Выбираем тормозные колодки: на что обратить внимание?

От выбора подходящих тормозных колодок для автомобиля напрямую зависит безопасность водителя и пассажиров. Однако для многих автовладельцев их замена стала довольно рутинной процедурой. Чтобы установить правильные колодки, стоит разобраться, какие параметры влияют на эффективность торможения. Рассмотрим их на примере продукции известной марки Textar.

Трение и жизнь

Итак, главная задача колодки — обеспечить эффективное торможение. Упомянутые выше Textar производятся исключительно на европейских предприятиях, а разрабатываются — в Германии. Примечательно, что в этой стране на автомагистралях не установлен скоростной лимит. Это подразумевает, что даже стандартная, а не только специальная спортивная колодка должна гарантировать короткую дистанцию тормозного пути до полной остановки машины, по сути, с любой возможной скорости. Основное качество, которым для этого должен обладать материал тормозной накладки, — способность сохранять высокий коэффициент трения при экстремально высоких температурах рабочей поверхности. И тут у немецких колодок есть преимущество по сравнению с деталями, произведенными в США или Восточной Азии (где скорость на дорогах ограничивается куда строже): они отличаются гораздо более высоким коэффициентом трения и отличной термостабильностью. За оба эти параметра отвечает, в первую очередь, состав фрикционной смеси. Понятно, что ведущие производители тормозных колодок держат его в секрете. Однако известно, что смесь для изготовления тормозных фрикционных компонентов Textar состоит из 25 различных ингредиентов. Всего же компания использует более 250 специально созданных уникальных фрикционных смесей.


«Коктейль» для колодки

В зависимости от состава фрикционной смеси все тормозные колодки можно условно разделить на несколько типов. В отдельную группу можно выделить полуметаллические колодки, чья смесь может содержать до 60% металлических частиц (порошка железа и меди), а также графита, спечённых с помощью специального связующего в блок накладки. Далее идут так называемые «органические» колодки. Их фрикционная смесь содержит волокна резины, углерод и стекло, связанные специальной смолой. Неким «гибридом» органических и полуметаллических колодок можно назвать низкометаллические. Их фрикционная смесь — безасбестовая «органика» с добавлением медного или стального порошка (до 30% объема). Иногда выделяют еще один тип колодки — «керамические», хотя на самом деле их правильнее отнести к «органическим». В их фрикционной смеси керамические волокна и небольшое количество порошка цветных металлов связаны специальным наполнителем.

Каждый тип колодки имеет свои достоинства и недостатки. Дорогостоящие органические колодки, особенно керамические, — самые малошумные и износостойкие, однако они не очень приспособлены для активного торможения. Низкометаллические колодки отличаются самыми высокими характеристиками торможения и стабильностью, но шумные и пыльные. Полуметаллические — относительно долговечны, дольше сохраняют диск, но сильно недотягивают до неметаллических колодок по эффективности торможения, особенно на больших скоростях и при высоких температурах. К слову, от применения смесей класса Semi-met (с высоким содержанием металлов) Textar давно отказался: такие колодки не соответствуют представлениям компании о безопасной и комфортной езде. И даже на рынок США, где такая технология является общепринятой, производитель поставляет колодки исключительно европейского типа — с низким содержанием металлических компонентов.

В большинстве колодок Textar применяется сбалансированная фрикционная смесь и материалы, позволяющие удерживать фрикционную составляющую смеси на рабочей поверхности колодки. Присутствие в составе фрикционной накладки специальных смазочных материалов позволяет колодке и тормозному диску меньше изнашиваться.

Без шума и пыли

Отдельного упоминания заслуживает рецептура колодок Textar epad. Эта фирменная технология не только продлевает жизнь самой колодке, но и способствует снижению шума при торможении. При этом колодки меньше пылят и не пачкают колесные диски.
Упомянув такой показатель, как «шумность», нельзя не отметить, что в погоне за тишиной производитель фрикционной смеси вынужден искать компромисс между акустическим комфортом и прочими важными для безопасности параметрами фрикционного материала. Особенно сложную задачу приходится решать производителям, поставляющим оригинальные комплектующие на автосборочные конвейеры. Автоконцерны требуют одновременно и эффективного торможения, и малой шумности. Textar, 60% продукции которого применяется в качестве «оригинала», использует конвейерные технологии и при создании тормозных колодок для рынка неоригинальных комплектующих.

Помимо изменения состава смеси, для борьбы с шумностью применяется метод придания фрикционным накладкам различной формы. Так, они получают различные скосы граней: параллельные, расходящиеся, сходящиеся, двойные и полукруглые. Еще в них предусматривают пазы: узкие, широкие, одинарные, двойные и тройные, продольные, поперечные, диагональные и даже крестообразные. Практически каждая колодка Textar поставляется в комплекте с противошумной накладкой или пластиной. Например, на выставке Automechanika 2016 во Франкфурте компания продемонстрировала свою новую противошумную пластину с новейшим покрытием, выполненную по технологии Q+. Эта разработка позволила серьезно снизить уровень шумов и вибрации при торможении.


Упаковка скажет все

При покупке тормозных колодок в магазине нужно изучить упаковку комплекта. Качественный фирменный товар всегда добротно запечатан, а среди надписей на коробочке с колодками есть отметка ECE R90: она свидетельствует о соответствии детали требованиям Европейского стандарта испытания для неоригинальных комплектующих тормозной системы автомобилей. Отметим, что спецификации тормозных колодок Тextar превосходят требования стандарта ECE R90. По этой причине колодки этого производителя не делятся по классам качества. Заметим, что абсолютно все изделия Textar с запасом вписываются в категорию комплектующих конвейерного уровня качества благодаря продвинутой фирменной системе испытаний готовой продукции. Колодки тестируются как на стендах, где моделируются условия работы тормозных систем, так и на собственных тестовых треках. С этой целью 40 испытательных автомобилей преодолевают более 3 млн км в год, включая горные и скоростные участки. Каждую колодку «гоняют» на стенде по 1000 часов и до 300 тыс. км — на испытательном автомобиле.

В заключение напомним, что на новой колодке не должно быть трещин, сколов, зазубрин и прочих дефектов. Фрикционная накладка обязана плотно прилегать к металлу подложки. Эта пластина не должна иметь даже намека на деформацию, поскольку от нее во многом будет зависеть корректность работы колодки.

Очень часто, кстати, оказывается, что даже в том случае, когда на обратной стороне колодки указан логотип известного европейского разработчика оригинальных тормозных систем — например ATE или TRW, их реальным производителем является Textar.
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (2)

Самые новые

а мне попадались колодки «текстар» по сопроводительным документам изготовленные в России, как же так? хотя Россия это же Европа ;))))
и снова, линейка только одного производителя описана, что пахнет сами знаете чем. почему не раскрыть тему ШИРЕ? и в обязательном плане включить в нее информацию по отечественным производителям, кто и чем дышит..

Ответить#
0

Для лучшего результата колодки и диски выбирайте одного производителя!
Ещё одно замечание!
Даже если на вашем авто с завода стоят колодки от конкретного производителя тормозных систем , либо они лежат в оригинальной упаковке автопроизводителя и имеют конкретный номер , то это не значит что это будут по качеству такие же колодки , размеры совпадут , но рецептура накладок будет отличатся , как и нюансы торможения, в том случае если Вы купите их непосредственно у производителя.
Выше сказанное ничуть не умаляет качество продукции от Textar.

Ответить#
0