Как «убить» неубиваемый Логан

За ответ на задачу № 101 «Дачнику на заметку» (ЗР, 2016, № 6) Вадим Миннибаев, житель Республики Башкортостан, получает от компании АВТОДЕН экшн-камеру/видеорегистратор ParkCity GO 10 PRO во влагозащищенном корпусе. А теперь — новое задание. Ответы принимаются до 1 октября 2016 года.



Задача № 104

«Французские странности»

Менять ремень ГРМ на восьмиклапанном Логане несложно. Помнится мой первый опыт… Как и советовали, мотор я надежно подстраховал снизу крепкой подпоркой. И вот почти всё собрал, метки проверил, осталось лишь затянуть болт шкива коленвала, надеть ремень привода агрегатов и поставить опору двигателя. Эх, думаю, проверю-ка двигатель, заведу — и, если всё будет в норме, стану собирать дальше. Пустил, а лампа давления масла не гаснет! Выключил. Но тут же вспомнил о странностях французской конструкции. Я исправил свою оплошность, и давление восстановилось. Что скажете, господа механики?

Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 октября 2016 года по адресу: 107045, Москва, Селивёрстов пер., 10 — или по e‑mail: exp@zr.ru. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи.

Мы обязуемся прочитать все ваши сообщения по теме конкурса. Призом будет отмечено не просто правильное, но и наиболее полное решение конкурсной задачи с развернутым ответом.

А теперь подведем итоги «Конкурса знатоков» из июньского номера журнала «За рулем».

Желая удивить гаражных умельцев, автор этой задачи явно их недооценил. Многие еще неплохо помнят уроки школьной физики. Неудивительно, что мы получили десятки верных ответов. Минус некоторых лишь в том, что они чересчур краткие, как дважды два. Что же, прокачать тормоза — не на Марс слетать.

Однако сразу скажем следующее. Конечно, наш герой в технике разбирается — иначе не стал бы пачкаться, а, как ныне многие и поступают, скромно отправился бы в сервис. Авось помогут — ведь любой опытный человек с обычной практикой многих сервисов знаком не понаслышке. Например, закажет человек замену тормозной жидкости — но заменят ли? Не факт. А менять надо — и хотя бы каждые два года. Дело в том, что тормозная жидкость гигроскопична — жадно поглощает из атмосферы водяные пары, насыщается водой. Если долго ее не менять, в тормозных цилиндрах начинается коррозия, причем температура кипения жидкости падает настолько, что при экстренном торможении где-нибудь в горах владелец вполне рискует лишиться тормозов.

Так происходящие в штуцере и вокруг него процессы объясняет наш победитель.
Так происходящие в штуцере и вокруг него процессы объясняет наш победитель.

Еще пара слов о сервисе. Там, вопреки «Закону о защите прав…», от машины часто гонят нас взашей — якобы из соображений безопасности. Вот и думай после этого, всё ли тебе сделали чисто или схалтурили… А наш Лёха не тот человек, чтобы столь ответственную операцию, с которой на многих машинах не раз справлялся сам, доверить чужому дяде. Благо сама операция ничего, кроме головы, рук, ключей и тормозной жидкости, не требует.

Итак, обслуживая машину, Лёха завершил прокачку тормозной системы. Завернул штуцер до упора и, плотно натянув на его головку резиновый защитный колпачок, вдруг заметил, что из-под резьбы штуцера лезет воздушный пузырек! Что, в системе остался воздух?

От такого открытия Лёха остолбенел: завтрашняя поездка на дачу под угрозой срыва — на дворе ночь, а тут какая-то неисправность. Найди-ка ее, когда зверски устал. Разуме­ется, читателям треволнения героя понятны: «Нормальный человек с неполадками в тормозах не ездит — они ничуть не безобиднее заклинившего рулевого управления или отвалившегося на ходу колеса».

К счастью, довольно скоро Лёха успокоился, стал размышлять — и понял, что этот воздушный пузырек не следствие неисправности. Всё дело в высоком качестве резинового колпачка. Вот какое развернутое объяснение дает один из читателей: «Если надвигать герметичный резиновый колпачок на головку штуцера, объем канала с воздухом будет уменьшаться, а масса воздуха — нет. Значит, его давление станет выше атмосферного и он будет стремиться наружу. А так как штуцер плотно закрыл отверстие в седле, воздух может просачиваться только по резьбе. Ведь метрическая резьба не герметична. И воздух, выдавливая тормозную жидкость, создает пузыри. Конечно, никакой неисправности тут нет».

Более того, самые дотошные нашли еще одну причину: «Поработав со штуцером, отвернув его и завернув, мастер, преодолевая трение, слегка нагрел детали, а от них дополнительно нагрелся и воздух в штуцере. Пусть этот эффект мизерный, однако он тоже имеет место».

Ну что ж, фантазии некоторых читателей порой очень интересны. А иногда и вполне плодотворны. То, что при работе с узлами автомобиля человеку приходится с ними соприкасаться и, значит, при контакте происходит процесс какого-то теплообмена, не подлежит сомнению. Другое дело — насколько при этом нагреваются детали, насколько заметен соответствующий эффект.

Как видим, главное в данной задаче — это свойства участвующих в ней деталей. В первую очередь — штуцера и защитного колпачка. В задаче не зря говорилось о высококачественном колпачке. Вот кто-то иронизирует: «Частенько колпачок на плохо обработанном шершавом штуцере сидит, мягко говоря, негерметично. Видимо, по мнению производителя, и такой достаточно надежно защитит гидропривод от грязи. Конечно, при таком качестве деталей ситуация, описанная в задаче, не случится. Никаких странных пузырьков даже самый зоркий хозяин не увидит».


Действительно, хозяин машины будет спать спокойно. Но вообще-то у нас под носом иногда случаются столь любопытные явления, что не обратить на них внимание может лишь недалекий человек. Как видим, таковых среди наших знатоков нет.

Всем участникам конкурса спасибо. Вадима Миннибаева поздравляем с победой! Он получает от компании АВТОДЕН экшн-камеру/видеорегистратор ParkCity GO 10 PRO во влагозащищенном корпусе.


Фото: Онлайн-редакция
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter