Трудности перехода: как обезопасить пешеходов?

Каким должен быть пешеход? Внимательным, думающим и главное — заметным. По статистике аварийности ГИБДД, 36% всех наездов на пешеходов происходит в темное время суток. С начала этого года на дорогах нашей страны в таких происшествиях погибло 2504 человека, 11 036 — получили травмы.

Страшные цифры. Но правильно ли перекладывать всю вину на водителей? Согласно исследованиям экспертного центра «Движение без опасности», при движении с ближним светом фар по дороге без искусственного освещения водитель может заметить пешехода лишь за 25 метров, а если включен дальний свет — за шестьдесят. При этом тормозной путь автомобиля, который движется по сухой дороге со скоростью 60 км/ч, составляет 20 метров, а в непогоду для торможения потребуется не менее 35 метров. Однако на эти цифры не стоит ориентироваться. «Прежде чем нажать на педаль тормоза, водитель должен среагировать — распознать пешехода и принять решение, — отметил Владимир Бахарев, тренер по защитному вождению экспертного центра „Движение без опасности“. — Как правило, на это требуется около двух с половиной секунд. При скорости 60 км/ч за это время автомобиль проезжает 42 метра. Плюс тормозной путь. Простая математика, но на дороге каждый метр и каждая секунда могут стать решающими».

Если пешеход использует световозвращатель, водитель при включенном ближнем свете фар может заметить его в темноте с расстояния 150 метров, при дальнем свете — с 400 метров.

Принцип работы световозвращателя прост. «Он состоит из миниатюрных оптических элементов — стеклянных микрошариков или микропризм. Свет от фар автомобиля, проходя через оптический элемент, преломляется под определенным углом и возвращается к своему источнику, — рассказывает Александр Жемулючкин, старший технический эксперт компании-производителя световозвращающих материалов. — Таким образом, для водителя автомобиля световозвращатель на пешеходе буквально вспыхивает в темноте».

Наличие в темное время суток у пешеходов световозвращателей — вшитых в одежду или отдельных аксессуаров — является обязательным требованием в ряде европейских стран, например в Финляндии, Эстонии, Латвии. В России долгое время это было лишь рекомендацией. С 1 июля 2015 года соответствующий пункт появился в ПДД, но касается он лишь движения вне населенного пункта.

Однако заботиться о своей безопасности нужно, где бы вы ни находились. Особенно уязвимы юные пешеходы. «Маленький пешеход почти невидим для водителей, если на его одежде нет световозвращающих элементов, — подчеркнул Виктор Нилов, начальник ГУОБДД МВД России. — Это особенно актуально для небольших населенных пунктов и сельской местности, где проезжая часть дороги освещена недостаточно хорошо, отсутствуют дорожные знаки и разметка. Госавтоинспекция ведет постоянную комплексную профилактическую работу по предотвращению ДТП с участием детей-пешеходов, в том числе по вопросам обеспечения школьников световозвращающими элементами, а также усиления общественного контроля за их использованием на одежде детей».

При выборе световозвращателя необходимо руководствоваться принципом «чем проще − тем лучше».

Согласно исследованию ВЦИОМ, проведенному в 2016 году, каждый третий опрошенный россиянин при покупке одежды ребенку старается выбирать вещи со светоотражающими элементами. Но, к сожалению, сами взрослые не спешат подавать положительный пример: 71% опрошенных сообщили, что не используют световозвращающие элементы для обозначения себя на дороге. А 15% признались, что вообще не слышали о них.

Информировать население о необходимости принимать меры для защиты себя на дороге в темное время суток призваны масштабные социальные проекты. Этой осенью стартовала федеральная социальная кампания «Сложности перехода», развернутая Госавтоинспекцией МВД России и Российским союзом автостраховщиков при поддержке экспертного центра «Движение без опасности». В ходе кампании планируется не только объяснять пользу световозвращателей, но и раздавать защитные элементы участникам мероприятий.

При выборе элемента необходимо руководствоваться принципом «чем проще, тем лучше». Стоит отдать предпочтение белому или желтому цвету, поскольку остальные имеют гораздо меньший коэффициент световозвращения. По возможности избегайте аксессуаров с изображениями на световозвращающей поверхности. Либо убедитесь, что они выполнены светопропускающими красками. Для этого просто сфотографируйте световозвращатель со вспышкой: на фотографии вся поверхность должна быть подсвечена, а темные пятна — это области, которые водитель не увидит. Главное правило крепления защитных элементов: их поверхность должна быть видна водителю. Если предстоит идти вдоль проезжей части, располагать световозвращатели следует на груди и спине.

Однако стоит помнить, что световозвращатель — не панацея. Да, эти элементы резко снижают риск наездов, но главная роль все равно остается за человеком. И пешеход, и водитель должны быть внимательны на дороге в любое время суток.

www.fcp-pbdd.ru

Материал подготовлен в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах».

Фото: Онлайн-редакция
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии (11)

Самые новые