Один к двум

ОДИН К ДВУМ

]

ТЕХНИКА

Дальнобой

SCANIA GRIFFIN

ОДИН К ДВУМ

НИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ.

ФОТО: АЛЕКСАНДР БАТЫРУ

У многих грузовиков-иномарок, предназначенных для работы в России, в конструкции учтены и плохое топливо, и разбитые дороги, и прочие российские беды — так называемый российский пакет. Кроме, пожалуй, одной — бедности. Отечественные МАЗы-КамАЗы покупают вовсе не из-за патриотизма — просто цена их составляет треть, а то и четверть от иномарки, пусть при значительно меньшем ресурсе и с эргономикой, не позволяющей забыть сочную часть русской словесности.

Но нашелся отважный производитель, предложивший автомобиль европейского уровня по приемлемой цене. С января 2002 года, показав с эмблемы язык конкурентам, в России нашли хозяев 130 тягачей «Скания-Гриффин» (грифон — мифологическое животное с туловищем льва, крыльями и головой орла). Какую же иномарку можно купить вместо двух КамАЗов?

ДВИГАТЕЛЬ

Конечно, 9-литровый дизель DSC9 мощностью 310 л. с. — далеко не самый сильный. Есть у «Скании» 11-, 12-, 14- и 16-литровые, дающие до 600 «лошадей» при Евро III и напичканные электроникой по самый турбокомпаунд. Но «грифонам», раскрашенным в цвета российского флага, впору пришлись девятилитровые. Двигатель простой, надежный и отлаженный в производстве, а потому относительно недорогой. Конструкцией и рабочим процессом он похож на отечественные моторы, и чтобы обслужить-починить его, суперспециалист не нужен. Лишь рядный ТНВД с давлением 1800 кгс/см2 на старых топливных стендах не прокрутить, но современные, даже из Малоярославца, справляются. Чугунные двухклапанные головки — отдельные на каждый цилиндр, прокладки головок — стальные, а водяные и масляные каналы в них уплотнены резиной — «веселые ручейки» не побегут. Не забывай менять масло да фильтры — и мотор сторицею воздаст за заботу и расходы. А все-таки воздушный фильтр установлен без учета российских реалий — под кабиной, перед правым колесом. Придется ему воевать с пылью, грязью и лужами — за кабиной, пожалуй, жилось бы уютнее. А вот пластиковые подкрылки при подъеме кабины не уходят вместе с ней вверх, обнажая грязные колеса, а остаются на месте. Значит, доберешься к двигателю более-менее чистым, да и пол кабины дополнительно защищен от дорожной соли.

ТРАНСМИССИЯ

Сцепление традиционно однодисковое с диафрагменной пружиной, зато своей коробкой передач шведы сделали покупателю просто роскошный подарок. Вместо обычной для 9-литровых двигателей восьмиступенчатой GR801 поставили девятиступенчатую GR900, от более мощных 11-12-литровых моторов. «Лишняя» передача (ее называют «черепахой») и 30-процентный запас по крутящему моменту карман не тянут, а водителю — дополнительный комфорт в работе. В системе смазки есть сменный картонный фильтр: его задача — очищать масло, поступающее к подшипникам. Кажется, пустячок, и, наверное, недорогой, но свою лепту в увеличение ресурса и надежности, несомненно, вносит.

Традиционен для «Скании» фланец вторичного вала КП: подшипники крестовины кардана закреплены крышками — так шатун охватывает коленвал. Такая же конструкция и на фланце заднего моста. Кстати, интересно, откуда взялось крепление крестовины съемными крышками на армейских МАЗ-537 образца 60-х?

Известная особенность КП с демультипликатором — ошибочное включение пониженного диапазона. Допустим, грузовик идет на прямой передаче и верхнем диапазоне с оборотами коленчатого вала 1500, и водитель случайно включает нижний ряд. Коленвал тут же раскручивается до «смертельных» пяти тысяч, а дальше — рассухаривание клапанов, обрыв поршней и списание двигателя — такова цена ошибки. На «Скании» это исключено — электрическая блокировка допускает переключение диапазонов только в нейтральном положении.

Блокировка дифференциала на «Грифоне» — опция, зато противобуксовочная система устанавливается серийно и делает предсказуемым поведение магистрального тягача на скользкой дороге.

С ТУЛОВИЩЕМ ЛЬВА

Рама «Грифона» едва ли не самая прочная среди других моделей (прочнее только на армейских и строительных модификациях) — с индексом G в обозначении. Толщина ее лонжеронов 9,5 мм против обычных 8. Кронштейны притянуты самоконтрящимися высокопрочными болтами. Понадобится — легко снять и отремонтировать или заменить.

Передняя подвеска на малолистовых параболических рессорах. Задняя — пневматическая: сайлент-блоки в реактивных штангах и два пневмобаллона, а потому обслуживания почти не требует. Кстати, тягачи с рессорной задней подвеской и двигателем послабее еще более дешевы — 45 тыс. евро. Эти машины собраны на аргентинском заводе фирмы, поэтому и название соответствующее: «Танго». В VIN-коде указано 9BS — Аргентина, но «грифоны» делают в Швеции — тогда пишут YS2.

Хороши подшипники ступиц передних колес — двухрядные конические. Затянул один раз гайку ступицы и навсегда забыл. Служат около 500 тыс. км, наши-то за этот пробег не раз поменяешь.

Тормоза — барабанные, с разжимными кулаками, но чтобы снять барабаны для расточки, нет нужды снимать ступицы — барабаны прикручены снаружи. Хорошо это тем, что лишний раз не тревожишь подшипники, да и грязи в них не нанесешь.

ПЛАСТМАССОВЫЕ ПЕРЬЯ МЕЧТЫ

С 1995 года, с начала производства «сканий» 4-й серии, кабина «Грифона» (разработка ателье Бертоне) не устарела. Подобная функциональность, удобство рабочего места, легкость управления автомобилем, внимание к мелочам, окружающим водителя, еще долго будут немым укором нашим конструкторам и технологам.

Конечно, кабина могла быть и попросторнее (высокой — 1750 мм и длинной, со спальником, шириной 700 мм), такая у «Скании» тоже есть — Tор Line, но с ней цена выйдет за пределы привлекательности. Итальянский стиль удачно совмещается со шведской основательностью. По коррозионной стойкости стальных панелей шведы, наверное, абсолютные лидеры — кабина оцинкована по самую крышу, грунтовки и краски самые лучшие, потому, наверное, грузовик с ржавыми пауками, а тем более с дырами не увидишь даже на свалке. А как поведет себя пластмасса оперения «Грифона»? Держит ли наши морозы, не будет ли трещать, как яичная скорлупа, подобно бамперам «Волги» и «десятки»? Это вряд ли — минус 50°С в средней полосе не бывает. С таким же запасом сделано отопление, а грузовики без «автономки» — только в Бразилии.

Ездить на «дешевой иномарке» одно удовольствие: мотор не досаждает рычанием, подвеска мягкая — летишь как на крыльях, да и гнездиться в России «грифоны» стали чаще, а что особенно примечательно, и восточнее — кроме Екатеринбурга, построены СТО Scania Russia в Уренгое и Сургуте. Эти «пернатые» успешно размножаются даже на морозе.

В кабине «дешевой иномарки» образца 90-х удобнее, чем в КамАЗах-МАЗах начала третьего тысячелетия.

Девятилитровая «шестерка»:

310 л. с., конечно, не 600, но качество отличное и лишних денег не берут.

На «палубу» ведут две ступеньки.

Бардачок? Порядочек!

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии