Пять идей, как сделать транспорт полезней

Считаете, что в своем развитии автопром дошел до ручки? Заблуждаетесь! В нашей очередной подборке пять смелых идей, применение которых на практике не только сулит выгоду, но и заметно облегчает жизнь. Итак, поехали!

Настоящий полный привод

Tatra представила тягач с колесной формулой 16х16! Это к тому же самый длинный — 18 м — монстр, когда-либо покидавший сборочные цеха завода в Копривинице. Машина предназначена для обслуживания исследовательских буровых работ в труднодоступных районах.

На свою грузовую платформу тягач берет почти 100 т труб или оборудования. При этом он весьма маневрен: шесть управляемых осей позволяют развернуться на пятачке диаметром 31 метр. В движение все это хозяйство приводит 12-цилиндровый дизель рабочим объемом 32 л, мощностью 1132 л.с. и с крутящим моментом 5143 Н∙м.

Судя по описанию, на тягаче смонтирована и сама бурильная установка. Как иначе понять вот эти слова: «На ходу используется только половина паспортной мощности двигателя – его «взлетный» режим включается только при бурении». Кстати, для экономии топлива (!) полный привод подключается тоже исключительно при необходимости: в крейсерском режиме тяга передается лишь на 8 колес.

Что за зверь?

Попробуйте угадать по картинке назначение сего транспортного средства. А теперь внимание, правильный ответ: это робот-пропольщик компании Bosch! Применение гербицидов нынче не приветствуется: мол, яды в помидорах-огурцах накапливаются. С другой стороны (правда, это было справедливо до нашествия беженцев в Европу), выгонять на поля массу работников, обученных отличать зерна от плевел, слишком дорого. Дешевле купить один этот Bonirob с его лазерными и видеосенсорами, актуаторами, сложной программой распознавания образов по форме листочков и навигатором.

Разработчикам пришлось изучить ботанику на высшем уровне, включая вид пораженных разными вредителями растений. Зато теперь робот успешно и круглосуточно ползает по полям и… «выдергивает» сорняки и больные растения! Почему в кавычках? Потому что главный секрет именно в способе их удаления. Нигде не сказано, механическая ли это рука или, скажем, струя горячего пара, язык пламени и т.д. Мол, ноу-хау.

Зеленая волна: сделай сам

Эксперименты с организацией так называемой «зеленой волны» не получили широкого распространения. Дело в том, что при произвольном расстоянии между перекрестками невозможно так подобрать режим работы светофоров, чтобы эта волна катилась в обоих направлениях одновременно. Но разработчики не дремлют и предлагают устанавливать на светофорах передатчики, сообщающие автомобилям время, остающееся до очередного переключения. А у водителя на мониторе появляется указание, с какой скоростью он должен двигаться, чтобы подъехать как раз на зеленый. Хочешь сэкономить топливо и тормозные колодки – пользуйся!

Соответствующее приложение называется Enlighten-App и работает в автомобилях BMW с интегрированными гаджетами от Apple. Пока это действует только в Портленде и Солк Лейк Сити, где установлены свыше 2000 светофоров с соответствующим оборудованием.

Ксенон и никаких гвоздей!

Да, все верно: и ксенон есть, и «гвоздей», то есть электродов в новой лампе нет! Ученые из университета в Аахене создали такую лампу высокого давления со светоотдачей 135 лм/Вт. Иными словами, битва между светодиодами и ксеноном далеко не окончена. Первые упрекают в излишне холодном ослепляющем свете, а также в сложной системе охлаждения. А вторые – в меньшей долговечности, что связано как раз с электродами, между которыми происходит дуговой разряд.

В новой лампе ионизация газа обеспечивается внешним СВЧ (2,45 ГГц) полем. То, что это возможно, можете проверить сами, засунув газоразрядную лампу в микроволновку. Кроме того, газовая смесь подобрана таким образом, чтобы спектр излучения был близок к таковому у галогенок – приятнее глазу и лучше видно. Изнашиваться там уже нечему, да и высоковольтный поджиг не требуется.

Забудьте, чему вас учили в автошколе!

Речь о торможении двигателем как о наиболее безопасном способе плавного снижения скорости, а иногда – и о единственной альтернативе при отказе тормозов. Но нынче получается, что экономия топлива и забота о климате все-таки важнее!

Итак, вспоминаем в последний раз: если просто сбросите газ и не выжмете сцепление (или не включите нейтраль), то колеса будут вынуждены прокручивать коленчатый вал двигателя, что не очень легко (кто пользовался кривым стартером или заводился с толчка – знает). Стало быть, имеем лишний расход топлива. Даже если современная система впрыска и отсечет его подачу, выбег уменьшится, а потому придется раньше времени снова давить на газ.

Остается разве что переводить в нейтраль и глушить двигатель? Именно об этом и речь! Только теперь все сделает новая электромеханическая педаль сцепления Clutch-by-Wire фирмы ZF. В нейтраль при сбросе газа она коробку, конечно, не переключит, но сцепление выжмет.

В качестве бонуса новинка не даст мотору заглохнуть при экстренном торможении (некоторые забывают или не успевают вовремя нажать на левую педаль), а еще позволяет настроить любую нужную характеристику рабочего хода. Кстати говоря, подобное сцепление давным-давно ставили на Оку, предназначенную для инвалидов, – только, естественно, с другой целью. Но заглохнуть мотору при любых ошибках водителя она и там реально не давала!

Подпишитесь на «За рулем» в