Заговор ОСАГО: как быть со страховым произволом

В октябре серьезно увеличились тарифы на ОСАГО. Но ситуацию на рынке обязательного страхования это никак не изменит.

Страховщики ОСАГО — сговорчивые и несговорчивые

Страховщики в последнее время были в панике. Вроде бы и выплаты занижали, и отказывали в них по поводу и без — сэкономленных денег должно хватать не только на хлеб с маслом. Но нет, недовольные клиенты через суды стали взыскивать суммы, втрое превышающие изначально определенные страховщиками. Бюджет страховых компаний затрещал по швам.

Нужно было срочно что-то делать, и все компании дружно запели об убыточности ОСАГО и о необходимости повышения базовых тарифов, которые не менялись более десяти лет. Главные аргументы: законодательное увеличение выплат до 400 тысяч рублей в общем порядке и до 50 тысяч в случае применения европротокола — непосильная ноша.

Центробанк согласился с этими доводами и 11 октября 2014 года обнародовал новые базовые тарифы ОСАГО. В отличие от прежнего, сегодняшний тариф плавающий: страховым компаниям предоставили право выбора, от какой суммы отталкиваться при расчете стоимости полиса. Минимальная «база» — 2440, максимальная — 2574 рубля.

Раньше базовый тариф составлял 1980 рублей (для физических лиц — владельцев легковых автомобилей). По новым правилам страховая компания, рассчитав приемлемую для себя базовую сумму, извещает об этом ЦБ РФ и начинает продавать полисы. Эксперты, в том числе специалисты ЦБ и РСА (Российский союз автостраховщиков), уверяли нас, что появившаяся в базовом тарифе вилка обострит конкуренцию на рынке. На деле же большинство компаний просто продают полисы по максимальной цене.

В одном из страховых офисов мне вообще шепнули на ушко, что большинство страховщиков сговорились продавать полисы ОСАГО как можно дороже. Но все же удалось найти компанию с минимальным базовым тарифом. «Ингосстрах», видимо, не стал участвовать в сговоре — рассчитывает полисы по минимальному тарифу.

Osago3_1

Osago3_1

Но это в Москве. В регионах о конкуренции и речи нет — зачастую в ближайшем округе работает лишь пара страховщиков, а значит, рука руку моет. Поэтому к полису ОСАГО с нагрузкой в виде страхования жизни автовладельцы там давно привыкли и тихо терпят. Привыкнут и к подорожанию.

В отдельных регионах полис в последние месяцы вообще нельзя было купить. Отговорки разные: у кого-то не нашлось бланков, а иные компании требовали представить автомобиль на осмотр перед заключением договора — при том что ближайший осмотр техническим специалистом мог состояться не раньше чем через месяц. «Нужный человек в отпуске, а других сотрудников этой квалификации у нас нет…» Реальная причина подобного поведения была очевидна — ждали новых тарифов. Судите сами: с 1 октября увеличили максимальную сумму выплаты по железу до 400 тысяч рублей (прежний лимит составлял 120 тысяч), а возможность продать полис дороже появилась только 11 октября. Вот страховщики и тормозили продажи — хочется же содрать с клиента побольше!

К слову, в РСА обо всех этих случаях знали. И даже выпустили специальный циркуляр, в котором строго-настрого запретили без веских причин отказывать автомобилистам. Причин для отказа определили всего четыре (см. схему).

Osago3_2

Osago3_2

Как бороться с произволом?

И что? В регионах ситуация не изменилась! Как и раньше, требуют представить автомобиль на осмотр — по-прежнему с размытыми обязательствами по срокам. Если каким-то чудом удалось осмотреть машину, тут же появляются проблемы со связью… Но решение, мол, всегда есть. Не хотите ждать? Берите полис с нагрузкой!

Как бороться с этим беспределом? Водители вынуждены защищать себя самостоятельно. Рекомендация — обратитесь в страховую компанию с заявлением о заключении следующего договора заблаговременно, месяца за два-три до окончания срока действия полиса. Сдайте заявление под роспись или отправьте заказным письмом, с уведомлением о вручении. Страховщик обязан заключить договор в течение месяца с момента обращения. Отказал? Тогда в суд — требовать компенсации понесенных убытков.

Если не успели заблаговременно обратиться в страховую компанию и вас вынудили-таки купить дополнительные страховки (жизни, квартиры или дачи), через суд вы можете вернуть потраченные деньги. Законодательство запрещает навязывать услуги.

К сожалению, не все умеют и хотят судиться. Поэтому в регионах страховые компании действуют безнаказанно. Вновь доходит до сговора нескольких фирм — чтобы автовладельцам некуда было податься. По словам руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Анны Козловой, в их регионе крупнейшие страховые компании осуществляли согласованные действия, приведшие к необоснованным отказам от заключения договоров ОСАГО и навязыванию услуг добровольного страхования. В подобных случаях обращайтесь с письменным заявлением в региональное подразделение антимонопольной службы. Как показывает практика, налагаемые штрафы отрезвляют недобропорядочных страховщиков.

Получить выплату

Самое обидное, что даже после увеличения максимальных выплат и тарифов реальные деньги на руки мы будем получать те же. За десять лет существования ОСАГО средняя выплата по страховому случаю колебалась в пределах 20–30 тысяч рублей. Вряд ли сейчас ситуация изменится. В стране до сих пор нет единых стандартов для определения стоимости ремонта разбитого автомобиля.

Еще в середине октября президиум РСА утвердил единую методику определения расходов на восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства. Методика включает справочники по стоимости запчастей, материалов и нормочасов. Предполагается, что ею будут пользоваться все без исключения эксперты. Правда, неизвестно, будут ли использовать эти документы эксперты независимые. И непонятно, какая максимальная вилка в расчетах допускается единой методикой. Тем не менее в РСА уверены, что новый документ позволит исключить недоплаты со стороны страховых компаний и случаи необоснованного обогащения со стороны потерпевших.

Чтобы единые стандарты начали работать, необходимо зарегистрировать справочники в Роспатенте. После этого данные передадут поставщикам программного обеспечения. И только тогда все эксперты смогут использовать в расчетах одни и те же данные. К слову, данная методика будет предоставляться всем экспертам на безвозмездной основе. РСА обещает разместить справочную информацию у себя на сайте.

Поможет ли это пострадавшим в компенсации ущерба? До сих пор страховые компании успешно находили способы заплатить меньше.

Фото: «За рулем», Александр Рюмин/ТАСС
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (23)

Самые новые

С отменой не согласен, но вот подкорректировать можно было бы. К примеру если КАСКО, то от ОСАГи свободен!

Ваше предложение слишком узкомыслящее.

Если у вас есть каско, то мне она и ... Короче не нужна она мне совсем. Как и многим россиянам.

И главное как страхование автомобиля, может перекрывать страхование ответственности водителя?

Короче, не тяните одеяло на себя.

Ответить#
0

С отменой не согласен, но вот подкорректировать можно было бы. К примеру если КАСКО, то от ОСАГи свободен!

Ответить#
0

Отменить нах... все эти страховки в связи с тем, что:

1. Дебил, что со страховкой, что без неё все равно остаётся дебилом и будет нарушать ПДД и ездить на аварийном авто.

2. От момента ДТП до выезда отремонтированного автомобиля проходит, в среднем, 2–3 месяца.

Только в этой Стране вечно зеленых помидоров предлагают получить геморрой за свои деньги и ещё это прилюдно пообсуждать.

Идиотизм. (ИМХО)

Ответить#
0

беспредел тут есть и будет (ктото это дело крышует иктото лоббирует, в жизни знают все кто этим занимается а на деле все ниприделах). напрягает обязаловка, которая стала менее доступна, это и вопрос для ВАС ЗР!

Ответить#
0

за то что вам допы по осаго впихивают 50 тыс штраф с сотрудника которое это делает!!!но я пока не слышал в реальности об этом!!

Ответить#
0

в интернети много советчиков и доброжелателей а когда попадаешь в реальную сетуацию где они все!!!

Ответить#
0

есть вариант, о котором многие забывают, ну это во всем, действовать по закону, но опять же для срочных вариантов не подходит, месяц — официальный срок рассмотрения письменного заявления... более долгий вариант — ходить голосовать...

Ответить#
0

я видел как старик записался и пришел в страховую но очередь пропустил!!а они запись с нуля!!старик так кричал а толку нет в очеридь!!!

Ответить#
0

В НАШЕМ РЕГИОНЕ ЛИДЕРЕ КАЛУГЕ купить ОСАГО без допов нереально уже как год! И  ничё. Круговая порука?Люди жалуются а органы реагируют или вяло или никак

Ответить#
0

есть только вариант оформления по письменной заявке, но на это надо как максимум месяц оставлять...

Ответить#
0

вы пишите заявления!приходите в назначеный срок а бланков нет!!!и что?

Ответить#
0

в том и суть что вариант «бланков нет» не прокатывает, подсудное дело! очень затратно для страховщика официала...

Ответить#
0

вы будети судится?

Ответить#
0

до этого не доходит!судиться — крайний вариант, достаточно жалобы в рса

Ответить#
0

цензура пошла красота!!

Ответить#
0

по моему опыту ровно через месяц (некоторые говорят что много раньше) полис будет у вас...

Ответить#
0

рса это коммерческая структура!!

Ответить#
0

и что?попробуйте — понравится (ведь многое прописано в законах) — за уши не оторвешь!у нас так многие себя стали оппозиционерами считать, тк добиваются всё по закону!

Ответить#
0

все что мы имеем это 20 летнее строительство!!а чего сами понимаете!а теперь когда маски сняли вспомнили!!!все повторяется у нас сейчас 1922–25 год!!а вот страховой бизнес весь построен на отмывании денег!!их интересует только сверх прибыли!!25% акций росгосстраха пренадлежат медведеву и что!!так что автолюбители грабить нас будут до последнего и толе еще будет!!!

Ответить#
0

У нас губернатор пальцем грозил.На ковер вызывал ,а толку то 0!!! Вот вам и бизнес в России. А так же власть! которую на всех уровнях швыряют как половую тряпку. То в ЦБ жалобы пишите,то ПОТРЕБНАДЗОР.то в РСА,кое где работала прокуратура.В Башкирии например хорошо по лапам этим хапугам надавали.Но в областях где власть слаба произвол процветает

Ответить#
0

кто с вилами пойдет вы что ли сомниваюсь!!а теперь по делу!!то что пишут есть и будет и не кто это не изменит!!почему?все повязаны и то что говорят и пишут бред надо менять систему а система это люди которые управляют этой системой!!вот и все!!а люди да чхали они на людей им надо заработать и все!!а методики а законы для кого?для наснет они под себя делают!!удачи всем

Ответить#
0

Статья неполная! Как быть с новыми, только приобретенными автомобилями. И если тупо сказали, что база не работает??? Что писать о том, что и без Вашей статьи понятно?!!!

Ответить#
0

самое опасное в той ситуации —то ,что народ уже на пределе. Люди скоро выйдут с вилами . Уже были случаи.У нас в Оренбургской области долбили страховщиков.Ну так по мелочи в Новотроицке.

Ответить#
0