Вот такие пироги

ВОТ ТАКИЕ ПИРОГИ

]

ТЕХНИКА

/ПРОФЕССИЯ

ВОТ ТАКИЕ ПИРОГИ

РЕЖЕМ, ПОЛИВАЕМ, УКЛАДЫВАЕМ СЛОЯМИ... ГОТОВИМ «НАПОЛЕОН»?

НЕТ, РЕМОНТИРУЕМ АВТОСТРАДУ

Когда мы видим перегородившие дорогу огромные агрегаты под сполохами рыжих проблесковых маячков, невольно раздражаемся: ну, вот, опять ремонт! Между тем мало кто представляет, как именно работают дорожники и почему доставляют остальным заметные неудобства.

Современное шоссе в разрезе действительно напоминает слоеный торт. И чтобы он удался, надо строго следовать рецептуре. Если дорога пошла трещинами, появились ухабы, нельзя просто положить сверху свежий асфальт — такой пирог скоро рассыплется! Приходится возвращаться к технологии благородного «Наполеона». Только в роли кондитеров дорожные машины — грейдеры, асфальтоукладчики, гудронаторы... Каждый прибавляет (или отрезает) по несколько миллиметров или сантиметров.

Понаблюдать за послойной технологией капитального ремонта мы отправились на смоленскую дорогу. Наполеоновские места, кстати...

1 Ноль плюс-минус ухаб.

Бух! По федеральной трассе М1 народ ездит быстро и в ямки, притаившиеся в намятых колеях, влетает со всего маху. Клацают не только подвески, но и зубы...

2 Минус 15 см.

Чтобы отремонтированная дорога прослужила долго, поврежденный слой срезают: за машиной с прозаичным названием «холодная фреза» остается продольная гребенка, на которую прочно ляжет новое полотно. 533-сильный «Виртген-W2000» ползет на четырех гусеничных лапах со скоростью 3 км/ч, переправляя выгрызенный на ширине 2 м асфальт в кузов самосвала. Глубину фрезерования (до 320 мм) задают с пульта; индивидуальные гидроопоры гусениц позволяют автоматически выдерживать уровень и на неровностях.

3 Плюс 1–2 мм.

До асфальтобетона дорогу обильно поливают битумом. Без этого крема дорожный «Наполеон» расклеится, так что битумом последовательно сдабривают все слои покрытия. Автогудронатор ДС-142Б на шасси КамАЗ-53215 (176 кВт/240 л. с., 80 км/ч) разливает 7500 л битума, нагретого до 200 градусов (цистерна термоизолирована и снабжена горелками на дизтопливе).

4 Плюс 15–20 см.

Асфальтоукладчик «Блоу-Нокс PF-510»

с двигателем

мощностью 131 кВт/178 л. с. принимает из кузова самосвала 10-тонную кучу горячей смеси (асфальтобетона) и превращает ее в первый «корж» дорожного торта.

5 Минус 2–5 см.

Следом идут средний и тяжелый катки (роль легкого выполняет сам асфальтоукладчик). У 8- и 14-тонных американских машин «Хайпек» автоматически меняется привод — ведет всегда валец впереди, чтобы не накатывать бугор. Утрамбовывая небольшие неровности, водитель включает вибратор — земля дрожит на несколько метров вокруг. Первый, выравнивающий слой нового асфальта занимает нулевой уровень — тот, на котором начинала работать фреза. Ухабов уже нет, но ремонт еще далеко не закончен.

6 Плюс 13 см.

Почти по той же технологии укладывают еще два слоя — 8-сантиметровый нижний и 5-сантиметровый слой износа из мелкозернистой смеси. Здесь работает еще один каток — на резиновом ходу. Как и его «цельнометаллические» коллеги, он делает по восемь проходов со смещением 20–30 см.

7 3,75 м вбок.

Настало время облагородить обочину — на дорогах первой категории она должна быть широкой и твердой. Доставленный самосвалами гравий разравнивает пара грейдеров ДЗ-122Б и ДЗ-180, оснащенных дизелями по 100 кВт/135 л. с. За ними обочину уплотнит каток. Откосами занимается машина, называемая дорожниками «планировщик». Немецкий «Атлас» удивительно ловко приглаживает бугры и канавы.

8 Плюс 75 см.

Ровно посередине дорожного полотна встает защитное ограждение, украшенное светоотражателями.

9 5 м вбок.

При капитальном ремонте дороги нашлась работа и обычному экскаватору — он формирует выступы-бермы, украшая наш «Наполеон» розочками — дорожными знаками.

10 Плюс-минус 3 см.

Дорожники проклады-

вают и пешеходные тропы. Агрегат, оснащенный бензиновой «Хондой», уплотняет выходы к будущей «зебре». Интересно, что трамбует эффективнее — его пневматическая пятка или башмаки подпрыгивающего «оранжевого жилета»?

Сердце дорожной кухни — американский завод асфальтобетонной смеси. Или, вернее, смесей — по разным рецептам в зависимости от конкретных дорожных работ. В 15-метровом цилиндре готовый асфальт томится в ожидании очередного самосвала. Кстати, завод — мобильный и может перемещаться следом за строящейся трассой...

12 Высота 2,5 м.

В заготовительном цехе трудится 22-тонный погрузчик «Катерпиллер-966F», подавая материалы в дозаторы. Их взвесят на электронных весах, по ленте конвейера подадут в ревущую пламенем печь, смешают с битумом и — на дорогу!

13 Плюс 3–6 мм.

Последний слой дороги — разметка. Этот «Наполеон» должен прослужить без крупных ремонтов четыре года, пока верхний «корж» будут изъедать колеса автомобилей. Если дорожники поработали хорошо, «торт» примут с удовольствием, если неважно — чувствуя горечь трещин и выбоин.

На этом участке интенсивность движения — до 16 тысяч машин в сутки, в ближнем Подмосковье — 90 тысяч автомобилей. Всем — приятного аппетита!

РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ МАГИСТРАЛИ МОСКВА-МИНСК

И ФИРМУ «ТРУД» ЗА ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии