Последний вагон для миллионера

ПОСЛЕДНИЙ ВАГОН ДЛЯ МИЛЛИОНЕРА

]

ЭКОНОМИКА

/ТЕНДЕНЦИИ

ПОСЛЕДНИЙ ВАГОН ДЛЯ МИЛЛИОНЕРА

ШАЛЬНЫХ ДЕНЕГ В АВТОБИЗНЕСЕ ВСЕ МЕНЬШЕ И МЕНЬШЕ

ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЮРЬЕВ

Истории обогащения бизнесменов первой волны вошли в фольклор. Про их состояния, сколоченные «в сжатые сроки», сложены легенды. Все мы слышали, как за полгода хваткие парни, торговавшие «мерседесами» в грязных гаражах и ангарах, превращались в миллионеров. Успех выскочек не дает, однако, покоя амбициозным молодым людям новой волны, тоже жаждущим разбогатеть на торговле автомобилями. Очень многие из них опоздали — правила игры в автобизнесе уже не те. Поезд удачи фактически ушел — в последний вагон запрыгнут только несколько счастливчиков.

Конечно, у большинства легенд о моментальном и легком обогащении мало общего с реальностью. И все же любой, посвященный в тайны российского автобизнеса, запросто назовет десяток людей, сумевших сделать первые миллионы так быстро, что окружающие и глазом моргнуть не успели. Самое удивительное, что миллионеры той первой волны сказочно разбогатели, практически ничего не вложив в свой бизнес, если подходить к этому с западными мерками. Торговали шикарными автомобилями в помещениях, скорее напоминавших сараи, чем дилерские центры. Уровень персонала, особенно технического, мягко говоря, был далек от западных стандартов. Тем не менее, прибыль (как правило, здесь предпочитали «серые» схемы) была действительно фантастической. Представительства ведущих мировых концернов и корпораций при этом закрывали глаза на подобного рода «сервис».

Резкие изменения на рынке начались около трех лет назад — автопроизводители ужесточили требования к российским дилерам. Для получения контракта недостаточно было одного желания — требовались значительные денежные вливания в оборудование автосалонов и технических центров. «Серым» дилерам вообще объявили беспощадную войну. Многие московские представительства зарубежных автогигантов добились специальных цен для «белых» партнеров, основательно подорвав тем самым рентабельность «серых» конкурентов. Затем договорились с таможней о совместной борьбе против неофициалов.

Правда, «белым» тоже не дали скучать. Более жесткие условия работы были объявлены в прошлом году, и те, кто вовремя не сумел подогнать свои торговые площади под стандарты корпораций, просто-напросто лишились дилерства. Что говорить о тех, кто только намерен стать дилером: претендующим на контракт с зарубежным автопроизводителем не приходится рассчитывать даже на небольшие поблажки. А это значит, что нужно привлекать солидные инвестиции. В итоге увеличивается не только стоимость, но и срок окупаемости проекта — вернуть вложенное в автосалон сейчас удастся не скоро.

На какие же сроки ориентироваться инвестору? Раньше проекты окупались за год-полтора, теперь нужно рассчитывать как минимум на три. Некоторые крупные игроки на авторынке и вовсе готовы инвестировать крупные суммы, чтобы «отбить» их через пять-семь лет. Впрочем, есть и исключения. Назовем в качестве примера компанию Major Auto — мультибрэндового дилера.

— Очевидно, что сроки окупаемости увеличиваются, — соглашается директор компании Михаил Бахтиаров. — Но все же многое зависит и от конкретного дилера. Нам удалось окупить несколько проектов всего через год после их запуска. Скорее всего, сыграло роль то, что в свое время мы начинали в разгар финансового кризиса. Считали каждый цент, вложения были лишь самыми необходимыми. Плюс повезло с местоположением наших салонов — это также играет большую роль для сроков окупаемости. Если салон на оживленной трассе, то и окупаемость быстрее. Скажем, открывая бизнес в районе МКАД, вы получаете бесплатную рекламу 24 часа в сутки.

Чуть больше двух лет потребовалось для возврата солидных инвестиций — около $3 000 000 — «Автоспеццентру „Ауди“ на Таганке». Это абсолютный рекорд для больших центров: здесь площадь автосалона и техстанции составляет около 3000 м2.

— Такой короткий срок окупаемости можно объяснить все тем же кризисным периодом, в условиях которого мы начинали, — говорит директор «Автоспеццентра „Ауди“ на Таганке» Владимир Моженков. — Тогда были другие цены на стройматериалы и рабочую силу. К тому же мы не строили новое здание, а капитально отремонтировали старое. Если начинать проект сегодня, то нужно рассчитывать уже не на два года.

Впрочем, есть игроки в автобизнесе, которые называют инвестиции в неэкономичные и быстроокупаемые проекты «стратегической ошибкой». К таким относится «Рольф-Холдинг», успешно продающий автомобили нескольких марок. В последние годы компания отличалась амбициозными проектами. Новые техцентры «Рольфа» по масштабам и техническому оснащению идут в ногу с лучшими европейскими аналогами, а «Рольф-Юг» даже превосходит их. Здесь не скупятся на инвестиции. Эксперты оценивают стоимость нового техцентра «Ауди Центр Север» (одна из структур холдинга) в семь-восемь миллионов долларов, которые не удастся вернуть в короткий срок. Злые языки (конкуренты) вообще говорят, что маловероятно «отбить» вложенные суммы в ближайшем десятилетии. У «рольфовцев» оптимизма больше.

По мнению руководства «Рольф-Холдинга», проект окупится в течение пяти лет. Конечно, и это большой срок, но нужно учитывать, что, сделав крупную инвестицию, топ-менеджерам компании в ближайшие 25 лет не надо думать о затратах на ремонт и можно целиком сосредоточиться на автомобильном бизнесе. В «Рольфе» подчеркивают: мы вкладываем деньги в будущее, строим планы на десятилетия. В самом деле, тот, кто тратится на ремонт старых зданий, через несколько лет неизбежно столкнется с проблемой реконструкции.

Впрочем, часто срок окупаемости проекта зависит и от марки, с которой связывает свои надежды начинающий дилер. Ряд автопроизводителей создает своим партнерам наиболее благоприятные условия для возврата инвестиций.

В секторе автомобилей престижных марок это прежде всего «Ауди». Специальные цены для России — ниже обычных заводских на 20%, так что дилеры имеют возможность получать солидную прибыль и вкладывать ее в развитие бизнеса. Хотя о «моментальной отдаче» и тут не может быть речи. «Отбивка» немыслима без крупных инвестиций, поскольку торговать своими машинами в плохих условиях «Ауди» не позволит даже партнерам в глухой российской провинции, если бы такие нашлись.

Представители дилерских компаний, занятых реализацией сразу нескольких марок, считают, что в секторе машин для среднего класса быстрее удается возвратить вложения, работая с «Фордом». Корпорация предоставляет почти идеальные условия для новых дилеров (кстати, ее дилерская сеть будет активно расширяться и в этом, и в следующем годах). Дилерам особенно по душе возможность получать большие партии автомобилей фактически в кредит, без предоплаты. Однако при всем этом желающим работать с «Фордом» потребуется найти минимум миллион долларов на новый техцентр. Вернется он в лучшем случае через пару лет. А может быть — чуть позже. Как фишка ляжет. Так что новым бизнесменам придется набраться терпения — на поезд с шальными миллионами билетов давно нет.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии