Тяжеловоз по-мински

ТЯЖЕЛОВОЗ ПО-МИНСКИ

ТЕХНИКА

/ГРУЗОВИК

ТЯЖЕЛОВОЗ ПО-МИНСКИ

НА МАЗЕ ПОСТРОЕН АВТОПОЕЗД НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

ТЕКСТ / ЕВГЕНИЙ БОРИСЕНКОВ

ФОТО / АНДРЕЙ СИДОРОВ

Производительность грузовика издавна оценивают в тонно-километрах. Улучшить этот показатель можно двумя путями. Скажем, делать больше ездок. Но, к сожалению, в сутках лишь двадцать четыре часа, а средняя скорость на маршруте — величина постоянная. Или же навалить груза побольше. Опять незадача — перегруз опасен для здоровья автомобиля (а порой и водителя). Остается одно — автопоезд повышенной грузоподъемности. Именно такой скоро предложит покупателям Минский автозавод. Называется он МАЗ-650108+8561 и состоит из двадцатитонного тягача-самосвала и столь же вместительного прицепа.

Такое сочетание выбрано не случайно. При первоначальной отсыпке полотна маневренный одиночка предпочтительней, но как только появится плацдарм попросторнее — производительность удвоится за счет прицепа.

Знакомство с новичком состоялось в песчаном карьере, в его родной стихии. Единственный пока экземпляр предназначен для работы на внутриведомственных и технологических дорогах, допускающих осевую нагрузку до 13 тс. На обычных этот тяжеловес может запросто продавить колею.

Родоначальником нового семейства послужил магистральный тягач МАЗ-6430, уже выпускаемый малыми сериями. От него самосвал получил основные узлы шасси, силовой агрегат и кабину. Последнюю — с доработками. На местном жаргоне ее окрестили «маленькой». Она и на самом деле короче и ниже «первоисточника». Но все элементы безопасности и комфорта сохранились полностью. В отличие от тех, что стоят на нынешних самосвалах серии 5516, у нее почти ровный пол (небольшой тоннель выступает всего на 190 мм). Оба сиденья — на пневмоподвеске, так что душу уже не вытряхивает. При сложенных спинках они же служат опорами спальному месту. Руль регулируется по высоте и углу наклона. В современный интерьер органично вписалась автомагнитола. Ездить в такой обстановке и безопасно, и приятно.

Кстати, именно для повышения безопасности изменен силовой каркас — прочный стальной остов опирается на пол, усиленный коробчатыми профилями. В результате кабина приподнялась над землей еще на семьдесят сантиметров. Теперь на светофоре дружески похлопать по крыше коллеги на 5516 не составляет труда. Чтобы хорошо видеть обстановку не только впереди, но и сзади, кабина увешана зеркалами. Всего их пять — два слева и три справа, как того требует европейский стандарт. Всю эту красоту как следует защитили от коррозии. Металл кабины оцинкован, а элементы оперения окрашены порошковыми эмалями. Нижний пояс — из пластика, а днище надежно прикрывают сплошные передние крылья.

Под кабиной в специальной шумоизолирующей капсуле «живет» двигатель ЯМЗ-7511. Это базовый вариант. По заказу на его место можно поставить любой популярный дизель. Но и этого четырехсотсильного вполне хватает. Под стать мотору и топливный бак — его 300 литров достаточно на две смены напряженной работы. Приспособиться к различным условиям движения помогает восьмиступенчатая коробка передач МАЗ-543205 с демультипликатором.

Оба задних ведущих моста снабжены не только межосевой, но и межколесной (!) блокировкой. При такой схеме все колеса тележки можно заставить «грести» одновременно, жестко соединив с карданным валом. Захочешь — не забуксуешь! Правда, при этом автомобиль, особенно груженый, плохо слушается руля — задняя тележка ведет его только прямо, так что пользоваться полной блокировкой стоит лишь на труднопроходимых участках. На дорогах с твердым покрытием предпочтительнее противобуксовочная система, автоматически притормаживающая провернувшееся колесо. Устройство это куда более деликатное, в процесс управления вмешивается лишь при необходимости. В паре с ним трудится и другая опция — антиблокировочная система тормозов «Вабко». Название говорит само за себя — при экстренном торможении на любом покрытии заблокировать колеса не удастся. Стало быть, автопоезд не потеряет управления и не сложится. Естественно, действует она и на тягаче, и на прицепе.

Подвеска всех колес — рессорная. Модные ныне на магистральных тягачах пневмобаллоны для самосвала не годятся. Карьер все же не шоссе — ям и ухабов куда больше. На башмаках балансиров задней тележки даже предусмотрели специальные «уши». Они придерживают листы от расползания.

Но это частности. Главный элемент, определяющий назначение автомобиля, — кузов. У «нашего» автопоезда это два небольших вагона объемом 11 кубометров каждый. Установив надставные борта, можно легко прибавить еще по два с половиной «кубика». На тягаче разгрузка трехсторонняя, на прицепе — двух. Поначалу удивила навеска боковых бортов — у левого петли снизу, у правого — сверху. Как оказалось, пока оба варианта проходят испытания. Первый прельщает возможностью не засыпать собственные колеса при разгрузке, второй — простотой исполнения (ведь закрывается он без дополнительного гидроцилиндра под собственным весом). Победителя мы увидим на серийной машине.

Зимой кузов принято обогревать, чтобы груз не примерзал к металлу. Обычно для этого используют выхлопные газы, пуская их по тоннелям в полу и бортах. Для снижения загазованности, что особенно важно в карьерах, трубу глушителя желательно вывести как можно выше. И здесь создатели не пришли к единому решению. «Наш» МАЗ пока обходится без подогрева, а в перспективе и он, и прицеп будут оснащены специальными отопителями.

Смонтирован кузов на надрамнике и раме. Именно на нее приходится основная нагрузка, ведь помимо полезного она несет «бесполезный» вес собственных агрегатов автомобиля. А это еще без малого четырнадцать тонн. Чтобы использовать существующие профили, конструкторы усилили их уголками, создав оригинальную схему. Таких необычных решений в этой машине много, ведь рождалось семейство с чистого листа. Некоторые из них показаны на фотографиях. Остальное можно будет увидеть через год-полтора, когда автопоезд появится на дорогах.

АВТОПОЕЗД МАЗ-650108+8561 

ОБЩИЕ ДАННЫЕ: грузоподъемность автомобиля, кг — 19700 (11700)*; полная масса автомобиля, кг — 33300 (25300); грузоподъемность автопоезда, кг — 39000 (25000); полная масса автопоезда, кг — 59300 (45300); объем платформы, мз: автомобиля — 11; прицепа — 11. Разгрузка: автомобиля — трехсторонняя; прицепа — двухсторонняя боковая. Время разгрузки, с — 20; контрольный расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км — 47 (39); максимальная скорость, км/ч — 92. ДВИГАТЕЛЬ: модель — ЯМЗ-7511.10 (Евро II); мощность двигателя, кВт/л. с. — 294/ 400. ТРАНСМИССИЯ: коробка передач — МАЗ-543205; число ступеней — 9; колесная формула автомобиля — 6х4. РАЗМЕР ШИН: 12,00R20. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: тахограф, ПБС, независимый подогреватель, откидное спальное место, радиоприемник.

*В скобках — при эксплуатации по автомобильным дорогам общего пользования с допускаемыми осевыми нагрузками: на ось — 10 000 кг, двухосную тележку — 18 000 кг.

На телескопической тяге рычага КП вместо ненадежного шарикового — замок с гидроприводом.

Беззазорный буксирный прибор — требование ЕЭК ООН.

В просторной кабине есть спальное место. На всякий случай.

Пока выхлоп вверх,

но в перспективе —

на обогрев кузова.

*Размеры при полной массе. **Размеры в снаряженном состоянии.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии