Как избавиться от скрипа тормозов?

Отчего автомобиль скрипит при торможении? Причины и методы борьбы.

Скрипит как несмазанная телега. Многие уже не помнят смысла этой поговорки. Скрипели несмазанные оси. А вообще, скрип порождает вибрация. В телеге это было моментальное «приваривание» втулки колеса к оси и последующий срыв. Когда эти процессы происходили с частотой, воспринимаемой ухом человека (20 Гц — 20 кГц), наши предки и слышали скрип.

Оси автомобилей давно снабжены шариковыми либо роликовыми подшипниками. Кстати, семантика этого слова определяется приставкой и корнем — «под шипом». Теперь там никаких микроприхватов уже быть не может. Тем не менее машины продолжают скрипеть, а причины всех этих немузыкальных звуков — тормозная система автомобиля. Причем процессы происходят по такому же сценарию, как и на телегах при недостатке колесной мази. Также тормозная колодка при замедлении автомобиля на миллисекунду «прирастает» к диску или барабану, а затем срывается. Этот процесс многократно повторяется, порождая визг или скрип. Причем если вы затормозите с блокировкой колес на автомобиле без антиблокировочной системы, тормозные колодки скрипеть перестанут, зато раздастся визг резины по асфальту. И там явления будут схожими. Получается, что тормоза должны скрипеть так же, как скрипит палец по стеклу? Нет. Исправные колодки «верещать» не должны.

Конечно, скрипа можно избежать смазкой поверхностей, что для тормозов недопустимо. Второй способ — не давать тормозной колодке совершать свободных колебаний. Расскажу о методах гашения колебаний тормозных колодок:

Тормозные колодки

Тормозные колодкиНа нерабочие стороны тормозных колодок установлены специальные металлические противоскрипные накладки. Скосы на рабочей поверхности тоже сделаны не просто так. Казалось бы, они вредны — уменьшают рабочую поверхность, но эта мера сдвигает резонансную частоту колебаний.
На нерабочие стороны тормозных колодок установлены специальные металлические противоскрипные накладки. Скосы на рабочей поверхности тоже сделаны не просто так. Казалось бы, они вредны — уменьшают рабочую поверхность, но эта мера сдвигает резонансную частоту колебаний.

Скрип тормозов

Скрип тормозовС этой же целью на рабочей поверхности колодки выполняют одну или две прорези.
С этой же целью на рабочей поверхности колодки выполняют одну или две прорези.

Тормозные колодки

Тормозные колодкиПорой, чтобы победить вибрации, конструкторы вынуждены были проектировать специальную пластину, крепящуюся лапками к задней стороне колодки. Пластина гасит колебания колодки относительно поршня рабочего цилиндра или скобы суппорта.
Порой, чтобы победить вибрации, конструкторы вынуждены были проектировать специальную пластину, крепящуюся лапками к задней стороне колодки. Пластина гасит колебания колодки относительно поршня рабочего цилиндра или скобы суппорта.

Тормозные колодки

Тормозные колодкиНа задней стороне внутренних тормозных колодок зачастую крепят специальные выгнутые элементы, входящие в углубления поршней. Так предотвращают взаимные перемещения, которые могут на определенных режимах генерировать шум.
На задней стороне внутренних тормозных колодок зачастую крепят специальные выгнутые элементы, входящие в углубления поршней. Так предотвращают взаимные перемещения, которые могут на определенных режимах генерировать шум.

Тормозная система

Тормозная системаКолебания колодок относительно направляющей гасят фигурно изогнутые скобы из нержавеющей стали. Они помимо противоскрипной функции еще и предотвращают заедание колодок вследствие коррозии.
Колебания колодок относительно направляющей гасят фигурно изогнутые скобы из нержавеющей стали. Они помимо противоскрипной функции еще и предотвращают заедание колодок вследствие коррозии.

Тормозная система

Тормозная системаНа общей раскладке тормозного механизма переднего колеса мы можем увидеть, помимо некоторых перечисленных, еще один элемент, борющийся с вибрациями, — на одном из пальцев установлена демпфирующая втулка.
На общей раскладке тормозного механизма переднего колеса мы можем увидеть, помимо некоторых перечисленных, еще один элемент, борющийся с вибрациями, — на одном из пальцев установлена демпфирующая втулка.

Тормозная система

Тормозная системаВ тормозном механизме Дастера применена специальная проволочная скоба из пружинной стали. Она также снижает вибрации суппорта тормозного механизма и тем самым ликвидирует скрип.
В тормозном механизме Дастера применена специальная проволочная скоба из пружинной стали. Она также снижает вибрации суппорта тормозного механизма и тем самым ликвидирует скрип.

Тормозная система

Тормозная системаКонструкторы Шевроле Круза, видимо, устав от борьбы с вибрациями внутри тормозного механизма заднего колеса, вынуждены были применить выносной элемент. Так, на нижнем пальце появилась этакая «бобышка» — массивная металлическая втулка, соединенная через подобие резинового сайлент-блока.
Конструкторы Шевроле Круза, видимо, устав от борьбы с вибрациями внутри тормозного механизма заднего колеса, вынуждены были применить выносной элемент. Так, на нижнем пальце появилась этакая «бобышка» — массивная металлическая втулка, соединенная через подобие резинового сайлент-блока.

Тормозная система

Тормозная системаБарабанные тормозные механизмы защищают от паразитных вибраций, выполняя на поверхности, соприкасающейся с колодкой, углубления и нанося специальную вязкую тугоплавкую смазку.
Барабанные тормозные механизмы защищают от паразитных вибраций, выполняя на поверхности, соприкасающейся с колодкой, углубления и нанося специальную вязкую тугоплавкую смазку.

Наши рекомендации

Причинами скрипа тормозов могут быть предельный износ колодок, а также попадание в канавку колодки относительно крупного камня. Впрочем, камень мог угодить в щель между диском и тормозным щитом. Но в последнем случае звук не зависит от нажатия на педаль тормоза.

Тормозные колодки

Тормозные колодкиОбратите внимание, что на вашем автомобиле могут быть установлены акустические индикаторы износа колодок. И тогда появление противного визга при торможении однозначно укажет на необходимость замены колодок.
Обратите внимание, что на вашем автомобиле могут быть установлены акустические индикаторы износа колодок. И тогда появление противного визга при торможении однозначно укажет на необходимость замены колодок.

Чтобы новые тормозные колодки не скрипели, перед их установкой нужно тщательно очистить все сопрягаемые поверхности. Существуют автопрепараты в аэрозольной упаковке, нанеся которые на поверхности тормозных механизмов можно получить пленку, предотвращающую появление скрипа. Если после замены колодок вас по-прежнему преследует скрип, то можно попробовать пересобрать все соединения с применением такого препарата. Не помогло — поставьте другие колодки.

Фото: Онлайн-редакция
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (29)

Самые новые

frixa — не берите они скрипят, проверенно на солярисе, киа спортейдж и i40.

Ответить#
-1

Самые классные колодки: Nishimbo! Никогда не скрипели, сколько их ставил. Еще Hankook Frixa — тоже неплохие.
Но перед тем как ставить тщательно обмазываю направляющие + пластины + места соприкосновения с суппортом и цилиндром смазкой литиевой (зеленая такая, высокотемпературная). И скрипов нет. Делал так на разных машинах. Для тойоты есть даже спец. комплект противоскрипных пластин.

Ответить#
+1

Ну вот, правильно. Приняли все необходимые меры и наслаждаетесь тишиной!

Ответить#
0

А вот интересно как бороться с родовой болезнью некоторых марок (знаю точно про свою Mazda 3 BK и слышал по телевизору про Крузы) непрогретые тормоза скрипят, при движении назад во влажную погоду. В Питере это просто болезнь! Когда впервые обнаружил, спросил у дилера — говорят решения нет. На форумах предлагают щёлкнуть ручником на один щелчок и проехать метров 10 задним ходом, но мне это решение кажется каким-то варварским и временным.

Ответить#
0

Можно попробовать нанести антискрипы, можно установить другие колодки. Причем, судя по вашему тексту, скрипят задние. Тут можно поэкспериментировать с совершенно разными фирмами, учитывая, что торможение задней оси не столь большую роль играет.

Ответить#
0

скрип иногда появляется в жару,когда в пробке потолкаешься с часок

Ответить#
0

А причина та, о которой я писал. Микроприхваты колодки к диску. А колодка размягчилась от нагрева — прихваты больше.

Ответить#
0

Это что ж за колодки такие, которые от уличной жары размягчаются? ))) При интенсивном торможении где-нибудь на трассе они тогда вовсе расплавятся!

Ответить#
0

От нагрева размягчается все. Даже титан и Терминатор. И локальные зоны нагрева могут иметь даже при небольших скоростях высокую температуру.

Ответить#
+1

[у нас не ругаются] не ругань это растение такое

Ответить#
-2

да какя на [у нас не ругаются] вибрация колодок, один материал скрипит другой не, ахинею написал, возьми колодки в которых есть крупные медные вкрапления они такой визг тебе издадут что мама не горюй. как раз на уазах иногда используют колодки старорежимные с большими вкраплениями меди

Ответить#
-2

Вон, ниже посмотрите комментарий. «Новые Mercedes-Benz CLK скрипят». Тоже меди на них не пожалели?

Ответить#
0

Положим вкрапления не медные, а по цвету ближе к латуни... И, не берите такие колодки!

Ответить#
0

У меня тормоза скрипят, противоскрипные пластины установлены пробовал все промазывать медной смазкой — помогло совсем ненадолго. Видимо придется перейти к подбору других колодок.

Ответить#
0

Вы бы прослушали,как новые Mercedes-Benz CLK скрипят...

Ответить#
0

Катаюсь на Volkswagen Golf 2013 года, пробег 44 000 км. скрипа не было и нет . Колодочки родные еще 10 000 тыс. км. послужат.

Ответить#
-3

фольксвагены скрипят тормозами на малых скоростях изначально, с завода. Объяснение производителя — подсушивание колодок поджатием, когда (неизвестно каким способом установлено), что колодки/диски могли намокнуть. Не знаю, во влажную погоду точно скрипят — но скрипят и в сухую жаркую, и зимой.
А шкоды, которые технически то же самое — не скрипят. Такое впечатление, что это скорее зависит от материала колодок (от поставщика, соответственно).

Ответить#
+4

Возможно. Сталкивался с таким явлением еще в девяностые, когда работал в автосервисе.

Ответить#
0

Скорее всего сейчас чаще скрип из-за материала колодки. У меня на новой машине колодки не скрипели даже непосредственно перед самой заменой, а вот приобретенные и установленные новые колодки нет нет да и скрипнут (причем вне зависимости от погоды). Самое главное скрип если и появляется, то только в тот момент когда уже на маленькой (5–15 км/ч) дотормаживаю до полной остановки.

Ответить#
0

Наш коллектив , когда писал книгу по ремонту о обслуживанию Шевроле Круз, тоже был потрясен тем, что конструкторы не смогли добиться удовлетворительных характеристик заднего тормозного механизма по шуму и вибрации не прибегая к добавлению неподрессоренной массы. Хотя такие решения встречаются и у других автомобилей. Например у многих Фольксвагенов на подрамнике висит чугунная чушка килограмма на два. А у Дастера такой же подарок от металлургов закреплен в усилителе переднего бампера.

Ответить#
+1

Поставить другие колодки — самый полезный совет. Притом не «которые подешевле». А все «танцы с бубном» — только потеря времени, на своем опыте убедился.

Ответить#
+1

Про танцы с бубном — верно. У меня на хундайке тормоза скрипели чуть ли не с момента покупки в салоне, менял на оригинал — без изменений, пока не взял неизвестного бренда ( на коробке только иероглифы были) в небольшом магазинчике, вот с этими визг и пропал, жаль только что магазинчик этот закрылся.

Ответить#
0

Если иероглифы корейские — то, возможно, это и был оригинал. Но все же с тормозами в лотерею лучше не играть.

Ответить#
0

Скорее всего это и были корейские, для внутреннего рынка. Причем этот магазинчик посоветовали сами мастера из сервиса при очередном ТО. А по поводу «оригинальных», что ставил ОД — это вообще отдельная песня: первые (родные) были заменены на первом ТО (15 тыс. км), вторые пришлось менять ч.з. 5 тыс.

Ответить#
0

НЕ согласен — анонимность хороша для стука, анонимность расходников для тормозной системы серьезный шанс для танцев травматологов и жестянщиков!
В каталогах для ТО, комплекты тормозных колодок один из самых объемных разделов — разброс в ценах  — в три —пять раз..... для себя установил за правило приобретать середняков, с крепкой репутацией (Ferodo, Lucas-TRW и пр.)

Ответить#
+2

TRW в принципе не плохие, ставил их в своё твреия и на форды, но тоже скрипучие, что настораживало, поэтому брал их когда других не было.
А по хорошему — тормоза не та вещь на которой можно экономить.

Ответить#
0

Мне TRW (менял на Форд Куга) понравились своей основательностью — в инструкции ПОЛНЫЙ перечень авто, где применяются данные комплекты колодок, подробная, снабженная иллюстрациями схема замены, комплект болтов с нанесенным агдезионным составом и.... что особенно умилило — пакетик с высокотемпературной смазкой для направляющих.......а скрип.... ну в 80-е зеленые кликуши заставили отказаться от асбеста — прокатило, хотя обходные технологии на первых порах принесли массу проблем и бед!..... сейчас с их же подачи взялись за искоренение медьсодержащих компонентов материала колодок и наверняка тоже НЕ безболезненно пройдет!

Ответить#
0

Ferodo — отличные колодки. На «девятке» с ними ездил — никаких проблем не знал. Есть ли они для моего «Мегана» еще не выяснял, заводские за 40 тык еще и наполовину не стерлись...

Ответить#
+1

Да уж. Народный любимец — Круз. Такое чудо посадили на тормозной механизм. А как же другие фирмы авто проектируют? Без бобышек?

Ответить#
0