Невеликолепная семерка

НЕВЕЛИКОЛЕПНАЯ СЕМЕРКА

]

РЫНОК

/ЭКСПЕРТИЗА

НЕВЕЛИКОЛЕПНАЯ СЕМЕРКА

СРЕДИ ТОРМОЗНЫХ ДИСКОВ НЕ ВСЕ ГЛАДКО

ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЕРЫГИН, АЛЕКСАНДР БУДКИН

ПОЯВИЛАСЬ АЛЬТЕРНАТИВА

Каких-нибудь два-три года назад выбор вентилируемых тормозных дисков на 14 дюймов ограничивался родным вазовским «ассортиментом». В лучшем случае предлагалось какое-нибудь импортное изделие. Но время шло, «десятки» всех мастей, в том числе 16-клапанные, гордо поехали по стране, и как-то сам собой, незаметно появился выбор. В какой магазин ни зайти — два-три вентилируемых диска в Москве увидишь. Как тут не соблазниться на их проверку с пристрастием.

Не слишком напрягаясь, смогли найти пару отечественных изделий, квартет иностранцев да еще одного товарища неизвестного происхождения. Последнего продали под именем «Андикар» (Andycar), хотя кроме как на чеке и ценнике это нигде не зафиксировано — ни тебе упаковки, ни маркировки. Впрочем, той же болезнью страдают и наши — один нам продали как вазовский (а что, похож), другой — как изделие из Миасса. Разброс цен — от 570 руб. за вроде бы тольяттинский диск до 950 за именитый «Брэмбо» (Brembo). В общем, специалистам НАМИ, где мы проводили испытания, работенка нашлась.

В ПОИСКАХ ЭТАЛОНА

Ни вазовское изделие не выстрелило, как должно, ни иностранцы. Из семи образцов ни один полностью не уложился в требования технической документации автозавода. Хорошо, что в большинстве случаев испытуемые отклонялись от нормы по не самым принципиальным показателям — в этом смысле осечки не произошло. Но вот ощущение неудовлетворенности по мере знакомства с результатами испытаний усиливалось.

Совсем мелкие недочеты обнаружились у «Лукаса». Проявив себя с первых минут одним из фаворитов, он-таки слегка отклонился от норматива по толщине и в одной из четырех точек, предусмотренных методикой, недобрал твердости (правда, всего одну единицу).

Чуть больше поводов придраться к «Пиленге» и «Локхиду», проигнорировавшим требования по дисбалансу. Слабовато выступил «тольяттинец», не вписавшись в требования по параллельности привалочных плоскостей (к ступице и колесу). Неприятно удивил «Брэмбо», отклонившись аж по пяти показателям — может, и не самым принципиальным, но все же.

Неважные результаты показал условный «Миасс» (наверное, это и вправду он, но без маркировки — кто же даст такую гарантию). Хуже всех справился с заданием диск, купленный под именем «Андикар».

Что произойдет, если все это поставить на автомобиль?

Во всех случаях машина будет тормозить, и, возможно, вполне эффективно. Но весьма вероятно, что с какими-то дисками водитель почувствует биение на педали, с другими — тормозной цилиндр со скобой слегка сдвинутся по направляющим и будут работать немного не в том положении, которое предусмотрено автозаводом, у какого-то диска толщина — как у слегка изношенного, а иной — нельзя перегревать, чтобы его не покоробило.

Полученных нами данных вполне достаточно, чтобы выбрать что-нибудь для себя, любимого. Но почему не нашлось ни одного изделия, правильного на все сто процентов?

КТО СПАСЕТ УТОПАЮЩИХ?

Все-таки забавная у нас страна! Есть закон, запрещающий продавать товар без соответствующей маркировки. А у нас половина реализуемых запчастей все равно не имеет информации об изготовителе. Потребители буквально воют от обилия подделок и фабричной некондиции, а заводы словно и не понимают, что это прежде всего именно их проблема, а не государства в целом или правоохранительных органов в частности. Даже на самих предприятиях ответственные работники спокойно объясняют происхождение некондиции: «А, это, наверное, украли из брака и теперь продают».

Что остается делать автолюбителю, если на рынке ему предлагают десять разных по виду изделий без маркировки и все якобы «прямо с ВАЗа». Откуда возьмется доверие к отечественным комплектующим, если даже сотрудники «За рулем» вместе со специалистами НАМИ могут сказать только: это сделано из вазовской отливки и, скорее всего, на заводе же отшлифовано. Но чья вина в отклонении изделия от норматива — завода, пустившего в продажу некондицию (наш случай еще не тяжелый), дяди Васи с тетей Маней, которые свистнули ее из цеха и пустили в продажу под видом заводского изделия, или ребят, что гонят левый товар в соседних гаражах? Как бы там ни было — во всех трех случаях страдает репутация только самого завода.

Может, хотя бы начать маркировать продукцию, как это положено по закону?

А теперь бросим камень в сторону иностранцев. Поговаривают, что для наших машин они, как правило, запчасти не разрабатывают — берут похожее и подгоняют под наши посадочные размеры. В результате очень часто случается «оказия». Например, «Локхид» и «Брэмбо», попавшие в наш тест, отклонились от одного из базовых размеров (база Б на рисунке) аж на 0,5 мм при допуске 0,07 мм. А это, шутка сказать, поверхность, по которой диск центрируется. Иными словами, в зависимости от точности монтажа диск может бить или не бить. Почти как по Шекспиру.

Фото 1. «Лукас»

Цена / 750 руб.

Лучший из купленных нами образцов по результатам теста. Есть признаки статической балансировки — фрезеровка по наружному диаметру. Как следствие, минимальный дисбаланс. А еще — минимальные отклонения от геометрически идеальных размеров. Разве что толщина на 0,17 мм меньше, чем предписано чертежом — поршень из рабочего тормозного цилиндра выйдет на несколько большую величину.

Фото 2. «Пиленга»

Цена / 655 руб.

Эксперты указали, что диск сделан из той же отливки, что и «Лукас», но обработан немного иначе. Отбалансирован — чуть хуже. В общем, заслуживает самого пристального внимания потенциальных покупателей, особенно с учетом небольшой цены.

Фото 3. «Локхид»

Цена / 900 руб.

Немного «просажены» размеры, в основном не самые принципиальные. Отклонение по центрирующей поверхности. Изделие не балансировалось, что заметно. Среди испытанных образцов — этот самый тяжелый.

Фото 4. Куплен как «вазовский»

Цена / 570 руб.

Происхождение отливки сомнения не вызывает — она действительно вазовская, даже буква «А» присутствует. Отшлифован.

Диск с отклонением по одному из размеров не мог (или, по крайней мере, не должен был) попасть в продажу официальным путем. И все же использовать его по назначению допустимо. Вряд ли это приведет, скажем, к биению. Отклонения, в общем-то, невелики, а с балансировкой все благополучно.

Фото 5. «Брэмбо»

Цена / 950 руб.

До сих пор у нас не было нареканий в адрес изделий с этим брэндом. Но в данном случае на старуху случилась проруха.

Диск сделан из той же отливки, что и «Локхид» — таково заключение специалистов: те же отклонения от чертежа по непринципиальным позициям и центрирующему размеру. Есть несоответствие по размеру «11». Не отнесешь к достоинствам и то, что диск не балансировали, 71,5 г.см — все-таки многовато.

Фото 6. Куплен как «Миасс»

Цена / 660 руб.

Отливка та же, что у вазовского диска. Нет обработки шлифованием и признаков балансировки, отчего и «накапало» 90 г.см дисбаланса. После перегрева образец повело — в этом он оказался исключением.

Фото 7. Куплен как «Андикар»

Цена / 720 руб.

Отклонения от вазовской нормы по четырем показателям, в числе которых дисбаланс 195 г.см и заметный недобор по твердости. Очевидно, что и с износостойкостью дела обстоят хуже, чем у других.

Глядя на рисунок, всегда легче сообразить, где какой размер и от чего зависит, например, биение. Если кто подзабыл обозначения, постараемся напомнить. Прежде всего обратим внимание на две базовые поверхности, перпендикулярные друг другу, — А и Б. Именно по отношению к ним определяют точность всех остальных размеров. На биении педали в большей степени сказывается точность рабочих поверхностей (размеры «7», «8», «10») привалочной поверхности А, их биение относительно друг друга (размер «9») и точность центрирования (поверхность Б). По первым четырем размерам отклонений от требований ВАЗа нет, хотя разброс между семью проверенными образцами заметен (табл. 1). Один из соискателей («Лукас») вообще показал четыре нуля, чем, несомненно, привлек к себе внимание. Но, справедливости ради, отметим, что в одной из ячеек таблицы эта приятная цифра появлялась еще у пяти образцов, иначе говоря, у всех, кроме одного.

Обратим внимание на еще один важный параметр в табл. 1 — дисбаланс. Тут ситуация совсем не радужная. В необходимые 30 г.см укладываются лишь двое: с четырьмя ноликами — «Лукас» и тот, у которого нет ни одного, — вазовец. Результаты остальных — от 39 до 195 г.см (!).

Теперь вернемся к рисунку. К требованиям АвтоВАЗа, сопоставляя их с полученными результатами. Обнаружим три любопытных размера, определяющих, как приживется запчасть в машине — встанет как родная или создаст неудобства (размеры «4», «5», «6»). Последнее, в частности, относится к изделиям «Брэмбо» и «Локхид». Они, конечно, будут работать, но, если учесть, что расстояние от привалочной плоскости до рабочей поверхности меньше, тормозной цилиндр вместе со скобой окажутся несколько смещены от центра автомобиля. Правда, ненамного — на 0,15–0,20 мм.

Остались и другие параметры на рисунке, важные для нормальной работы тормозов. Скажем, тот, что обозначен S1-S2 — разница толщин двух тонких дисков, образующих внутреннюю и наружную рабочие поверхности. Она влияет на равномерность нагрева диска — у двух поверхностей не должно быть большой разницы в температуре, иначе трудно избежать коробления.

Первое, на что обратим внимание, — ни один из образцов не справился с требованиями ВАЗа полностью. Есть, конечно, параметры, допускающие отклонение. Скажем, снижение на 3 мм внешнего диаметра не грозит катастрофой — владелец этого и не заметит. А вот вшестеро больший дисбаланс — это уже ай-яй-яй. Похвалы, на наш взгляд, заслуживает «Лукас», а порицания... Впрочем, и так все понятно.

Кстати, лидер и аутсайдер в этой «геометрической» номинации аналогично вели себя и в других упражнениях, с результатами которых мы предлагаем вам непременно ознакомиться.

После измерений в исходном состоянии всех заставили потрудиться. Имитировали серию из 25 притормаживаний со 100 до 50 км/ч и, конечно, определяли при этом температуру. По окончании, когда образцы остыли на воздухе до комнатной температуры, повторили проверку некоторых параметров. Динамика нагрева дисков и ее последствия перед вами. Пострадавший, как видим, один.

Кстати, сравнивая динамику нагрева с массой дисков, можно отметить, что тяжелые начинают нагреваться медленнее, но при больших тепловых нагрузках уходят в область куда больших температур, чем их легкие собратья.

Попробуем ответить на самый сложный вопрос — сколько прослужит? Понятно, что точный расклад сил дадут только длительные ресурсные испытания, но...

Из теории известно, что срок службы нашего чугунного изделия во многом зависит от его твердости и весьма заметно — от структуры. Поскольку ее проверка требует сложного металлографического анализа, ограничимся твердостью и износом за время испытаний. Последний во многом зависел от высокой температуры, до которой нагревались диски, что на практике происходит редко. Тем не менее, предварительные выводы делать можно. А они показывают, что снаряд может и трижды попасть в одну воронку.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии