Отвори поскорее калитку...

ОТВОРИ ПОСКОРЕЕ КАЛИТКУ...

СПОРТ

/ФОРМУЛА 1

ОТВОРИ ПОСКОРЕЕ КАЛИТКУ...

НАШИ ПИЛОТЫ НАЧАЛИ ТЕСТИРОВАТЬ АВТОМОБИЛИ ФОРМУЛЫ 1

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ЗИНОВЬЕВ

ФОТО / ФОТОБАНК-ALLSPORT

ПРИШЕСТВИЕ "ГАЗПРОМА"

Минувший Гран-при Венгрии запомнился двумя событиями. Первое - "Феррари" отпраздновала очередные победы в гонке и Кубке конструкторов. Но разве этим кого удивишь? Самое же интересное для российских поклонников формулы произошло на другом конце турнирной таблицы. Команда "Минарди" в Будапеште огласила, что ее уход из чемпионата мира откладывается как минимум на три года. Именно на такой срок заключено спонсорское соглашение с российской компанией "Газпром".

Сумма сделки не разглашается, но возможности "Газпрома", мирового лидера (почти четверть рынка) по добыче газа, хорошо известны. При желании он мог бы купить и всю команду без остатка, но пошел более рациональным путем. Договор предусматривает, что автомобили "Минарди" будут тестировать перспективные российские пилоты. Первая сессия с участием нашего гонщика прошла уже в сентябре. Это был 31-летний москвич Сергей Злобин.

Речи о том, что в следующем сезоне он или кто-то другой из россиян будет стартовать в Гран-при, пока не идет. У нас нет еще подготовленных пилотов, и Злобин здесь - не исключение. Из тех же, кто, может быть, в ближайшие годы "созреет", в первую очередь надо назвать 20-летнего Романа Русинова - он весьма успешно выступает в британской формуле "Палмер-Ауди". Следом за ним "семимильными шагами" набирает мастерство Михаил Алешин - на его счету призовые места в европейском картинге и "взрослом" чемпионате России по кольцевым гонкам. Но Алешин пока слишком юн даже для тестов в формуле 1 - ему нет и шестнадцати. В любом случае реальная "калитка" в формулу 1 у наших теперь появилась, и это само по себе хорошо.

Представитель "Газпрома" подчеркнул, что "продвижение" российских пилотов - основная цель всей затеи. Оно и понятно - заметного рекламного эффекта от логотипов на бортах машин команды-аутсайдера ожидать не приходится. Шеф "Минарди" Пол Стоддард доволен: "Доверие столь серьезной фирмы - большая честь для нас. Наш опыт и возможности будут в полном распоряжении "Газпрома". Радость австралийца не удивляет: скорее всего, для него это единственный шанс сохранить команду, несколько лет дышавшую на ладан без серьезной спонсорской поддержки.

НУ, А ПОКА...

Бедная "Минарди" по традиции называет пилотов на будущий сезон в последний момент - за три недели до старта первой гонки. Обычно места в команде получают те, у кого самый толстый кошелек. Впрочем, среди них тоже попадаются талантливые. Последний пример - Фернандо Алонсо, дебютировавший в "Минарди" полтора года назад. Именно испанца назначила в партнеры Ярно Трулли на сезон-2003 набирающая обороты "Рено", хотя его возможности еще не совсем ясны. Отлично проявивший себя Дженсон Баттон оказался в "Бритиш Америкен Рейсинг". Кому он там составит компанию, пока неизвестно. Скорее всего, Жаку Вильневу. Шеф BAR Дейвид Ричардс ведет с канадцем сложные переговоры.

Прошел слух, что чемпион-97 оставит формулу 1 и вернется в американский чемпионат CART, где ему предложили контракт на 50 миллионов долларов. Это опровергает его личный друг и менеджер Крейг Поллок: "Нет, ни в коем случае, потому что это шаг назад". В то же время и продолжать работу в BAR Вильнев не очень-то расположен. Ричардс занят реорганизацией команды - уволил технического директора и главного инженера, сократил персонал на 20% и хочет уйти от "принципа "Феррари", когда вся команда работает на одного человека. Таким человеком на протяжении четырех лет и был Вильнев.

Правда, особого выбора у канадца нет: команды-лидеры в обозримом будущем не собираются менять составы. "Феррари", "Мак-Ларен" и "Вильямс" продлили контракты со своими пилотами. (Михаэль Шумахер вообще заявил, что закончит свою карьеру только в "Феррари".) Определился и сражающийся с "Рено" за четвертое место в чемпионате "Заубер": Фелипе Массу заменит Хайнц-Харальд Френтцен.

Из остальных "игроков" виды на Вильнева озвучила лишь "Тойота", но канадец ее предложение отверг. Заметно победневший "Джордан" по завершении этого сезона простится с мотором "Хонда" и в следующем поедет на "Косворте", который в последние годы далек от идеала. Туманно будущее "Ягуара". Хозяин команды "Форд" не получил от ее выступлений морального удовлетворения и серьезно подумывает, не продать ли 70% акций "конюшни" компании "Ред Булл". Так что "Ягуар" зимой вполне может поменять абсолютно все - название, руководство, пилотов и даже двигатель.

Наконец, на грани банкротства "Эрроуз", и в числе его возможных покупателей - Крейг Поллок, готовый создать еще одну команду "под Вильнева". Состоится ли эта сделка - сказать трудно, контракты с пилотами на предстоящий сезон заключаются, по современной моде, в середине лета. Однако "Минарди" - исключение из правил, хотя шанс, что ее гонщиком в 2003-м станет россиянин, почти равен нулю. А в 2004-м...

ГДЕ ЖЕ ТЫ, ГРАН-ПРИ РОССИИ?

Казалось, собственную гонку мы получим куда быстрее, чем российского пилота формулы 1. Во всяком случае, проект "Гран-при России" в прошлом году начал развиваться очень динамично. Но в последний момент, когда правительство Москвы и Берни Экклстоун должны были подписать решающий договор, у сторон возникли разногласия. Их пообещали устранить "в рабочем порядке", в течение месяца. По всей видимости, не устранили. Глава столичного комитета по спорту и туризму Григорий Антюфеев, курирующий проект Гран-при России, утверждает, что ничего не потеряно. "Я уверен, что формула 1 придет к нам, как и планировалось, в 2004 году. Никто не заявил, что этого не произойдет". Да, но чтобы провести гонку, нужно построить трассу. А в Нагатинской пойме, отведенной для строительства, до сего дня тишина и покой. Правда, летом спортивным журналистам подробно представили другой проект Гран-при России - в Пулково под Петербургом. Но и там гусеница бульдозера не коснулась целины.

Экклстоун подтвердил, что Россия - чрезвычайно важный рынок, но то же самое сказал и про Китай. "У нас чемпионат мира, а мы чересчур сконцентрировались на Европе. Китай - огромная и перспективная страна, я хотел бы видеть ее в списке этапов". Мэрия Шанхая подписала договор о проведении Гран-при Китая в 2004 году и выделила 250 миллионов долларов на новую современную трассу. Объединенные Арабские Эмираты собираются возвести мощный гоночный комплекс в Дубаи - с тем же прицелом на формулу 1. Третий реальный кандидат на Гран-при - Турция, куда Берни недавно совершил деловой визит. Желающих хоть отбавляй, и как же будет досадно, если мы уступим свою очередь другим.

В начале сентября Сергей Злобин познакомился с "Минарди" на трассе в Фиорано.

Первый кандидат на "вылет" из списка этапов - британский Сильверстоун. Организаторы не могут обеспечить болельщикам беспрепятственный подъезд к трассе.

Эдди Ирвайн осенью собирается завершить карьеру пилота формулы 1.

ГРАН-ПРИ ВЕНГРИИ

Т

1. ШУМАХЕР (Германия, "Феррари") - 0,4; 3. Р. ШУМАХЕР (Германия, "Вильямс-БМВ") - 13,3; 4. К. РАЙККОНЕН (Финляндия, "Мак-Ларен-Мерседес") - 29,4; 5. Д. КУЛТАРД (Великобритания, "Мак-Ларен-Мерседес") - 37,8; 6. Дж. ФИЗИКЕЛЛА (Италия, "Джордан-Хонда") - 1.08,8.

ГРАН-ПРИ БЕЛЬГИИ

1 СЕНТЯБРЯ, СПА-ФРАНКОРШАМ

(44 круга по 6968 м)

1. М. ШУМАХЕР - 1:21.20.634; 2. Р. БАРРИКЕЛЛО - 1,9; 3. Х.-П. МОНТОЯ - 18,4; 4. Д. КУЛТАРД - 19,3; 5. Р. ШУМАХЕР - 56,4; 6. Э. ИРВАЙН (Великобритания, "Ягуар-Косворт") - 1.17,3.

ПОСЛЕ 14 ЭТАПОВ

ПИЛОТЫ: 1. М. ШУМАХЕР - 122; 2. Р. БАРРИКЕЛЛО - 51; 3. Х.-П. МОНТОЯ - 44; 4. Р. ШУМАХЕР - 42; 5. Д. КУЛТАРД - 37; 6. К. РАЙККОHЕН - 20.

КОМАНДЫ: 1. "ФЕРРАРИ" - 173; 2. "ВИЛЬЯМС" - 86; 3. "МАК-ЛАРЕН" - 57; 4. "РЕНО" - 15; 5. "ЗАУБЕР" - 11; 6. "ДЖОРДАН" - 7.

Подпишитесь на «За рулем» в