Танк Т-72Б3: с чем встретим Армату

Самый массовый российский танк глазами обычного водителя. Посмотрим, нужна ли для управления бронетехникой недюжинная сила и сверхспособности.

T-72B3

T-72B3Откуда лед на броне?
Откуда лед на броне?
«Откуда лед на броне?» — спросите вы.

Дизель негромко молотит на холостом ходу. Что же я так суечусь, устраиваясь на водительском месте? Никто не подгоняет, но все равно спешу, как на пожар. Ох, капитан, не в добрый час ты сказал, что двигатель на холостом ходу потребляет больше двадцати литров солярки в час. Для простого автомобилиста — шок. При мысли о таком расходе невольно начинаешь «гнать лошадей».

Находим общий язык

Всунул тело в люк. Тесно здесь, но для худых терпимо. Осматриваюсь. Вот «гребенка» механизма переключения передач и рычаг, вот педаль сцепления, вот газ. Тормоз? Вижу! Педаль нажата почти до пола с помощью внушительного рычага — ага, так здесь реализован ручной тормоз. Вроде бы все — можно ехать. Пробую. Не пушинки, конечно, но я ждал, куда больших усилий от органов управления. Левая нога легко утапливает педаль сцепления, правая без особого напряжения удерживает снятый с ручника тормоз. Без проблем включаю первую передачу — здесь промахнуться невозможно. Ногу с тормоза на газ. Добавляю оборотов и нежно «тяну» педаль сцепления — не хватало еще заглохнуть у всех на глазах. Получилось!

T-72B3_1

T-72B3_1Все просто: лед попадает на броню после преодоления противотанкового рва
Все просто: лед попадает на броню после преодоления противотанкового рва
Все просто: лед попадает на броню после преодоления противотанкового рва

Без рывка махина массой сорок шесть тонн (!) трогается с места. И тут, в момент, когда должно распирать от гордости, понимаю: в той самой спешке забыл посмотреть, где рычаги! То есть знал, что в танке нет руля или штурвала, а потому и не был смущен пустотой в том месте, где они могли бы быть. Но не нащупать загодя рычаги — позор. По счастью Т-72Б3 ползет прямо, и я стараюсь исправить оплошность. Да вот же они — прямо под руками. Буквально сжимаю управление в кулаках и, наконец, успокаиваюсь. Так, вторая передача. Переключился с небольшим рывком, но для первого раза сойдет — к сцеплению еще не привык. Третья — уже лучше. Нажимаю газ сильнее, и танк послушно ускоряется. Хоть общение с семиступенчатым механизмом переключения не вызывает проблем, быстрее, пожалуй, не надо — прочувствую лучше, как танк управляется.


Без усилий

Вот она, современная техника, оказывается и для общения с рычагами физическая сила не нужна. Потянул на себя левый — танк отклоняется влево, потянул правый — вправо. Практически без усилий. Нужны не сильные, а точные движения. Реакция на управляющие действия следуют без задержки — танк сразу же начинает выполнять маневр. Забитый на подкорку головного мозга способ управления рулевым колесом совершенно не мешает и с каждой минутой рычаги нравятся все больше. Жаль змейку между конусами негде было проехать в ходе короткого тест-драйва. С удовольствием попробовал бы. Но два разворота на 180 градусов все же изобразил. Покатавшись совсем чуть-чуть на Т-72Б3, быстро понимаешь сколько нужно держать рычаг при развороте и когда пора его отпускать. И, главное, как и легковой автомобиль, танк не любит резких движений. В нем тоже желательно плавно работать органами управления.

T-72B3_10

T-72B3_10Из этого противотанкового рва Т-72Б3 выбрался без проблем
Из этого противотанкового рва Т-72Б3 выбрался без проблем
Из этого противотанкового рва Т-72Б3 выбрался без проблем

Когда глядишь по телевизору на танки участвующие в Параде победы создается ощущение что они, как бы это помягче, не слишком быстрые и чересчур прямолинейные. Но там и задача — двигаться в колонне на своем месте и курс держать, как по ниточке. Стоит сесть за рычаги самому и представление о танке меняется. Это весьма подвижная и маневренная машина. И, откровенно говоря, она так и подбивает пошалить на пустой дорожке военного полигона. Не каждый день выпадает счастье прочувствовать силу 12-цилиндрового дизеля мощностью 840 л.с. и рабочим объемом 38,88 л! А уж крутящий момент в 3332 плюс — минус 147 Нм и вовсе фантастика. Потому как в допуск «плюс — минус» укладывается крутящий момент двигателя легкового автомобиля Lada Vesta.

Уже после заезда спросил у опекавшего меня капитана, сколько времени нужно, чтобы вырастить толкового механика-водителя. Речь шла не о нормативах, а фактических ездовых навыках: то есть научить молодого бойца «ездить с головой», а не просто дергать рычаги. Оказалось — два месяца. С одной единственной оговоркой: если человек толковый, обучаемый и ему самому нравится управлять танком. Это же, как у нас автомобилистов, одни желают получить права, другие — и права, и навыки.

T-72B3_16

T-72B3_16Механизм переключения передач. Нейтраль, семь вперед, одна назад. Переставляя рычаг по такой гребенке, промахнуться невозможно.
Механизм переключения передач. Нейтраль, семь вперед, одна назад. Переставляя рычаг по такой гребенке, промахнуться невозможно.
Механизм переключения передач. Нейтраль, семь вперед, одна назад. Переставляя рычаг по такой гребенке, промахнуться невозможно.

Сам же готов подтвердить: управление современной «броней» не требует физической силы и особых талантов. Водитель способный справиться с механической коробкой передач осилит и танк. Главное, желание научиться и немного здравого смысла.

Эволюционер

Почему ездил на Т-72, далеко не самом свежем танке? Это как посмотреть. Конкретная машина 2015 года выпуска. Совсем новая. Ее полное название Т-72Б3 — два последних знака обозначают модернизированный вариант, принятый на вооружение в 2012 году. Танки нового поколения, читай Армата, еще на стадии опытных образцов. Их ждут доработки, испытания, приемки и т.д. И даже когда необходимые формальности будут пройдены, насытить войска танками нового поколения в одно мгновение не получится. Для производства бронированных машин нужно время и деньги. Причем деньги не малые. Так вот, чтобы сохранить боеспособность войск в период «смены поколений» оптимальным вариант — относительно недорогая модернизация самой массовой машины, то есть переоборудование имеющихся Т-72 в Т-72Б3.

T-72B3_17

T-72B3_17Место наводчика. Два окуляра принадлежат прицелам «Сосна-У» (слева) и ТПД-К1. Слева внизу монитор тепловизора.
Место наводчика. Два окуляра принадлежат прицелам «Сосна-У» (слева) и ТПД-К1. Слева внизу монитор тепловизора.
Место наводчика. Два окуляра принадлежат прицелам «Сосна-У» (слева) и ТПД-К1. Слева внизу монитор тепловизора.

Что нового в модернизированном танке? Изменения коснулись системы управления огнем, радиосвязи, пушки, автомата заряжания и боеприпасов, системы пожаротушения, защиты, ходовой части. В ближайшее время возможна дальнейшая модернизация: оснащение двигателем мощностью 1130 л.с., автоматизированным комплексом управления планируют оборудовать рабочее место механика-водителя, а командир экипажа получит новый панорамный прицел.

Не революция, но много лучше, чем вообще ничего. Именно с Т-72БЗ наши войска и встретят Армату.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (46)

Самые новые

Вот сегодня муж мой, танкист со стажем (имею в виду World of Tanks) про Армату с механиками Сис-моторс ругался, пока в нашей ласточке масло меняли.
А я только знаю из книг Пелевина что Т34 в 43 (1943-м) на Курской дуге совершил подвиг.

Ответить#
-1

А Т 90 это не Т 72Б3. ?...или что то другое ?

Ответить#
0

нет- потому что т72б3 это тот же т-72Б 1981г разработки, которому поменяли прицелы и приборы наблюдения на пассивные( не требующие инфракрасной подсветки прожектором), орудие от Т-90 и динамическую защиту башни , мотор либо заменен на новый , от т-90А либо откапитален, если стоял 840 л.с( так делали минимум первые полтора года ). Т-90 же имеет более мощную броню башни даже если она литая, выпуска времен ельцына и возможно лобовых деталей шасси, кроме того и с версии Т-90А башня сварная, в то время как абсолютно все Т-72 имеют литую башню

Ответить#
0

Т-72 Б 3 — это модернизированный Т-72 Б с доведенными некоторыми тех. параметрами до уровня Т-90.

Ответить#
0

А 72б3_ это не т90? Или это что то другое?

Ответить#
0

Итальянские танки медленно ездят, плохо стреляют... но сцука, красивые!

Ответить#
+1

На поле боя красота — не главное.

Ответить#
+1

Может дело не в красоте. Или в Минобороны дураки сидят?
Несмотря санкции, Россия продолжает покупать 4WD тактический лёгкий многоцелевой автомобиль итальянского производства Iveco LMV. В настоящее время он используется в конфликте в Сирии.

Ответить#
-1

Россия уже давно не закупает эти машины, а использует те, которые были закуплены ещё кретином Сердюковым.

Ответить#
+1

Ивеко только несколько штук для тестов было закуплено, потом выпускались у нас сборка Рысь называется, вот они в войска в некотором количестве попали, врятли оригинальные отправили, думаю те на обстреле и подрыве на полигоне все остались.

Ответить#
0

Итальянские танки это какие? Перелицованный старый Леопард бундесовский или они чего еще придумали?

Ответить#
0

Молодец, Вадим Юрьевич, что тему поднял. Да и отдельные швондеры сразу засуетились, чтобы грязью облить все подряд —- это тоже показатель. Удачи!

Ответить#
0

Мих. Владимирович, расскажите по секрету, Вы к кому тянитесь? Пр. Преображенский идеал? Понимаю, Вы поклонник Булгакова, но авторы фильма, Булгакова многократно превзошли. У Михаила Афанасьевича фигура профессора гораздо бледнее, да и главный герой — «Ш» менее радикален

Ответить#
0

устаревший лажовый танк.давно уже пора забросить.Амереканцы нашли уязвимое место,соединение башни с кузовом,поподание снаряда туда,башня отлетает как пробка из под шампанского

Ответить#
0

А что, американский Абрамс не устаревший? Его с 1980 года выпускают. Т-90 на пример это тот же Т-72, только глубоко модернизированный, с более мощным вооружением и бронёй.

Ответить#
0

Модернизированный Т-72, Т-90МС и Т-90С в спецпродукции Уралвагонзавода стоят отдельными пунктами.

Ответить#
0

А что вам еще Американцы рассказали?
А что если я вам скажу, что их хваленые Абрамсы пробиваются снарядом обычного допотопного РПГ-7, даже в лоб?

Ответить#
0

То все просто посмеются)))

Ответить#
0

Данное уязвимое место всех без исключения БМ было известно ещё с момента создания первых танков. И выявили его совсем не американцы. Вам бы не мешало освежить в памяти некоторые вопросы истории танкостроения.

Ответить#
+4

кто б сомневался он же РОССИЙСКИЙ....вам шампанское только и открывать

Ответить#
-1

Интересует рост, с каким можно поместиться в танке. У автора какой конкретно? Слышал, что в танкисты до 1.70м набирают. и еще — 1 передача назад. Это все также 5 км/ч задним ходом? На этом танке тоже корму под огонь приходится подставлять чтобы убраться с огневой точки?

Ответить#
-2

Я с моими 1.85 без особых проблем помещался на место механика-водителя, да и места НО и КТ для меня были вполне удобными. Больше всего мне нравилось отделение управления Т-80, да и сама машина была супер!

Ответить#
0

а с какой скоростью хочется двигаться назад? При полном, абсолютном, отсутствии обзора на этот самый зад?

Ответить#
0

У немецкого леопарда две передачи заднего хода и он может развивать 31км/ч. Это, конечно, чересчур, но 5 км/ч это дичь. Я считаю 10–15км/ч назад это минимум для современного ОБТ, даже тяжелый танк Т10, который начали делать в 50-х, имел 2 передачи заднего хода. Обзор можно сделать с помощью камеры, да и далеко не всегда он нужен для танка. Это же современный танк или куча допотопного металлолома? Дак будьте добры соответствовать! А то всем показывают как наши т72 с трамплинов летают, а что он назад ездить не может — никто не говорит.

Ответить#
0

Могу допустить, что среди проблем обеспечение быстрого движения задним ходом была не самой приоритетной.
В версиях, где камера стоит- скорость заднего хода (СМ/АМ версии) до 30 и доходит.

Но... по-прежнему остаюсь в непонимании того, как можно не на плацу ехать задом быстро, не имея обзора. Ну, перевернёшь ты машину на ближайшей канаве — и кому будет лучше?

Ответить#
0

Вообще экипаж танка включает в себя не только мехвода, но и командира, который должен координировать экипаж. У командира есть круговой обзор и он должен по рации информировать водителя о таких препятствиях и руководить его действиями.
5 км/ч — это максимальная скорость при максимальных оборотах двигателя. Обязательно движку максимальные обороты давать? У легковушек высокая скорость движения заднего хода, никто же на парковке не пытается с нажатым в пол газом выполнять маневры. Есть еще сцепление, которым тоже скорость можно регулировать.

Ответить#
0

Знаете, я регулярно толкусь на вифе, если Вы знаете, что это такое. Там и теоретиков, и практиков, и конструкторов танковых — в достатке. И самых разных достоинств и недостатков называлось и разбиралось немало. Но вот о такой претензии ни разу не было и речи. Так что, сдаётся мне, вы просто уцепились за повод высказать общее недовольство невесть чем.

Ответить#
0

Гы-гы. «Не может ездить» и «5 км/ч» — абсолютно разные вещи. Помнится, украинские производители пытались продать арабам танки, которые реально не могли назад ехать — не было передачи заднего хода! Вот скандал-то был. А так, да — скорость неплохо бы увеличить. Вдруг танк залезет в такую задницу, что удирать, не подставляя свою — было бы лучшим решением.

Ответить#
0

У автора рост 188. И командир танка оказался довольно рослым.

Ответить#
0

Для такого аппарата всегда есть парковка не взирая на погодные условия

Ответить#
+1

И на занятость парковочного места )))

Ответить#
0

Хорошая штука — где продают?

Ответить#
+3

А фиат разве танки не делает? ))) Это большое упущение!

Ответить#
+1

Всё потихоньку делает, даже космические корабли и те же Боинги и Эрбасы. Елизавета Вторая катается на карете, сделанной в Турине.

В части бронетехники.
Консорциум Iveco Fiat-Oto Мелара был создан в 1985 году, на равных 50/50 участием, для проектирования, разработки и производства нового поколения танков и боевых машин.

Ответить#
0

В Елисеевском гастрономе.

Ответить#
0

Робот ты теперь здесь)). Ну здесь форумная хондовская идиотка безвластна))

Ответить#
+3

Проехали.
Иных уж нет, а те далече...

Ответить#
0

ну и ладно)

Ответить#
0

Турвон на Драйве сидит. Альфу в обиду не даёт.

Ответить#
0

Алексей, приветствую!
Nameless

Ответить#
+1

Взаимно!!! очень рад

Ответить#
0

Что за робот? Смотрю он каждой дырке затычка.

Ответить#
+7

Это такой способ самореализации.

Ответить#
0

Не дай Вам бог ему что-то положительное про шипованные покрышки сказать! )))))

Ответить#
+1

Подснежник с шипами — это генетически модифицированный организм, бесчеловечный эксперимент для искусственного получения «всесезонного» водителя.

Ответить#
-1

Он на самом деле не Робот, он ФИАТ, все отлично)

Ответить#
0