Моторное масло: ресурс, замена и неясности

Производители современных автокомпонентов любят травить байки о том, что изготавливаемые ими свечи, фильтры и прочие элементы могут работать без замены эдак тысяч сто километров пробега. При нынешнем темпе жизни это равносильно тому, что можно не менять их совсем, поскольку автомобиль в одних руках сегодня редко задерживается дольше. Моторные масла — не исключение. Сотню, конечно, пока никто не обещает, но разговоры про 25–30 тысяч стали обыденными. Разбираемся в деталях в преддверии наступающих холодов.

Есть скептики, то и дело кивающие на большую заокеанскую страну, в которой во все времена ездили на минералке, заменяя ее при каждом удобном случае. Минералка — штука неплохая, но масло должно быть той же группы качества, что определил производитель автомобиля. Поэтому для современных авто о минералках речь не идет, подходящих просто нет в природе. А вот о сроках замены — разговор особый.

OelCheck-1

OelCheck-1

Менять или не менять?

Все заявления автопроизводителей насчет того, что масло в их моторах может ходить без замены десятки тысяч километров — это, на мой взгляд, вынужденная мера, заставляющая их «держать марку» на фоне конкурентов. Последние, в свою очередь, уже наобещали то же самое. Действительно, ну каким чудом можно регламентировать срок замены масла по показаниям одометра, не зная реальных условий использования автомобиля? Одна машина будет неторопливо разъезжать по спокойным финским дорогам, вторая с первых секунд застрянет на МКАДе, а третья будет глотать песок где-то в Средней Азии. Поэтому определять периодичность замены масла должен сам владелец. Если, конечно, ему хоть немножко жаль машину.

Ситуация осложняется еще и тем, что отдельные производители масел стали порой выпускать на рынок откровенную дрянь. Материал «Убийца в бочке» (ЗР, 2013, №3) подробно анализировал причины неожиданного превращения фирменного моторного масла в некое подобие асфальта, автоматически отправлявшее несчастный мотор на свалку. Кстати, поводом для расследования тогда послужило письмо читателя, обнаружившего, что недавно купленное им свеженькое масло в канистре с супергромким именем вдруг расслоилось после непродолжительного стояния на полке!

Свои выводы о причинах такого безобразия мы тогда сделали. Но совет при этом звучал банально: следите за состоянием масла! Хотя бы визуально: все ли, к слову, знают, где у автомобиля масляный щуп? Боюсь, что нет.

20_моторное-масло

20_моторное-масло

Всему виной топливо?

Любопытно, что ни малейших попыток оспорить наши выводы предпринято не было. Напротив, проблема была признана очевидной и неотложной. А такая серьезная компания, как Shell, даже организовала глобальную конференцию, обозначив свою обеспокоенность ситуацией на… российском рынке!

Почему именно на российском? Да потому, что маститая фирма вовсе не собиралась каяться в каких-то грехах — тем более что та самая канистра была другой марки. Но при этом она решила обозначить общую для всех производителей проблему, проявив в первых рядах свою озабоченность. Доказательство — в исходном варианте пресс-релиза: «Возможной причиной ухудшения низкотемпературных свойств моторных масел стало значительное их разбавление тяжелыми углеводородами вследствие использования топлива нестабильного качества».

Иными словами, во всем виноваты бензины, а вовсе не масла. В ту же сторону был нацелен и доклад, посвященный анализу качества московского бензина. Таблица из доклада — ниже.

16htmlimage

16htmlimage

Понятно? Ни один (!) из проверенных представителями фирмы бензинов ничему не соответствует — что ж тогда хотеть от моторных масел?

Понятно, что это чепуха. Мы много лет проверяем топливо по всей стране, неплохо знакомы с состоянием дел, но чтобы 100% столичного бензина объявить негодным — это уж слишком. Удивился не только я, возникла череда вопросов. Сначала уважаемого немецкого докладчика спросили, как он объяснит полимеризацию масла на абсолютно новенькой дилерской машине, в которой был залит еще родной, явно «несоветский» бензин? Ответа не последовало. Следующий вопрос совсем простой: а можно ли смело заправляться на АЗС с вывеской Shell? И попал ли в вышеупомянутую сводку «шелловский» бензин? Опять неясность.

Очередной доклад — по результатам исследования испорченных масел. Все очень интересно, но нам опять намекнули, что ситуацию с загубленными моторами удалось идеально смоделировать после того, как в фирменное масло добавили парафинов. А раз так, то рецепт один: улучшить контроль качества… российского топлива!

Однако в тот день здравый смысл умудрился-таки победить. Один из маститых приглашенных масленщиков ехидно поинтересовался: где доказательства того, что вредные парафины прятались именно в бензине? А уважаемая дама из ЦМТУ Росстандарта прямо спросила, понимает ли докладчик, какая очередь из неработающих машин тут же образуется на обочинах, если с бензином в России на самом деле все так плохо?

Помнится, я тогда, добравшись вновь до микрофона, напомнил, что в ходе зарулевских испытаний мы умышленно пытались испортить масло откровенно дрянным бензином — не получилось! Мотор тогда чихал, дергался, но работал — при этом никакого асфальта в поддоне не образовалось. Кончилось же все тем, что рекомендации рядовым пользователям дали следующие.

Рекомендации по предотвращению потери ресурса моторными маслами

3htmlimage

3htmlimage

Мне было приятно это читать. Как минимум потому, что к аналогичным выводам мы пришли сами в результате полугодового испытания современных «синтетик» в условиях «пробок». Подробности  — в нашем материале «Губительный застой». Забегая вперед, скажу, что эти рекомендации уже содержатся в сервисных книжках многих автопроизводителей.

Что это означает на практике? Важнейший вывод такой: эксплуатация машины в условиях мегаполиса приравнена к особо тяжелой! Постоянное торчание в вяло ползущей пробке убивает масло ничуть не хуже грязного бездорожья. А коли так, то про замену масла по километражу следует решительно забыть. Если взять некое усредненное масло и усредненный цикл, то и вывод будет простой и вполне запоминаемый. Итак:

«Для сложных условий эксплуатации моторного масла (а езда в пробках к ним вполне относится) сократите межсервисный срок замены масла в полтора-два раза!».

Для какого масла — в полтора, для какого — в два, можно понять, проанализировав приведенные в упомянутой статье цифры. Но куда полезнее и проще действовать по ситуации, не ленясь почаще поднимать капот автомобиля. Если увидели, что масло стало густеть или быстро угорать — сразу на замену! И помните — чем меньше масла в поддоне, тем быстрее оно стареет, это закон! А потому старайтесь постоянно держать его уровень чуть ниже верхней отметки на щупе.

Возвращаясь к началу материала, отметим еще раз: масло может жить очень долго. Для этого ему требуется создать «тепличные» рабочие условия. Мотор должен быть изначально новым, но при этом уже качественно обкатанным, чтобы давление картерных газов было невысоким. Еще — чтобы он был чистым, без следов старого, совсем убитого масла. Кроме того — чтобы он работал постоянно на режимах средних оборотов и малых нагрузок для обеспечения сравнительно невысоких температур. И наконец, чтобы он не крутился долго на холостых оборотах и при этом никогда не работал на режимах больших нагрузок и оборотов.

Основные критерии «помирания» масла — существенное изменение его вязкости и высокая степень загрязненности. Без приборов это установить непросто, но визуально различить на щупе сильно грязное масло вполне реально. Еще один признак, который легко отследить, — когда масло начинает скатываться по щупу, как вода. Ездить на таком масле — значит гарантированно угробить мотор.

Как менять: простые советы

Напоследок — о процедуре замены масла. Бытующее распространенное мнение: промывать мотор перед заменой масла категорически нельзя! Дескать, в моторе остается промывочное масло, которое сильно портит новое. Можно подумать, что остатки старого, полностью выработавшего ресурс масла, ничего не портят. Не будем забывать, что его при стандартной процедуре слива остается до 20–25% от объема новой заправки! Да и отложения в масляной системе тоже не больно полезны мотору.

Как быть? Для тех, кто обслуживается на проверенном сервисе, проблем нет: во время очередного ТО масло вам поменяют. При этом простая замена по процедуре «слил-залил», в принципе, допустима. Да и ответственность за результат несет СТО. Другое дело, когда меняешь масло самостоятельно. Уважаемый профессор Шабанов предлагает следующий алгоритм. Масло сливают с горячего мотора, причем достаточно долго — около 30–40 минут. Потом мотор пускают без масла на холостых на минуту, не больше — чтобы он сам «выдул» остатки масла. Нужно еще немного подождать — кое-что стечет. Ничего с мотором при этом не случится. Потом следует залить пару литров промывочного масла, завести и покрутить движок минут пять — он еще лучше вымоется. Затем надо все это слить, после чего залить пару литров хорошего масла, на котором будешь ездить дальше. Снова завести, покрутить, слить, продуть. И только после этого — поменять масляный фильтр и залить полную заправку нового масла.

В общем, старайтесь следить за автомобилем вообще и за маслом в частности. Удачи на дороге!

P.S.: По ссылке вы найдете другие обсуждаемые в связи с моторным маслом вопросы и ответы.

Фото: «За рулем»
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (34)

Самые новые

У меня был рабочий (корпоративный) автомобиль, форд фокус 2, двигатель 1, 6 2010 года выпуска. Каждые 20 тысяч километров, так по сервисной книжке указано, проводилось ТО с заменой масла в двигателе (liqui moly 5w30) не Castrol Magnatec, дилер сразу же сказал и за 5 лет проехал на ней более 200 тысяч километров и продали этот автомобиль. Бензин заливали только Аи95, так как в книжке по эксплуатации указан не ниже 95. До последнего дня эксплуатации, двигатель шептал и бегал без проблем, ни одного литра масла не брал, от замены до замены. Возможно это ещё из-за обкатки, я с первых дней и первых километров, на нём ездил и первые 8000 километров максимальные обороты не более 3000 и скорость не более 120км/ч, так сказал наш механик. После бывало по хорошей дороге и хорошую погоду и по более ездил. Скажу честно выше 160Км/ч становится страшно, ну разумеется и в пробках стоял. Вывод, не нужно сильно этим грузиться, на нас хотят и автопроизводители заработать и пункты замена масла им же выгодно... Если подсчитать, что я на Форде менял масло в 10000 километров, за пять лет в 2 раза больше им оставили денег... А, дилер же гарантию дал, 5 лет или 150 тысяч километров, машина и  сейчас ездит.

Ответить#
0

Автор далёк от реальности по замене масла. Живу в Германии, имею Гольф Плюс. Официальный дилер мне предлагает менять масло и фильтр через 30 тыс.км. или через 2 года, что я и делаю, другие представители предлагают через 20 тыс. км или через 2 года и это не байки. Официальные дилеры в России занимаются РАЗВОДОМ, менять масло через 10 тыс.км или через год эксплуатации. Дискутировал по этому поводу по интернету с одним российским менеджером VW , он ссылается на «суровые» российские условия, плохие дороги и бензин. Где они комфортные, в холодной скандинавии, в жаркой Испании и Греции? Автомобильные пробки имеются во всём мире, во всех городах. Плохие дороги влияют на подвеску, но не на мотор и он крепится на раме. Не знаю таких в России, которые ездили с низкой скоростью и на низшей передаче, если не пробка. Почти все ездят с превышением скорости и у каждого антирадар. В России запрещено производство авто, а так же ввоз, бензина ниже норм ЕВРО — 4, всё как в Европе. У менеджера не нашлось аргументов и закончил дискуссию. Для тех, кто не верит, загляните в «Мой мир», фото,на ссылка, там имеются фото оригинальных масляных фильтров VW.

Ответить#
+1

Цитата:"ситуацию с загубленными моторами удалось идеально смоделировать после того, как в фирменное масло добавили парафинов."Может быть Колодочкин и разбирается с колодками, но прежде чем писать такое следовало пригласить Химичкина, ведь парафины — это общее название предельных углеводородов, ряд которых начинается с метана (СН4) и других газов, продолжается компонентами бензина — гексаном и октаном, далее всякие газойли и керосины, а еще далее вазелиновое масли и собственно парафин. Так же к парафинам относятся ПАО — полиальфаолефины — являющиеся синтетической основой лучших автомобильных масел.Вот такая вот петрушка с укропом.

Ответить#
0

в аду настанет холодный день когда я увижу крашеную блондинку с масляным щупом в руке, у бедняжки весьма обескураженный вид — щуп она явно видит в первый (и вероятно в последний) раз в своей жизни :-]

Ответить#
+1

Ответ/комментарий профессионала всё-таки хотелось бы прочесть. Уважаемый Михаил Колодочкин, объясните, как же быть? Что угробит движок — поступать не по статье или поступать по статье? Или профессор Шабанов ответить может?Я ведь действительно дилетант, и не хотелось бы по незнанию вляпаться.

Ответить#
0

Насчет замены масла. Хотел бы уточнить, что метод предложен не мной, а уважаемым профессором, асом в своей области. Следовать ему или нет —- дело каждого.

Ответить#
0

Извините, но метод уважаемого профессора — всего лишь полумера. На самом деле нужно менять блок цилиндров, только тогда будет более-менее обеспечено избавление от старого масла.Серьёзно же — это очень плохой совет, потому что так делать не будет никогда и никто, конечно, если в своём уме. Не просто бесполезный, а именно плохой, очень плохой. Ведь профессор не знает о существовании турбин, откуда турбины на москвичах? А людям покрутить турбодвижок без масла минутку-другую, и... А Вам не очень красиво прятаться за авторитет, сомнительный или действительный. Журнал в данном случае представляете Вы, не так ли? Если согласны, что совет профессора ценен — отстаивайте, если сомневаетесь — то зачем печатать?

Ответить#
+1

Не удержусь:Напомните, пожалуйста, уважаемому профессору, что во многих движках стоят сейчас гидрокомпенсаторы, и, если масло у них уйдёт за время замены, клапанам может поплохеть. Но это ещё полбеды, потому что успокоителям/натяжителям цепи, которые во многих двигателях фольксвагена, бмв и ПСА стоят, тоже нужно масло. И не просто наличием, как гидрокомпенсаторам, а именно давлением. И покрутить минутку их без масла — это с хорошей вероятностью получить биение цепи и перескок ГРМ ну зуб-другой. Результатом может может быть уже и приличный такой ремонт.Профессора, конечно, жалко, но читателей — жалко ещё больше. Профессор-то, небось, лет дцать на пенсии, ему ничего не будет, а люди на приличные деньги попадут. А что ещё хуже — потеряют веру в Человечество, ведь, если ЗР так подставляет, то — кому вообще верить?Хотя, я, конечно, дилетант, вот и заругайте меня, объясните, что турбине, гидрокомпенсаторам и успокоителям цепи (а ещё и фазовращателям, кстати) ничего не будет после десятка-другого минут опустошения при сливе масла, потом при заполнении промывкой, которая по вязкости весьма далека от требуемого ими, а потом ещё и при минутной прокрутке насухую. Я, если что, извинюсь и поблагодарю за науку.

Ответить#
0

Не знаю как насчёт российского рынка, скажу про Канаду. Нормы замена масла здесь как правило 6000 км, даже для новых авто. И да, свечи на моём авто на днях прошли 100000 км и менять пока не собираюсь. Бензин лью самый дешёвый, с октановым числом 87. Самое высокое октановое число на нашем рынке 92. Масло к его смене остаётся чистым и не угорает. Не расслаивается и проблем с ним нет. Замену производит дилер.но и машины местные здесь бегают по 500000 км. Не знаю кто прав, производители масел или вы, но примеры я имею каждый день перед глазами. И они не в вашу пользу. А способ замены вы описали мудренный и вредный.

Ответить#
0

Привет русской Канаде из Сибири! У вас в Северной Америке другая планета. Я про цены на моторное масло. Кварта Mobil 1 0W-20 AFE в США стоит около 6$. До недавнего обвала рубля-около 200 руб за кварту. С доставкой обходилось в 416 руб за кварту. Европейское масло для российского рынка ощутимо дороже, ибо ввозится из зоны евро. А средняя зарплата в России существенно ниже. Меньше 1.5 $ в час. Официальные дилеры в России ТО меньше, чем за 200$ делать не хотят. Даже для состоятельного человека ездить к дилеру каждые 6000 км-потеря не столько денег, сколько времени. У вас можно купить Шеврон по 2$ за  кварту и заплатить 20–30 $ за замену у дилера. Еще и кофе бесплатно попить.Меняй не хочу.

Ответить#
0

«Да и отложения в масляной системе тоже не больно полезны мотору„-прошлый век а автор делитант, современные качественные синтетические масла ходят долго и по 15 и 25 тысяч, зависит от ёмкости картера двигателя и даже при огромных пробегах не оставляют в двигателе даже дизельном никаких отложений. автор явно не в курсе качества современных масел например последних разработок кастрола или мобила и слаще морковки тоесть лукойла ничего не видел. как вобще такую туфту можно публиковать.

Ответить#
0

кастрол с шеллом пару раз так обосрались, причем шелл совсем недавно, что качеству лукойла можно просто позавидовать на их фоне. стабильно средне дерьмово, но машины на нем просто ездят и оно не превращается! в гуталин через пару тык с последующим заклиниванием движка.п.с. юзал пару смен дорогой кастрол 0в4- со всеми допусками, причем мейд ин германи, причем идущий только в литрушках на доливку для дилеров. угорает, самка собаки, литр на 8–9 тык. это дохрена на свежем моторе. начал лить 5в40 проверенные, но попроще чуток, равенол вси, фукс титан суперсин — 300 грамм к 600- и далее уровень стоит (предполагаю старое догорает). последний раз вообще ашановское с7 5в-40 залил (но мейд ин франс на заводе дюпона) — не угорает!

Ответить#
0

угар практически никакого отношения к пользе масла для движка не имеет

Ответить#
0

да ну? если на трех маслах не угорает, а на одном резко угорает, то это о качестве базы что нить да говорит. или база по вашему ни на что не влияет? правда, если постоянно подливать, то тогда на одной замене можно и до 15 выходить, но больно накладно получается

Ответить#
0

это действительно нечто означает — для расходов на содержание. Но к пользе масла именно для двигателя отношение имеет весьма косвенное.

Ответить#
0

Я офигеваю, дорогая редакция. Это кто же разрешил такое печатать в некогда уважаемом издании???

Ответить#
0

а еще рекомендует без масла двигатель гонять целую минуту!!!!!! Вот " чудный " совет! И автор больно " грамотный"

Ответить#
0

Это не автор (Михаил Колодочкин) так считает, а некий уважаемый в очень узком кругу профессор Шабанов. на которого имеется ссылка. «А доцент-то тупой». Я бы предложил Михаилу Колодочкину сменить место работы по принципу «не место красит человека, а человек — место». Журнал «За рулем» — отстой!

Ответить#
0

Не замай! Это стиль такой, «современный автопром глазами жигулиста». Стиль, понимаешь? :-D

Ответить#
0

да нет, это нормальное отношение к машине, а не современный стиль пофигиста, можно масло совсем не менять и ничего делать, зачем? через три года поменяю на новую, а с этой пусть следующий хозяин трахается, уже не мои проблемы

Ответить#
0

Да не так. Решение «я не доверяю маслу, поэтому буду менять его каждые две недели» — лобовое и затратное. Но совершенно не полезное.Во-первых, если масло «палёное», то оно угробит движок сразу или почти сразу, и никакие частые замены тут не спасут.Во-вторых, слишком общий подход про масло «вообще» приводит к ошибкам. В действительности масла бывают довольно разные и подход должен быть разным. В-третьих, если уж масло брендового производства — это такая фигня, которой нельзя доверять, то как вообще можно доверять промывкам? Остатки старого масла в движе — это в полста раз меньший риск, чем остатки промывки.В-четвёртых, рецепт по промывке в четырнадцать стадий — ничего, кроме паранойи, не показывает. Впрочем, как раз такой рецепт можно давать безбоязненно — ни один человек в своём уме ему следовать не будет.И так далее. Набор гаражных легенд и гаражных же методов. P.S. борцам за здоровье движка — лучше уж воздушный фильтр меняйте чаще, это и здоровья движку прибавит, и мощи. А то масло как пелёнки младенцу, а с воздушным фильтром по два года ездят.

Ответить#
0

воздушный и салонный фильтра меняю вместе с маслом раз в 8–10 тыщ, копейки стоят по сравнению с 8 литрами масла, нужными для замены. хотя положено раз в 30 что ли

Ответить#
0

вот в этом — поддерживаю. Каждые восемь — это, на мой взгляд, уже паранойя, но каждые десять — вполне нормальный режим замены для наших предсказуемо плохих условий.

Ответить#
0