Попавшие в дефицит

ПОПАВШИЕ В ДЕФИЦИТ

]

ПОДРАСТАЕМ!

Применительно к автомобилям (товаром по определению недешевым, причем длительного пользования) дефицит приобрел просто невиданную форму: в наибольшей степени он затрагивает... самые дорогие автомобили. Но об этом — чуть позже. Для начала — о родном, наболевшем.

ХОЧУ БЫТЬ «МЕРСЕДЕСОМ»!

Всю весну отечественные автомобили бодренько так росли в цене. Только за май розничные цены на автомобили ВАЗ выросли в среднем на 3,2%. Больше всего «повезло» покупателям автомобилей «классики» — эти машины подорожали на 5%.

К середине мая спрос на отечественные автомобили, как обычно, начал снижаться, а цены (тоже традиционно) остались на уровне верхней планки. Это в Тольятти, автомобильной нашей столице; в иных отдаленных городах они еще потихоньку растут, догоняют поволжскую. Купить самые дешевые «Жигули» (VAZ 21053 в стандартной комплектации) можно в Тольятти и Самаре в среднем за 104 тысячи рублей (3300 долл.); остальная «классика» чуть дороже — до 130 тыс. руб. за VAZ 21047 (4,4 тыс. долл.). «Самары» стоят в среднем от 170 до 175 тыс. руб. (5,5–5,7 тыс. долл.). Средняя цена «десятого» семейства остановилась на 203 тыс. руб. (6600 долл.). По-прежнему седан дешевле — в Тольятти VAZ 21102 можно купить за 194–200 тыс. руб., хэтчбек VAZ 2112 потянет уже на 198–208 тыс., а универсал VAZ 2111 и вовсе предлагают за 208–228 тыс. руб. (6,8–7,5 тысячи долларов!).

Итак, сезонный рост продаж (и цен) завершился. В июне-июле всегда происходит некоторый спад продаж, а в августе-сентябре вновь начинается рост. При соблюдении одного «но»: если руководители АвтоВАЗа сделали конструктивные выводы из уроков прошлого года. Тогда цены продолжали потихоньку поднимать, наращивая объемы производства, что привело к затовариванию рынка и, в конечном счете, остановке завода. Надеемся, ситуация все-таки не повторится. Чтобы не допустить кризиса, АвтоВАЗ пытается перестроить работу с дилерами. Так, сегодня их наценка к отпускной цене завода составляет 9%, из которых 2% — оптовая надбавка и 7% — розничная. Чтобы контролировать конечную цену, АвтоВАЗ ограничивает только верхнюю планку розничной надбавки: не более 7%, меньше — пожалуйста. Это важный шаг — как только дилеры с оживлением рынка поднимают цены, производитель идет за ними, и в какой-то момент рынок замирает...

Кстати, по слухам, просочившимся с АвтоВАЗа, его руководство приняло решение постепенно увеличивать стоимость автомобиля так, чтобы к 2005–2007 году «десятка» стоила 7–10 тыс. долл. Это будет не «тупое» повышение цен, а реальная модернизация модели, которая получит усилитель руля, АБС, кондиционер, подушки безопасности и даже другое имя! Но это — вопрос будущего. Вернемся в день сегодняшний, на берега великой русской реки.

На ГАЗе окончательно определились: рестайлинговая «Волга» GAZ 3110 будет всего на 3 тыс. руб. дороже (на 2%) предыдущей. Первые обновленные машины появились у дилеров в начале июня. А на августовском салоне в Москве завод обещает показать «Волгу„-матушку с измененным салоном. О цене такой новинки пока сведений нет.

НАМ МАРКС НЕ УКАЗ!

На рынке новых иномарок продолжается настоящий бум — тот самый парадокс, с которого мы и начали разговор. Не постояв в очереди (причем ожидание может растянуться на два-четыре месяца), сегодня невозможно купить целый ряд иностранных автомобилей (как «ихней», так и нашей сборки) стоимостью 9–15 тыс. долл. Первыми в этом списке — российские " Форд Фокус", " Шевроле Нива", " КИА Рио", " Хёндэ Акцент", а также " Хёндэ Гетц", " Тойота Королла", " Мицубиси Каризма", " Опель Астра" и " Опель Корса"... Резко вырос спрос на японские "паркетные" вседорожники: тут запись на два-три месяца вперед (при том, что их цены начинаются от 25 тыс. долл.). Речь идет о "Сузуки-Гран Витара", "Ниссане Х-Трейл", "Тойоте-RАV4".

Надо сказать, большинство перечисленных фирм — российских, европейских, японских и корейских, — несмотря на резко возросший спрос, цены оставили неизменными. Разве что «Хёндэ» поднял цену на популярный «Гетц» на 500 долл., да «Тойота» объявила о введении новых рекомендованных розничных цен для Москвы на семейство «Королла» (в среднем они выше на 500 долл.). Правда, объяснили это не только ростом курса евро к доллару, а еще появлением в стандартном оснащении всех «королл» боковых зеркал с обогревом. Cамый дешевый седан «Королла 1,4» с «механикой» стоит теперь от 13 400 долл.

Застой наметился не только у «Мерседеса», «Фольксвагена» и «Ауди», но и числившихся совсем еще недавно «народными» «Пежо», «Ситроена» и «Шкоды», а также БМВ российской сборки. Увы — цены, цены... Прошлой весной самая дешевая «трешка» БМВ-318 стоила 24 тыс. долл., сейчас — 28 тыс. евро (более 30 тыс. долл.)... А в бизнес-классе выявился новый лидер — " Тойота Кэмри"; эти автомобили, в отличие от "ауди" и "мерседесов", расходятся, как горячие пирожки.

Оказывается, проблемы многих дилеров иностранных автомобилей предвидел незаслуженно забытый у нас политэконом Маркс. Тот в своем классическом труде «Капитал» четко обосновал зависимость оборота от размера прибавочной стоимости. Стоит ее задрать — продажи неминуемо упадут. Между прочим, это написано лет 150 тому...

И последний штрих к картинке российского парадокса: обозначился невиданный спрос на сверхдорогие машины! Так, годовая российская квота на автомобили «Бентли» (от 200 тыс. евро) была выбрана за две недели, запись на следующий год уже прекращена. Нынче в столице собираются открыть фирменные салоны «Ламборгини» и «Феррари»...

Hyundai Getz, Toyota Corolla, Nissan X-Trail, Toyota RAV4: теперь они продаются только по записи. В очередь!..

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии