Зеркало нашей жизни

ЗЕРКАЛО НАШЕЙ ЖИЗНИ

]

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/СТАТИСТИКА

ЗЕРКАЛО НАШЕЙ ЖИЗНИ

ПАРК ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ СТРАНЫ: КУДА ЕДЕМ?

ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО

Как обычно, с опозданием почти на год, наша ГИБДД огласила статистику автомобильного парка страны. Цифры эти не совсем точно отражают реальную картину — хотя бы потому, что включают немалое количество «мертвых душ», догнивающих во дворах и на свалках (у нас, увы, еще не разработан порядок снятия с учета отживших свое автомобилей). И все же по этим цифрам можно судить о многих тенденциях не только в том, что охватывает понятие «автомобилизация», но и всей нашей экономики.

Первого января 2002 года на учете в России состояло 21231760 легковых автомобилей — свидетельство того, что, несмотря на кризисы, возросшие расходы на военные нужды, задержки с выплатой зарплаты и т.д., жизнь в стране улучшается: за 8 лет парк удвоился! Если и дальше так пойдет, то, по прогнозам, к 2010 году количество легковых автомобилей увеличится еще в полтора раза — до 30–33 млн. (в относительных цифрах — с нынешних 140 штук на тысячу жителей до 250). Но это в будущем, пока же посмотрим, на чем мы ездим.

ЦИФРЫ, КАК ОНИ ЕСТЬ

Стоит только погрузиться в данные статистики, оптимизм по поводу экономического роста убывает. На первом месте по численности в нашем автопарке — поистине народная «копейка» и ее модификации («пятерка», «шестерка», «семерка» и т.д.) — 7,3 млн. штук. Двадцать первый век на дворе, а у нас каждый третий автомобиль — заднеприводный, карбюраторный, в основе своей тот, что был разработан больше 40 лет тому... Зато — дешевый, простой в обслуживании, потому и столь популярный. А вот на втором месте — нет-нет, не вазовские переднеприводники, а иномарки, пусть в большинстве своем и не новые. Их уже 3,3 млн., в том числе около 900 тыс. — с «правым» рулем. Между прочим, десять лет назад их не было вовсе, а потому число стало расти лавинообразно, увеличиваясь ежегодно в среднем на полмиллиона. Далее в «народных любимцах» числятся «москвичи» разных моделей — от 401-го до «Князя Владимира» и «Калиты» — всего на учете 2,7 млн. штук. Основной их производитель — завод «Москвич», как известно, второй год стоит, так что здесь речи о дальнейшем росте пока нет.

Следующее место в рейтинге популярности занимает вазовское «восьмое» семейство — 2,1 млн., потом идут «волги» всех моделей (1,5 млн.), некогда служившие символом благосостояния. Неожиданно много оказалось среди российских автолюбителей владельцев разных «запорожцев» и «таврий» — 1,3 млн. Правда, «горбатые» и «ушастые» «запоры» фигурируют сегодня скорее как герои анекдотов, а не средство передвижения — гниют себе тихо и портят общую картину парка.

По-прежнему любят у нас вcедорожники — на учете состоит 850 тыс. «нив» и 650 тыс. «уазиков» разных модификаций. Современных автомобилей «десятого» семейства пока немного — чуть больше 435 тыс. штук. Зато их прирост идет самыми быстрыми темпами — в этом году с конвейера ВАЗа сойдет около 300 тыс. новеньких «десяток», «одиннадцатых» и «двенадцатых».

Тем не менее круг новых моделей, которые готовы предложить наши автозаводы, очень узок, да и качество их порой желает лучшего. Вот и обращают наши соотечественники свои взгляды за «бугор», откуда едут к нам иномарки. В основном, конечно, изрядно подержанные, что не способствует «омоложению» автопарка в целом.

ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ

Согласно статистике, в России только 4,5 млн. автомобилей (21%) моложе 5 лет, 6,9 млн. (32,5%) — в возрасте от 5 до 10 лет, а остальные 9,8 млн. и вовсе «старушки». Радует, правда, что за последние 8 лет число автомобилей старше 10 лет постоянно сокращалось — с 58 до нынешних 46,5%, но все равно по-прежнему «средний» отечественный автомобиль — семилетняя «шестерка» белого или бежевого цвета (для европейской части страны) и того же возраста белая " Тойота Королла" (и ее модификации) — для районов Дальнего Востока.

Пока что российские автозаводы удовлетворяют спрос на новые автомобили. Долго ли это продлится? ГАЗ в нынешнем году уже испытывал кратковременные трудности с реализацией «волг». Главная проблема в том, что наши заводы не смогли заменить свой очень устаревший модельный ряд на новый. 2001 год и первая половина 2002 года ознаменовались резким всплеском продаж подержанных иномарок, причем в большинстве своем машин, конкурирующих по цене с новыми ВАЗами и 

ГАЗами (4–6 тыс. долл.). Чтобы противостоять этой «экспансии», наши автозаводы лоббируют резкое повышение таможенных пошлин на иномарки старше 7 лет. Вряд ли это даст желаемый результат.

И все-таки хочется закончить на какой-нибудь оптимистической цифре. Вот она: если наши с вами дедушки, да и отцы тоже, покупали автомобиль на всю жизнь, то нынешнее поколение выбирает новый ВАЗ — на четыре года, а подержанную иномарку — и вовсе на два года. Чтобы потом купить новую машину. Значит, мы уже — почти Европа. Правда, в отличие от Германии или Люксембурга, официально средняя зарплата в стране у нас всего 143,5 долл., а пенсия и вовсе 42,5 доллара....

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии