Автомобильная мифология: прогревать или не прогревать мотор зимой

Нужно ли прогревать современный мотор? Мнения расходятся диаметрально. При этом большие автомобильные начальники стараются избегать подобных дискуссий: слишком сильно техника перемешана с политикой. Но мы все-таки попробуем.

Миф первый: об иностранцах

01

01

Как говорил один известный градоначальник, «эксперт — это любой человек с Запада». А на Руси во все времена к иностранцам было особое отношение: мол, эти ребята все знают! Ну так вот: если задать любому представителю современной автомобильной компании вопрос насчет необходимости прогревать мотор, то он изобразит удивление, а потом решительно помотает головой: «Найн!» Не надо, мол, потому что автомобили и моторы нашей фирмы в этом давно не нуждаются, да и в инструкции подобных требований нет.

Официальный представитель компании не может ответить иначе. Он прекрасно знает: все его конкуренты скажут то же самое. И стоит ему дать слабину, как тут же поползет информация: дескать, у них проблемы — не надо с ними связываться…

Лукавит? Отчасти. Дело в том, что ресурс продукции его с некоторых пор не волнует. Требование к мотору другое: выходить гарантийный срок, и не более того. После этого пользователь должен прийти за новой машиной. Таковы сегодняшние реалии: автомобили-миллионники остались в прошлом.

Хорошо это или плохо — вопрос другой. Главное, понимать для себя, что по своей сути современный мотор остался тем же, что и полвека назад, а потому все равно требует прогрева. И не важно, что у вас — Lada Granta или Audi А8. Впрочем, если ресурс машины вас тоже не волнует, то и все эти рассуждения не для вас. Гарантию мотор, скорее всего, выходит при любом раскладе.

Миф второй: об экологии

02

02

Безусловно, под чужими окнами вонять не стоит. Но почему-то «зеленые» не хотят понять, что холодный мотор не может мгновенно стать горячим. И максимум того, что можно потребовать, это вонять не под твоими окнами, а грубо говоря, подальше от них. Как говорил товарищ Саахов, «не в нашем районе»… 

Понятно, что машина, прогреваемая на стоянке, сразу бросается в глаза. А вот при движении возникает иллюзия всеобщей гармонии: никому не приходит в голову, что та же самая вонь просто размазывается в пространстве. Конечно, в каждой конкретной точке дороги вони от одной машины при этом меньше, но почему-то все забывают помножить одиночную вредность на количество едущих машин…

Кстати говоря, если на холодной машине сразу пускаться в путь, то проблемы никуда не исчезнут. Большой расход отработавших газов, обдув холодным набегающим воздухом — читай, все та же богатая смесь и медленный прогрев. Конечно, можно ехать медленно, но, вырвавшись на свободу, об этом мало кто думает.

Миф третий: о ресурсе

03

03

Ну да, ну да… Спросите любого инженера (если найдете) — он только глаза к небу закатит. И вспомните вот что. При каждом пуске и прогреве движок интенсивно изнашивается. Грубо говоря, каждый холодный пуск — это от 20 до 200 км пробега. Точных цифр нет и быть не может — все зависит от кучи конкретики. И моторы разные, и температуры отличаются, и масла неодинаковые, и пробеги происходят совсем по-разному. Главное понять, что езда на холодном моторе однозначно не позволяет мотору спокойно переходить на большие нагрузки.

Мы неоднократно приводили в пример поршень. Его днище разогревается от раскаленной смеси очень быстро, а вот зона с канавками при этом остается чуть теплой: она касается стенок холодного цилиндра. Разница в температурах порождает напряжения — первыми могут не выдержать канавки под кольца. Дальше все ясно. И статус автомобиля при этом роли не играет: можно считать, что перед прогревом все моторы равны. Более того, чем сильнее двигатель форсирован, тем сильнее нагружены его детали. Добавим также, что на морозе масло вовсе не хлынет из поддона в зону трения. Ни в Бентли, ни в Москвиче.

04

04

Миф четвертый: о скорости прогрева

Если мотору все равно плохо, то, стало быть, любые ухищрения бесполезны? Нет, не так. Как известно, быстрее всего прогревается охлаждающая жидкость. За ней — масло. А самый «тормознутый» — нейтрализатор; только после его прогрева токсичность газов приходит в норму. В любом случае скорость прогрева зависит от режима работы двигателя. Вариантов поведения — три: тупо молотить во дворе, плюнуть на теорию и поехать или чуть погреть мотор на минимальных холостых и только потом потихоньку трогаться.

05

05

Мы проводили такие испытания. Опуская нюансы, переходим к итогам: мы убеждены, что третий вариант — оптимальный. Он неплох по экономии топлива и выигрывает у всех по токсичности. Именно подогретый двигатель подготовлен к серьезным нагрузкам и меньше изнашивается. Кстати говоря, ничего нового в этом нет: все поколения опытных водителей пускали мотор и начинали смахивать с машины снег, после чего потихоньку трогались в путь, держась правых полос. Эдакий компромисс — и навонять не навоняем, и машинку побережем.

Миф пятый: о матросах

Если бы. Сегодня, к сожалению, царит совсем иной подход — отъездить свое и продать другому. Как в присказке про поматросил и бросил. Это раньше машину покупали надолго, а какой смысл особо заботиться о ней сегодня? Такие наездники вряд ли испугаются перспективам ускоренных износов и грядущих ремонтов. Разве что однажды, при попытке «сделать кого-то» на непрогретом движке, у бедняги зависнут клапаны и познакомятся с поршнем. Но об этом всерьез никто не думает. Да и винить будут исключительно мотор, а не себя самого.

***

В общем, мы советуем немножечко прогревать любую машину. И не рвать на ней сразу с места в карьер. Всем удачи на дорогах!

Фото: За рулем.РФ
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (57)

Самые новые

Сразу после окончания техникума, в неблагополучных 90-х, работал в родном совхозе на тракторе МТЗ-80. Вот там лютый прогрев был. Зимой трактора стояли в холодном боксе друг за другом. Аккумуляторов не было. самым первым заводился дежурный трактор с пусковым двигателем (народн. — «пускач») только завелся и почти сразу заводил с троса другой трактор и так по цепочке. Потом все не спеша на холостых на 6-й передаче ползли по морозу до ближайшей, метров 300 водоразборной колонки, набирали в канистры воду и бежали к трактору заливать ее в радиатор. Самая засада была, если эта колонка замерзала. Руководство поставило 2-тонную емкость с водой в бокс, которая подогревалась углем и дровами. Обязанность по растопке огня под емкостью возлагалась на сторожа. Но сколько помню, только один раз нам удалось оттуда теплой воды набрать, в остальное время вся поверхность была покрыта льдом. Сторож все время пьянствовал.

Ответить#
+2

да

Ответить#
-1

Золотая середина,как-бы.В принципе,большинство так и делает.А вообще,статья какая-то вычурная.

Ответить#
0

До какой температуры греть (ОЖ)?

Ответить#
0

Полностью согласен с автором статьи. Устройство мотора осталось в общем неизменным и законы физики за это время не поменялись. Не так давно спорил на эту тему с товарищем, который работал в ВАГе. Он привел аргумент, что современные масляные насосы (ВАГовские) неэффективны на холостом ходу и, чтобы снизить износ, целесообразно начинать движение сразу. Лично мне в это очень слабо верится, а если даже и так, то густое масло на ходу явно не принесет пользы двигателю. Являясь обладателем Жука (1,4 dsg) всегда прогреваю мотор до температуры ОЖ 50–60 и только после этого спокойно начинаю движение. Спокойствие длится до тех пор, пока масло не покажет 90 :) Надеюсь, что таким образом смогу продлить жизнь мотору и коробке...

Ответить#
+2

спасибо за понимание, Роман!

Ответить#
0

Последние семь лет езжу на газу, поэтому прогреваю, ГБО настроено — охлаждающая жидкость греется до 32–35 градусов, автоматически переходит на газ — можно ехать. Три прогрева в рабочий день. Летом 10 литров бензина на полтора месяца хватает, нормальной зимой около 16–18 литров на месяц. А сейчас за окном +20, вроде зима, но не нормальная.

Ответить#
+1

Всегда прогревал, хоть Москвич, хоть Дэу, хоть Ниссан, хоть Киа. Я прогреваю на холостых до 55 градусов и потихоньку начинаю ехать, через 1–2 км. неспешной езды — не более 50 км/ч и обороты в районе 1500–2000 авто прогревается до 80–90 градусов.

Ответить#
+2

Пишут, пишут. Вы заведите мотор в минус 30 и прям сразу начните движение. И главное ощущения свои поподробней опишите. А потом про канавки на поршнях и про ресурс.

Ответить#
+3

И ощущениями мотора неплохо бы поинтересоваться:)

Ответить#
+1

Я хотел бы обратить внимание на еще один аспект: многие думают только о моторе, прогрел-поехал. А ведь шины, сайлент-блоки, защитные чехлы на шаровых и рулевых, сальники, амортизаторы остаются дубовыми, поэтому в первое время после начала поездки лучше не гнать все равно. А отсюда вывод: чуть-чуть прогрели двигатель на стоянке и дальше потихоньку прогревать в движении, но уже не только двигатель, но и весь автомобиль!

Ответить#
+3

Я с Вами согласен, Алексей.

Ответить#
0

«А самый „тормознутый“ — нейтрализатор; только после его прогрева токсичность газов приходит в норму.» — вроде бы не так? Или, как минимум, не всегда так?

Вот стоит у меня автономный подогреватель. Трогаюсь, когда на показометре уже полная рабочая температура. Но... температура масла переваливает за +50° только минут через 10–15 езды. Уверен, что катализатор прогревается быстрее, тем более, он там стоит вплотную к движку (коллектор в «башке», и сразу за турбиной — катализатор).

Вообще это в последнее место стало слабым местом для ЗР — писать очень общо в случаях, когда для разных марок это сильно различается. «Щитильнее надо быть!»
________________

О прогреве: не забывайте, граждане, про выхлопную систему, про самый её конец!
Как известно из школьной химии, при сгорании литра бензина получается литр воды (в пересчёте на жидкую воду). Конечно, она получается в виде пара и по большей части благополучно вылетает в трубу.

Но не в холод. В холодной выхлопной системе вода конденсируется и плещется в глушителе ЛИТРАМИ. И это не невинный конденсат, в той жиже растворены все гадости из выхлопных газов.
Результат — глушитель гниёт изнутри (попытки защищать его от ржавчины снаружи — бесполезны).
Бороться с этим можно, если ездить на достаточно высоких оборотах. Перед постановкой машины на стоянку покрутите движок на 4000 оборотов, хотя бы на 3000. Лучше, конечно, не под окнами реветь, а на ходу.

Получите сразу несколько бонусов:
— горячая и быстрая струя газов вынесет из глушителя воду, продлив глушителю жизнь раза в полтора-два.
— нагар на свечах и клапанах будет отожжён (ну, хотя бы частично), и потом заведётся машина заметно легче. Да и ехать будет веселее.
— снизится вероятность «прихватывания» клапанов, чем некоторые модели движков грешат.
— более весёлым потоком масла шлам из каналов будет вынесен в фильтр, а не останется потихоньку оседать в труднодоступных местах.

Ответить#
+1

Комментарий длинный, но не в тему. Обсуждался вопрос греть или не греть. Я свое мнение высказал.

Ответить#
+2

ну, собственно, да, не очень точное попадание в тему. У меня речь не о прогреве перед началом движения.
Но претензий к вашему тексту у меня и не было.
А так... обсуждение всегда сползает несколько набок :-) Если Вы против — что ж, остановлюсь.

Ответить#
0

Нет, ну что вы. Мы не знакомы лично, но прогонять постоянных посетителей по меньшей мере невежливо. Обязательно пишите! Удачи!

Ответить#
+3

Спасибо. Может, ещё и встретимся, мир тесен.

Ну и, раз уж высочайшее дозволение получено, побаяню ещё чуть на тему прогревов:
Показания БК гольф7, дневной пробег ~60км, завожусь от двух до четырёх раз за день:
а) +10°, завёлся, сразу поехал, средний расход за 500км 7л на сотню.
б) —10°, прогрел двигатель вебастой, завёлся, сразу поехал средний расход за 500км 6.6л на сотню.

Если учесть, что масло прогревается минут через 10 только, и резина зимняя и дорога хуже — получается неплохая иллюстрация на тему «как кушает непрогретый движок».

Конечно, БК не совсем истинный расход показывает (в реале круглый год расход в районе 7.4, летом климат подъедает), но в обоих случаях он ведь один и тот же, так что разницу можно считать вполне достоверной, и явно одно только прогревание движка увеличивает расход не меньше, чем на поллитру. В этих, вполне щадящих условиях.

Ответить#
0

Михаил! А на хрена, извините, про «высочайшее дозволение» было писать? Я вроде бы без ерничанья обошелся — не так разве?

Ответить#
+2

Я тоже не ёрничал. Автор — хозяин всего обсуждения, считаю это правильным. А писать абы что — неправильным.
Но такими словами писать скучно, вот и написал «дозволение». Паrдон, получилось, наверно, не очень.

Ответить#
0

Вебасто у Вас питается святым духом? она тоже бензин потребляет, причём сразу после запуска, пока не выйдет в стабильный тепловой режим, весьма приличною
Вот расход и вырос

Ответить#
0

БК расход вебасты не учитывает, как ни странно. Проверено. Включение/отключение показания расхода не меняет. На отдельной странице «потребление систем комфорта» потребление печки указано. А на основном экране БК «мгновенный расход» — не учитывается.
Так что иллюстрация к аппетиту холодного движка, считаю, корректная.

Кстати, расход на вебасто был замерен по разнице в чеках заправок. Получилось, что её потребление на полный (до «стрелка вверх») прогрев движка и салона заметно меньше, чем потребление движка из холодного состояния.
То есть «прогрел вебастой и поехал» — это по бензину экономичнее, чем просто «поехал».
Но, конечно, стоит эта печурка столько, что я не экономичностью хвастаюсь, она только для комфорта нужна.

Ответить#
0

И, кстати: совет насчет прогрева касается абсолютно любых автомобилей.От Астон Марин до эмочки.

Ответить#
+2

ну, вот это уже не совсем верно. Хотя бы потому, что автомобили (точнее, двигатели) греются по-разному. Сильно по-разному. И некоторые нет никакого смысла греть, они всё равно будут кирпичами, пока не поедешь. А другие, наоборот, прекрасно прогреваются на ХХ, и есть прямой смысл их погреть, будет польза.
Ну, разве что в том смысле, что во всех поршневых ДВС есть поршни и обычно они уплотняются кольцами... на таком уровне абстракции — совершенно верно.

Ответить#
0

Я же про устройство поршня не просто так вспоминал...

Ответить#
0

ну, оставив всё-таки общность наличия поршней в стороне — возьмём два движка:
— турбокарлик предпоследнего поколения, который, как и некоторые дизеля, на хх _вообще_ никогда не прогреется, будет только поршнями цилиндр пилить, зато на ходу греющийся очень быстро
— движок из не такого уж давнего прошлого, с хорошим аппетитом на ХХ и быстрым прогревом, но в езде в холодном состоянии жрущий, как не в себя и тупой как валенок
Есть же разница между ними?

Ответить#
0

да воду литрами возим, но большие обороты в период обкатки вредны, поэтому — дырочку снизу в глушителе просверлите (3 мм хотя бы ) и воды уже не будет.

Ответить#
+2

Турбированным движкам перед выключением неплохо бы помолотить на холостых перед выключением, а тут 3000–4000 тысячи. Получается бережем глушак и напрягаем движок.

Ответить#
+1

Не всегда и не всем. Во-первых, мы ведём речь о морозной стоянке, и перегрева подшипников турбины добиться, мягко говоря, не просто (а именно поэтому рекомендуют «помолотить на хх»).
Во-вторых, те же фольксовские ЕА-211, фордовские новые экобусты и прочие не самые старые — не нуждаются в турботаймере. Там охлаждение подшипников и жидкостного интеркулера делается электропомпой, и эта помпа работает после остановки до десяти минут, пока не остудит их достаточно.

Ответить#
0

1,4 tsi шкода октавия, при хорошем морозе стрелка на холостых все равно от минимума не оторвется

Ответить#
0

которая октавия, осмелюсь спросить? Ибо между предыдущей с ЕА-111 и нынешней с ЕА-211 разница очень значительна как раз в этом смысле.

Ответить#
0

подогрев двс 220в в помощь

Ответить#
+1

Все здорово, только смущал и смущает постулат про вредность холодного пуска, а точнее цифры потерянного ресурса.
Если все так, как преподносится, двигатели авто северных районов должны служить на порядок меньше, чем движки с юга. В жизни такого не наблюдается. В чем загвоздка?

Ответить#
+4

Постулат —- это насчет точных цифр. Я против точных цифр в данном случае.

Ответить#
0

Юг — в основном горная местность, а там двигатель испытывает более серьёзные нагрузки, чем в равнинной местности. Да и северяне реже эксплуатируют машины. В сильный мороз она не всегда заводится, а на улице часто их не глушат, потому что стоит мотору остыть, все до лета она там и простоит.

Ответить#
-1

Юг это не всегда горы, а север бывает не только крайним. Если брать средние значения и принять эквивалент износа за 100 км, то получится 2*100*7= почти полторы тысячи к пробегу в неделю. Пусть будет 5000 в месяц для простоты. Даже за 3 месяца набегает «пятнашка сверху» к основному пробегу. Т.е. холодный зимний пуск почти вдвое увеличивает среднестатистический пробег. С трудом верится.

Ответить#
0

Смотря какие северяне. Те, что на оленях, и где —50 согласен. У нас в Сибири не север, но морозы под —35..-40. Ездим каждый день. Машины конечно, в эти морозы, на автопрогреве стоят.

Ответить#
0

Интересно, оленей прогревают перед длинным забегом ? :)

Ответить#
+1

Про инженера хорошо подмечено

Ответить#
0

Проблему прогрева решает предварительный подогрев двигателя. Автономные недешевы, но можно установить электронагреватель в систему охлаждения от сети 220В (когда гараж рядом с домом).

Ответить#
+1

Давно придерживаюсь такой методики!

Ответить#
+5

Я так и делал всегда, чуть прогревал и в путь. Эта привычка ещё с ВАЗовской классики с 80-х годов осталась. Там холодный двигатель просто не ехал, карбюратор, однако.

Ответить#
+4

Во все времена были «наездники». Кто любит технику — бережет свой автомобиль, даже зная, что продаст его через какое-то время.

Ответить#
+5

Ну вроде давно уже сошлись во мнении что прогревать.Те кого это собственно волнует.

Ответить#
+1

ВООБЩЕ ПОФИГ! Четыре года поездил и авто в народ. Именно поэтому уже давно не буру автохлам,только новые.

Ответить#
-4

а за сколько быстро у вас стекла прозрачными становились в салоне ? я летом сразу еду,а зимой из-за невидимости обзора приходится ждать «прогревать»

Ответить#
0

Вот важнейшее замечание!

Ответить#
+1

Перед тем, как ставить машину, откройте все двери машины на минут 5, чтобы проветрить машину. Утром стекла будут чистыми.

Ответить#
+3

Именно по этому таких людей водителями не считают.

Ответить#
+1

Полностью согласен. Со своими гарантийными 100тыщ км я лет 7–8 ездить буду. А мой коллега на турбовом ВАГе 1,2тси все лет 10–12.

PS но двигун всеравно грею минут по 10 ибо а) люблю когда в машине тепло б) (в —15 и ниже) из-за промерзших резинок вибрации от мотора на кузов идут

Ответить#
0

Откуда такая уверенность про ВАГовский 1,2?) У них небольшие машины весят под полторы тонны, а турбина даже в момент незначительного разгона норовит задуть в мотор по полной. В моем представлении моторы постоянно работают в напряжении по сравнению с атмосферными. Свое мнение я строю по 1,4, но думаю с 1,2 ситуация еще хуже. За такое КПД приходится платить ресурсом...

Ответить#
+1

10 —- может быть, и перебор —- с точки зрения соседей:) Впрочем, не всегда получается выехать и двигаться тихонечко. Сразу коллеги по полосе облают.

Ответить#
0

О том и речь. Прогревать или нет —- это касается только тех, кто желает машине здоровья. Всем остальным, как вы куртуазно заметили, «пофиг».

Ответить#
+4

Вообще пофиг! Четыре года езжу потом авто в народ.

Ответить#
-6

Больше 10 лет читаю одно и тоже.

Ответить#
+4

Прогревать или не прогревать мотор это вечный спор но прогревать коробку автомат а тем более DSG просто необходимо вот там износ дай боже

Ответить#
+1

А разве робот на холостых прогревается? Сцеплени то выжато...

Ответить#
0

А вот всякую чепуху прошу тут не вешать!

Ответить#
+3