени, правда, собирать будут уже не «Фокус»... Не станем заглядывать так далеко, вернемся в день сегодняшний. Уже у первых выпущенных в России машин будут отечественные детали. Пока это мелочи: брызговики, обивки дверей, коврики, боковые стекла, кронштейны крепления жгутов электропроводки. Подбор поставщиков ведется не просто тщательно — скрупулезно. Как уже писал ЗР, целая служба не первый год проверяет отечественных соискателей и их товар. Большое «фордовское» качество начинается с мелочей — пистонов, брызговиков, ковриков. А качество — это то, за что у нас любят импортные автомобили. Обещают, что российский «Фокус» будет ничем не хуже чистокровного «европейца», только дешевле.

О да! Низкая цена греет душу россиянина, мечтающего об иномарке, еще больше, чем высокое качество. Итак, «Фокус» из России будет стоить... Не скажу, потому что не знаю. «Фордовское» начальство дипломатично уходит от ответа на этот вопрос, обещая раскрыть великую тайну на официальной презентации завода. Не хотят говорить — не надо. Поиграем в предсказателей. Русский «Фокус» будет дешевле своего европейского аналога, иначе стоило ли огород городить (извините, завод строить). Но резкого снижения цены вряд ли можно ждать. Если сегодня минимальная цена «Фокуса» европейской сборки $13900, то «Фокус„-россиянин поначалу будет стоить... Кто сказал $10000? Не надо выдавать желаемое за действительное. Одиннадцать с половиной тысяч (плюс — минус пятьсот) условных единиц будет стоить всеволожский „Форд“. Официально цену объявят почти одновременно с выходом этого номера. Буду рад вновь прослыть пессимистом.

По отношению к «Форду» я им уже был, и не раз. Это когда пошли разговоры о строительстве завода, потом о том, что он построен, потом о скором пуске, потом о новом сроке пуска. Говорить можно много — лучше увидеть своими глазами. Увидел и пришлось признать, что завод в самом деле есть. И даже выпускает автомобили. И уже давно — первый кузов сварили еще весной прошлого года. Весной нынешнего собирали автомобили. Покупатель их, правда, никогда не увидит. На этих машинах отлаживают технологию, проводят тесты. Потом их утилизируют. Полуфабрикат — только для внутреннего пользования. Для всех желающих — товарный продукт. Кстати, отечественный «Фокус» будет немного отличаться от своего прародителя. Он должен уверенно пускаться в мороз до минус 35 градусов, потреблять низкооктановый бензин, заборник воздуха для двигателя у него поднят, а в багажнике расположилась полноразмерная запаска. Помните нарекания на мотор объемом 1,6 литра — его адаптация под российский бензин оказалась не слишком удачной. Так вот, на «фокусах», производимых в России, установят новый двигатель ROCAM того же рабочего объема.

Завод не велик, ни по меркам огромной России, ни в масштабах транснационального «Форда». Да и от ощущения чрезмерно оптимистичных прогнозов нашего рынка трудно отделаться. А может, все-таки «фордовские» аналитики правы? Может, всеволожский завод только первая ласточка? Хочется им верить, поэтому плюнем три раза через левое плечо, постучим по дереву и пожелаем удачи. Двенадцатого июля должен начаться выпуск первых российских «фордов». До конца года планируют сделать почти четыре тысячи машин. Лиха беда начало!

В цехе сварки из импортных штамповок сваривают четыре крупные подсборки: две боковины, пол и моторный отсек. Потом, в главном кондукторе из них варят кузов. Объем производства невелик, поэтому большинство операций делают вручную. Роботы экономически невыгодны, зато квалификация персонала высокая.

Собирают автомобиль по-серьезному — на конвейере. Причем комплектующие поступают на сборку по-западному — прямо с колес. Складские помещения невелики — максимальный срок хранения деталей на складе не должен превышать пяти дней.

Завод «Форд» расположен в окрестностях Санкт-Петербурга, неподалеку от городка Всеволожска. Ранее здесь размещались корпуса завода «Русский дизель». Территория — 26 га, на ней, в корпусах площадью 36000 м2 расположены три основных цеха: сварочный, окрасочный и сборочный. Сегодня завод способен выпускать 25 тыс. автомобилей в год. Планируемая мощность (при дополнительных инвестициях) — 100 тысяч. Число сотрудников — около 400 человек. Инвестиции в проект составили 150 млн. долларов. Производимая модель — " Форд Фокус".

Автомобиль " Форд Фокус" впервые представлен осенью 1998 года. Сменил в производстве долгожителя "Эскорт". Признан "Лучшим автомобилем года" в Европе и США. На сегодня — самая массовая европейская модель "Форда". Недавно претерпел не слишком значительный рестайлинг. В России должен выпускаться с тремя типами кузова (пятидверный хэтчбек, седан и универсал) в четырех различных комплектациях. На выбор три варианта бензиновых двигателей: 1,6; 1,8; 2,0 л.

Современный окрасочный комплекс состоит из двух основных частей. Подготовка кузова к окраске полностью автоматизирована, за ней следят всего два человека. А вот краску наносят вручную. Эта работа сродни искусству и обучать наших рабочих приезжали опытные маляры из Англии. Значит, и у них не всю работу делают автоматы? Кстати, в цехе зарезервирована площадь под вторую окрасочную камеру — об увеличении объемов производства думают основательно.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии