Шипы: фактор риска?

Финская компания «Нокиан» набрала любопытную статистику, напрямую связанную с шинами и безопасностью движения. Она будет познавательна и для российских автомобилистов.

01

01

В Скандинавии почти с самого начала выпуска серийных шипованных шин на них ополчились дорожники и экологи. С их подачи местные законодатели то и дело вводили новые правила, касающиеся количества шипов, силы их давления на дорогу и, главное, веса. Сегодня износ дороги вследствие воздействия шипованных покрышек в четыре раза ниже, чем в начале 1990‑х, и в семь раз — по сравнению 1970-ми.

Заг1

Заг1

график2

график2

В Скандинавии предписано использовать в холодный период года только зимние покрышки, причем не важно, шипованные они или нет. Вследствие потепления климата доля шипованных шин на рынке неуклонно снижается. Однако эта тенденция имеет и оборотную сторону. В Норвегии доля машин с шипованными покрышками с 2002 года уменьшилась на 25%, при этом количество серьезных аварий в зимний период увеличилось на 8%.

03

03

Эта диаграмма построена на основе разбора 842 аварий, произошедших в Финляндии с 2000 по 2011 год и связанных с техническим состоянием транспортных средств. По ней сразу видно, что невнимание к шинам чревато печальными последствиями. Они — главная причина почти 60% аварий, имевших своей причиной ненадлежащее техсостояние автомобиля.

04

04

Начиная с 2000 года среди аварий со смертельным исходом, произошедших в Финляндии, примерно каждый седьмой случай был так или иначе связан с шинами. В подавляющем большинстве случаев корнем проблем, приведших к беде, оказалась изношенность покрышек. На втором месте — выбор резины не по сезону, применение шин разного типа на одном автомобиле, несоответствие типоразмера. На третьем месте — нештатное давление.

05

05

Показателен опыт японского Хоккайдо, где в 1988 году решили постепенно вывести из эксплуатации шипованные шины. В результате резко возросло количество аварий. И это несмотря на внедрение противогололедных реагентов, которые прежде практически не использовались.

06

06

Изношенный протектор особенно опасен на мокром покрытии. Российские ПДД устанавливают допустимый минимум высоты протектора на легковых автомобилях в 1,6 мм; по данным финских испытаний, критической является величина 4 мм. Посмотрите, насколько меняется пятно контакта шины, когда она въезжает в лужу глубиной всего 3 мм. Кстати, в новом Техническом регламенте Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств (вступит в силу с 1 января 2015 года), где, наконец, будет введено понятие сезонного использования шин, предел износа протектора зимних покрышек определен именно в 4 мм. Но для летних шин величина оставлена старая — 1,6 мм.

Заг2

Заг2

График3

График3

Есть три вида зимних шин: шипованные, нешипованные скандинавского типа, нешипованные центральноевропейского типа (для мягкой зимы). У последних благодаря более жесткой конструкции лучшие характеристики на мокрой и на сухой дороге, но в заморозки они ведут себя гораздо слабее. Посмотрите, как изменяется торможение на льду у шин разных типов при снижении температуры. Компромиссная сущность «центральноевропейских» шин наиболее опасно проявляет себя при температуре около нуля: тормозной путь оказывается почти в два раза больше, чем у автомобиля на шипованных шинах. С понижением температуры разница в тормозном пути у шин разных типов заметно уменьшается, при этом самые стабильные результаты — у шипованных покрышек. Но есть один нюанс: при температуре ниже —15º эффективность шипов снижается. В таких условиях предпочтительнее шины скандинавского типа.

08

08

Главный аргумент против шипов — ускоренное разрушение дорожного покрытия. Однако шип постоянно эволюционирует, меняясь в форме, размере, весе. Изучите, например, родословную семейства «Нокиан-Хаккапелита». Слева направо — «Хаккапелита 2», «Хаккапелита 4», «Хаккапелита 5», «Хаккапелита 7», «Хаккапелита 8».

Фото: «За рулем»
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (76)

Самые новые

Отличная статья. Очень полезно.

Ответить#
0

Всю жизнь езжу на нешипованных и тьфу-тьфу-тьфу аварий нет. Едешь мягко, тихо и достаточно уверенно + дорогу не порчу, чего и всем желаю

Ответить#
0

Когда встречаются два «нешипованных», обязательно, если не ты, то в тебя... И это обязательно когда нибудь произойдет! Я уверен, что жизнь дороже любой шипованной резины.

Ответить#
0

«если не ты, то в тебя... И это обязательно когда нибудь произойдет!» Так это не зависит от типа шин. Один хрен кто-то в тебя въедет... Это зависит от типа мозгов. Еще раз скажу:"Раньше в Советском Союзе не было зимних шин. Если "достанешь" Камовскую "Снежинку" — то вообще предел счастья... И особо никто не бился..." В зависимости от дорожных условий соблюдай скоростной режим и дистанцию и будет всем счастье ;)

Ответить#
0

Соблюдайте скоростной режим и все дела! Раньше в Советском Союзе не было зимних шин. Если «достанешь» Камовскую «Снежинку» — то вообще предел счастья... И особо никто не бился... А теперь, водитель надеется на всякие АБСы, ЕСПы и прочие приблуды, завсецепляющиеся шины и решает, что теперь можно гнать вся и везде... Плюс реагенты... Сколько реагентов надо вылить, чтобы растопить 0,5м снега? В Норильске, Н.Уренгое, Магадане, Салехарде и прочих северных территориях что-то реагенты не льют, а просто посыпают песком (в Норильске шлаком, благо 3 металлургических завода и его завались) и все дела! Реклама это все!

Ответить#
0

Учите физику, авторы... площадь контакта равна массе автомобиля, делёной на давление в шине. Всё. Износ на площадь контакта НЕ влияет. Ширина покрышки — тоже. Вообще ничего, кроме массы и давления.Другое дело, что сцепление с дорогой, особенно для зимних шин, зависит не столько от площади контакта, сколько от длины границы контакта. Но и это, похоже, авторам незнакомо.

Ответить#
0

Хм, масса — кг, давление, ну пусть кгс/м2. Т.е. по вашему авторитетному мнению площадь измеряется в килограммах деленых на килограмм-силы, деленые на метр квадратный??? Или в килограммах, деленых на ньютон на квадратный метр??? Что за новые единицы площади такие?

Ответить#
0

Во-первых, покаюсь ещё раз перед автором, я несправедливо наехал. На иллюстрации показан контакт при езде по луже. То есть под площадью контакта понимается только площадь контакта с асфальтом, а не общая.Во-вторых, по заданному вопросу:кгс / ( кгс/м2) = м2, аналогично будет и в ньютонах и даже в атомных единицах. У тебя проблемы :-)

Ответить#
0

Миша из 1 класса, в числителе килограммы а не килограмм-силы. Что ты там сокращаешь? Действительно, давай уберем вообще силы из уравнения, так проще в первом классе (:cry:)(:joy:)

Ответить#
0

Дима, давление определяется весом, а не массой. Так что, прежде, чем учить других — в школу, в школу.

Ответить#
0

—-Вообще ничего, кроме массы и давления--А жесткость резины по Шору? А температура резины?

Ответить#
0

ниже уже написал. Вклад резины весьма мал и отличия даёт в пределах традиционной инженерной погрешности в 5% И — повторюсь — ширина покрышки НЕ влияет на площадь пятна контакта.

Ответить#
0

Михаил, вы случайно не путаете силу трения покоя шины и площадь пятна контакта?(:wonder:) На сцепление площадь пятна не влияет, а соответственно и ширина шины. Но как на площадь может не влиять ширина? Углубившись в физику вы похоже про геометрию позабыли, зато учите всех подряд)))

Ответить#
0

Небольшое уточнениетам речь идет о площади контакта при проезде лужи глубиной в 3мма тут уже появляется такой эффект как аквапланирование

Ответить#
0

Разве это небольшое? Это мне не в бровь, а в глаз...Спасибо, что обратил внимание. Слишком уж я поверхностно, выходит, читал.Приношу мои глубокие извинения автору статьи.

Ответить#
0

Не извиняйся особо. Еслиб автор написал «ПЛОЩАДЬ КОНТАКТА С ПОКРЫТИЕМ ДОРОГИ», это было бы достаточно точно. А «ПЛОЩАДЬ КОНТАКТА» вообще от износа протектора не меняется, просто часть этой площади контактирует с покрытием через водяную пленку. ;)

Ответить#
0

Надо же, я не думал что есть еще вменяемые люди) Респект)

Ответить#
0

Взаимно. «Мало их было, и страшно далеки были они от народа»

Ответить#
0

Жестче только высеры про парттайм типа: «При включенном приводе четырех колес передняя и задняя ось в такой схеме имеют жесткую связь, а крутящий момент передается в соотношении 50:50»ссылка

Ответить#
0

тю, это ты ещё не читал, как ЗР советует масло менять — вот это жесть...http://www.zr.ru/content/articles/706707-motornoe-maslo-resurs-zamena-i-neyasnostiВпрочем, ЗР тут далеко не одинок... увы, такого полно везде

Ответить#
0

Всмысле завести без масла? Да, тонко, как гандоны дюрекс.Про гидронатяжители, муфты управления фазами и т.п. уважаемый профессор видимо не слышал.

Ответить#
0

Площадь контакта не зависит от ширины покрышки!? Бросай физику и учи геометрию!(:smile:)

Ответить#
0

Садись, два. От ширины не зависит.

Ответить#
0

Как раз от ширины и зависит! Боковина ВСЕГДА гораздо мягче радиальной части поэтому при равном давлении в шине пятно будет больше у более широкой резины!

Ответить#
0

Сам-то понял, что написал?

Ответить#
0

как-то невнятно. Имеется в виду вклад боковины в общую несущую способность покрышки? Да, он есть. Пустая, без давления, покрышка от какого груза сплющится? От 5, максимум от 10кг. Четыре покрышки несут, скажем, 40кг за счёт боковин.А машина весит тонну. То есть 4% — это максимальный вклад материала покрышек (реально — меньше). При этом в разных условиях (разная масса автомобиля, разное давление и т.п. вклад резины остаётся постоянным, так что в сравнениях его можно не учитывать.

Ответить#
0

Новая секта физиков продвигает свое единственно верное учение.

Ответить#
0

Это ты про школьный учебник?

Ответить#
0