В голубом свете

В ГОЛУБОМ СВЕТЕ

]

РЫНОК

/ЭКСПЕРТИЗА

В ГОЛУБОМ СВЕТЕ

ЧТО МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ АВТОВЛАДЕЛЕЦ, ПОЖЕЛАВШИЙ ВЫГЛЯДЕТЬ «КРУТО»?

ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН, ДМИТРИЙ ЕРЫГИН

Для одних людей автомобиль еще роскошь, для других — только средство передвижения. Но встречаются и такие, для кого он, главным образом, средство удовлетворения своих амбиций. Моральную сторону этого аспекта обсуждать здесь не будем. А вот о безопасности давайте поговорим, причем как тех, кто занимается специфическим тюнингом, так и окружающих.

ГОЛУБЫЕ ФАРЫ

Человека, превращающего автомобиль в новогоднюю елку, нет смысла спрашивать, зачем он это делает. Наверное, считает, что так его машина выглядит «круче», или верит, что колба лампы, покрашенная в голубой цвет, резко увеличивает световой поток.

Развеять последнее заблуждение мы попросили специалистов отдела световых приборов НИИ Автоэлектроники. Для большей убедительности купили семь пар цветных ламп — тех, что чаще встречаются в торговых точках Москвы. Многие с интерференционным покрытием — переливающимся всеми цветами радуги. Для сравнения взяли и обычную лампу от проверенного производителя (попадавшего ранее в наши тесты).

Изделиям учинили проверку на соответствие действующим стандартам. Вначале оценили, какой световой поток вообще способна дать лампа, затем измерили светораспределение — сколько света попадает на дорогу, на обочину, а сколько — в глаза встречным.

Уже первые замеры заставили усомниться в незаурядных возможностях чудо-ламп, о которых сообщал текст красивых этикеток. Несмотря на немалую цену, шесть образцов из восьми не дотянули до требований стандарта по самым банальным показателям — световому потоку в режимах ближнего и дальнего света. Попросту говоря, количество света, испускаемое лампами, очень мало. Не мудрено, что в более тяжелой номинации — обеспечивать сложное светораспределение — приемлемый результат таких изделий весьма сомнителен.

КАК НИ КРУТИ

Оценивая параметры светораспределения, специалистам действительно приходится крутить лампы. В зависимости от того, как они будут установлены на стенд, получим и разные результаты. В случае с нашими, не совсем обычными лампами действовали все же по самому обычному алгоритму.

Вначале каждое изделие ставили на стенд так, чтобы освещенность в точке 0–0, расположенной точно по центру (см. рисунок), соответствовала 0,7 лк. Это считается нормой для доброкачественной продукции. Проверяли, что выдает каждая из ламп, и, если она проваливала требования стандарта (Правило ЕЭК ООН № 20), давали ей последний шанс — помещали так, чтобы обеспечить в центральной точке максимально допустимую освещенность 0,84 лк. Но теперь уже честно заносили в протоколы все, что получается, даже если у лампы не получается ничего. А таких горе-лампочек, как, наверное, можно догадаться, оказалось много. Все, кроме одной! Причем единственная прошедшая испытания — обычная лампа штатной мощности и хорошего качества. Впрочем, была еще пара «модных» образцов, про которые можно сказать мягче — у них получилось не все или совсем немногое. На общем уровне это смотрится почти удовлетворительно, хотя продавать такое, конечно, нельзя. И уж тем более — ставить на машину.

ПО БОЛЬНОМУ МЕСТУ

Уж сколько раз твердили: не приобретайте для своей машины изделия сомнительного качества, тем более те, что напрямую влияют на безопасность. Не покупайтесь на модный голубой цвет «а-ля ксенон» или низкую цену за безродное изделие. Такие при надписях на упаковке 120/110 Вт зачастую освещают дорогу в 5–6, а то и в 8 раз хуже, чем нормальная лампа штатной мощности 60/55 Вт. Причем слепят встречных водителей куда сильнее, чем допустимо.

На многих голубых изделиях мы обнаружили любопытную надпись — 60/55 Вт (120/110 Вт). Такая двойная маркировка, по заверению продавцов, означает, что потребляемая лампой мощность — обычная, 60/55, а светит (!), как 120/110 Вт. Впрочем, как на самом деле светит каждый из купленных нами образцов, можно увидеть в таблице, где приведены и требования стандарта.

Есть, конечно, и у именитых производителей голубые лампы, способные уложиться в строгие требования, но не стоит думать, что дорогу в голубом свете будет видно лучше. Скорее наоборот, поскольку человеческий глаз с меньшей охотой воспринимает то, что смещено в синюю область спектра.

Делайте выводы, господа!

1. «Осрам» (Osram)

С бесцветной колбой.

Мощность / 60/55 Вт.

Цена / 85 руб.

Маркировка полностью соответствует Правилам ЕЭК ООН № 38. Лампа с большим запасом уложилась во все требования. Этот конкретный образец прошел бы и более строгие сертификационные испытания, где по ряду показателей требования на 20% строже.

2. «Вестек» (Vestec)

С интерференционным покрытием колбы.

Мощность / 60/55 (120/110) Вт.

Цена / 270–300 руб. за пару.

Этикетка желтого цвета.

Маркировка вызывает сомнения, поскольку содержит фрагменты, давно не применяемые в современных изделиях. Отсутствует знак ультрафиолетовой защиты. Пожалуй, единственное из похожих друг на друга цветных изделий, более или менее приблизившееся к требованиям стандарта. В режиме ближнего света одна из пары таких ламп на 3–4% не дотянула до нормы по световому потоку и на 8% хуже отработала в одной из точек при формировании светового потока. Правда, все это достигнуто после повторной установки — при максимально допустимых 0,84 лк в центральной точке.

3. «Ксенон» (Xenon)

С колбой синего цвета.

Мощность / 60/55 Вт.

Цена / 270–300 руб.

Надпись «Made in Korea».

Маркировка указывает на омологацию в Германии, однако с тем же номером официального утверждения, что и у пары других голубых коллег. Похоже, производители всего этого добра оперируют данными в маркировке, не особо задумываясь над их смыслом. Знака ультрафиолетовой защиты нет. На этикетке много заманчивых надписей: лампа заполнена ксеноном (Xenon gas filler), революция в автомобильном свете (Car lighting revolution). Между тем отработало изделие плохо. Недобор по световому потоку в режиме ближнего света свыше 30%, дальнего — почти 40%: показатель — один из худших. Правда, после двух установок отклонения от требований стандарта по основным показателям чуть превысили 20%.

4. «Ксенон» (Xenon)

С колбой синего цвета.

Мощность / 60/55 Вт.

Цена / 270–300 руб.

Этикетка темно-синего цвета. Надпись — «Made in Korea».

В отличие от своей почти полной копии (см. образец 3), изделие не имеет знаков омологации на лампе. Все та же сладкая песня про ксенон и новую революцию, но чуть больше несуразиц. Так, на упаковку лампы отчетливо нанесено слово Eaglite, которое мы не смогли корректно перевести на русский, а вот на самой лампе выдавлено уже другое Eagleye — по-нашему вроде «Орлиный глаз». В общем, не то логотип, не то товарный знак, но где-то написан с ошибкой. Недобор по световому потоку 30–45%. Светораспределение с отклонением от требований стандарта у одной из двух ламп... до трех раз (!) — очевидно, после двух установок. Вторая лампа в паре получше, но на нормальную тоже не тянет.

5. «Вестек» (Vestec)

С интерференционным покрытием колбы.

Мощность / 60/55 (120/110) Вт.

Цена / 270–300 руб. за пару.

Этикетка зеленого цвета. Маркировка вызывает все те же сомнения, что у аналогов; знака ультрафиолетовой защиты нет.

М-да, чем дальше в лес, тем больше дров. А начиналось все так хорошо. Вполне сносный световой поток, уложившийся в требования при режиме ближнего света. Вот только из-за криво расположенной нити накала одна из ламп в точке 75R (см. рис.) показала освещенность меньше нормы в 6,86 раза! И это за 300 рублей! Надо ли говорить, что обе лампы в полтора раза сильнее слепят встречных и много слабее качественных ламп в режиме дальнего света.

6. «Вестек» (Vestec)

С интерференционным покрытием колбы.

Мощность / 60/55 (120/110) Вт.

Цена / 270–300 руб. за пару.

Этикетка синего цвета.

Другой цвет этикетки не принес с собой удовлетворительной маркировки.

Третье изделие со схожими внешним видом, этикеткой и качеством, если о таковом вообще уместно говорить. Несоответствие ламп почти по всем проверенным параметрам. Наибольшее отклонение — то же, что у предыдущего образца — в 6,86 раза. Только теперь «выдающийся» результат у обоих изделий в паре. Будем считать, что расположение «вестеков» по цветам — от плохого к очень плохому — случайно. Очевидно другое: общее низкое качество.

7. «Фениция» (Phoenicia)

С интерференционным покрытием колбы.

Мощность / 60/55 Вт.

Цена / 55 руб.

Название — звучное, а в остальном... Уже знакомые нам 30–40% недобора по световому потоку и уникальное по своей отвратительности светораспределение. Одна из «фениций» установила абсолютный рекорд за все время испытаний нами различных ламп — в точке 75R она выдала 1,1 лк (!) при допустимых для серийной продукции не менее 9,6 и норме для высококачественной лампы — 12 лк. Да и в точке 50R поделка показала 1,3 лк вместо тех же 9,6. Итого почти девятикратный недобор в одной точке и более чем семикратный в другой. Супер.

8. «Вестек» (Vestec)

С интерференционным покрытием колбы.

Мощность / 60/55 Вт.

Цена / 270–300 руб. за пару.

Этикетка белого цвета.

Ба, старые знакомые. Хоть предыдущее изделие и установило абсолютный рекорд по вредительству, четвертого представителя славной семьи «вестеков» мы оценили еще ниже. Его результаты лишь немногим уступают достижению горе-рекордсмена, но они почти одинаковы у обеих ламп в паре. То есть, если у «фениций» одна лампа рекордсмен и еще одна просто гадость, то у этих «вестеков» — оба представителя борются за рекордно плохие результаты. А командные достижения всегда были в почете. В общем, так плохо делать лампы даже теоретически сложно. Может, это спецзаказ для странных русских?

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии