Дискобол

ДИСКОБОЛ

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/СРАВНИМ

ДИСКОБОЛ

ВЫБИРАЕМ ЛЕГКОСПЛАВНЫЕ КОЛЕСА

ТЕКСТ / РОМАН СОЛДАТОВ, МИХАИЛ КОВРИГИН

СТАЛЬНЫЕ И ЛЕГКОСПЛАВНЫЕ

Стальное колесо может быть кривым с рождения или «пойти винтом» после первой ямы, но оно никогда не рассыплется на кусочки. Легкосплавное ведет себя иначе. До поры стойко переносит удары, неплохо держит форму, но если нагрузка превысит критическую, — расколется.

С 1 января 1994 года действует ГОСТ Р 50511 на колеса из легких сплавов. Согласно ему, те, что выпущены в России, должны выдержать: проверку геометрических размеров, испытания на стойкость к усталостному разрушению, прочность закраин обода и, наконец, сопротивление «косому удару» (имитацию столкновения с бордюрным камнем под углом 30 градусов). Модели колес, успешно выдержавших испытания, получают сертификат.

Так в теории, а на практике?..

В ПОИСКАХ ПРЕТЕНДЕНТОВ

Как правило, колеса продают только комплектами по четыре штуки — так удобнее продавцу. Влетишь в открытый люк — пеняй на себя! Редкую модель потом не найдешь, другую ставить не захочешь. Впрочем, в специализированных магазинах, хоть и «со скрипом», колеса продают поштучно. В наш обзор попали колеса, наиболее часто встречающиеся в продаже.

Наш покупатель сам должен «владеть вопросом» — продавцы народ ушлый, таких небылиц порасскажут! Но заглянуть при покупке в сертификат — непростая задача. В одном магазине ответили: «У нас все сертифицировано!» В другом тыкали пальцем в этикетку на упаковочной коробке, где едва читался номер сертификата. Последний, конечно, не гарантия качества, но в магазине быть обязан, и на каждую модель. Мы пренебрегли им... Впрочем, об этом чуть позже.

На многих колесах плоскость, прилегающая к ступице, и крепежные отверстия покрашены! Краска постепенно стирается, и в первых поездках крепление колес может ослабнуть. Вовремя не подтянешь — потеряешь колеса.

Не все производители считают нужным маркировать продукцию в соответствии с российским ГОСТом. На многих колесах не указана допустимая статическая нагрузка, словно нет предела их возможностям. А ведь по этому показателю определяется сила испытательного удара! Как быть? В расчет взяли массу самого тяжелого автомобиля, для которого испытуемое колесо подходит по креплению и размеру.

ПРОЧНЕЕ СТАЛИ?

В России только у трех лабораторий есть право на сертификационные испытания колес. Одна из них — в Московском автодорожном институте.

В небольшом зале МАДИ мы увидели огромную установку, на которой колеса испытывают, ударяя по ободу грузом, падающим с высоты. Специалисты осмотрели наши образцы, взвесили, обмерили. С геометрией у всех порядок — обработка на станках гарантирует допуски, едва ли достижимые у стальных «штамповок». Перед испытанием на колесо монтируют шину, накачивают ее. Колесо закрепляют под наклоном 30° так, чтобы падающий груз нанес удар по закраине обода. Силу удара подбирают, изменяя высоту падения.

Начали с «Самары» — максимальная статическая нагрузка 380 кг. Грузу подставили колесо КМ-213 турецкой фирмы «Корметал». В 1998 году оно испытаний не выдержало, а сегодня... в каталогах фирмы не значится. Дело нечисто?

...Тысячекилограммовый молот пошел вверх. Уже по звуку удара специалисты определили: колесо сломано. Одна из спиц лопнула — так же, как и два года назад. Ясно: такое колесо годится только для клумбы! Далее «Артикул-112» фирмы «Виком». Звонкий удар! Спицы погнулись, деформировался обод, потрескался лак, но колесо устояло — шина удержала воздух.

Испытатели выставляют новую высоту под максимальную нагрузку — 400 кг (для «жигулей»). Очередь второй модели турецкой фирмы — КМ-507. О ней мы прочитали в рекламном проспекте и купили, чтобы сравнить с предыдущей. Удар обернулся рекордным прогибом обода — 24 мм. Но воздух из шины не вышел.

...Колесо «Звезда» ОАО БКМПО почти не погнулось — обод «ушел» меньше, чем на 5 мм. Но не будем спешить с похвалой! Энергия удара, не поглощенная колесом и подвеской, пойдет на деформацию кузова.

Кованая модель ДВ5КМ (КРАМЗ) показала большую «гибкость» при столь же высокой прочности. Но фирма почему-то скромничает: не только маркировки — этикетки на товаре нет!

«Иностранцы» Valbrem и Monte Fiore после наших кажутся изящными, нежными. Представьте, не подвели — трещины только в краске на местах изгиба спиц.

Ради объективности в эту группу включили модель «Трио» российской фирмы «К и К». Доставшийся экземпляр — с острыми заусенцами на спицах. Голыми руками лучше не брать. А винт крепления крышки не завернешь — в резьбовом отверстии оказалось всего три витка. Между тем, испытание выдержал запросто, что неудивительно: заявленная производителем максимальная нагрузка — 475 кг.

Планка нагрузки поднята на отметку 450 кг. На испытание попало только одно колесо — фирмы ВСМПО. Эти модели имеют по две группы крепежных отверстий: первая — для родных «жигулей» (диаметр окружности центров отверстий 98 мм), вторая — для иномарок (100 мм). Разница на глаз почти не заметна. Устанавливая колесо на автомобиль, не ошибитесь! А испытание на удар колесо успешно выдержало.

На очереди — 14-дюймовые. Нагрузка 475 кг, что подходит для «Святогора» и его боярской родни. Первым под молот ушло колесо от «Авиатехнологии» с непонятным цифровым кодом вместо маркировки. Прочность достаточная: длинные спицы, словно пружины, несколько раз подкинули груз после удара. Серьезных повреждений не видно, прогиб обода — 13 мм.

Легкосплавное колесо Futura R129 итальянской фирмы «Алессио» легким не назовешь, даже по сравнению со стальным «москвичовским». Прогиб после удара — 15 мм. Неплохо.

Во время проверки следующего колеса, модели «Космос» фирмы «ПРОМА», случилось непредвиденное — оно развалилось, хотя в прошлом году на сертификационных испытаних держалось молодцом. Удивились даже специалисты. Неудачный экземпляр? Брак?

Чтобы испытать последнее из нашей коллекции колесо — модель «7 спиц» от «К и К», груз пришлось поднять выше. Изделие из новой серии люкс — к качеству не придерешься! Предназначено для иномарок. Максимальная нагрузка, заявленная производителем, — 545 кг — рекордная в нашем тесте. Спицы кажутся очень тонкими, но вот слышен удар — и остается лишь радоваться за владельцев иномарок.

ПО СЛЕДАМ РАЗБИТЫХ КОЛЕС

Приобретая колеса наугад, мы два раза из тринадцати нарвались на опасные изделия — несертифицированные колеса. Как они могли попасть в продажу?

Найти следы первого из них — КМ-213 оказалось несложно, в России у «Корметала» лишь один официальный дилер. Только вот ответ озадачил — эту модель в Россию не поставляют. Настала наша очередь удивлять. Предъявляем колесо, товарный чек магазина. Слегка смущенный менеджер пообещал связаться с фирмой и все узнать. Ответ из Турции пришел быстро. Модель КМ-213 проектировали для России. Изготовили опытную партию, около 300 штук. Несколько колес представили на сертификационные испытания, которые, как мы знаем, они не прошли. Турки посчитали невыгодным доводить до ума данную модель и продали пресс-форму и оставшиеся колеса из пробной партии как металлолом — за бесценок. Наша покупка, видимо, из той самой партии.

Теперь разберемся со вторым проколом: почему развалился сертифицированный «Космос»? Узнав о результатах испытания, руководство «ПРОМЫ» остановило производство, ее представители приехали в лабораторию. Колесо признали своим....

Решили провести повторные испытания и купили еще одно колесо. На сей раз — в упаковке и с паспортом (первое нам досталось «голым».) Упав с установленной высоты, груз подпрыгивал не хуже, чем на кованом! Результат отличный. Но как брак попал на прилавок? За ответом отправились на фирму «ПРОМА».

Объемы производства ее по мировым меркам невелики — из одной плавки получается 20–25 колес. По каждой есть записи в амбарной книге — родословную развалившегося экземпляра проследили от самого дня рождения. Оказалось, что в тот день сплав не удался — сплоховал поставщик сырья. Но обнаружили это только при второй плавке. К этому времени изготовили 30 колес. Выходит, не все из них попали в переплавку?

Постепенно кое-что прояснилось. Брак-то хоть и идет в переплавку, но не разом! Чтобы состав сплава существенно не менялся, в каждую плавку попадает только одно неудавшееся колесо, а прочую «некондицию» складируют в углу. «Приделать дискам ноги» — не проблема даже днем, и кто-то, возможно, в этом преуспел... Мы заприметили ворота с торца здания, где отгружают готовую продукцию. Закинуть в кузов пару лишних колес — секундное дело. Конечно, это только наша версия. Но, видно, об этом думает и руководство «ПРОМЫ» — не зря же стали здесь устанавливать камеры видеонаблюдения.

К ЧЕМУ МЫ ПРИШЛИ?

Главное преимущество кованых колес — меньший вес при высокой прочности. Литые — достаточно прочны, но обычно тяжелее кованых, правда, превосходят их по разнообразию форм. Выбор здесь — дело вкуса, а чтобы не вручили брак, покупку лучше искать по каталогам и проспектам фирм. От продавцов обязательно требовать сертификат. Покупка колес с рук, по дешевке, без упаковки — рискованное предприятие. Можно нарваться на некондицию, вынесенную с завода через дыру в заборе.

*Здесь и далее ЕТ — вылет колеса, PCD — диаметр центров крепежных отверстий.

1. Модель КМ-213 

(5,5Jх13 Н2), литье.

Изготовитель / Kormetal, Турция,

дата выпуска / июнь 1998 г.,

ЕТ28/PCD98* / (для «Жигулей»).

Вес / 6,2 кг. Цена / 1980 руб.

Испытание: нагрузка — 380 кг, сломана одна спица, результат отрицательный.

3. Модель КМ-507 

(5,5Jх13 Н2), литье

Изготовитель / Kormetal, Турция,

дата выпуска / 1998 г.,

ЕТ9К2/PCD98 / (для «Жигулей»).

Вес / 6 кг. Цена / 1980 руб

Испытание: нагрузка — 400 кг, результат положительный.

5. Модель ДВ5КМ

(13 дюймов), ковка.

Изготовитель / КРАМЗ, Россия,

дата выпуска / не указана,

ЕТ/PCD / не указаны (для «Жигулей»).

Вес / 4,8 кг. Цена / 1085 руб.

Испытание: нагрузка — 400 кг, результат положительный.

2. «Артикул 112»

(13 дюймов), литье.

Изготовитель / Vicom, Россия,

дата выпуска / прочесть невозможно,

ЕТ35 / не указан / (для «Самары», «десятки»).

Вес / 6,2 кг. Цена / 1520 руб.

Испытание: нагрузка — 380 кг, результат положительный.

4. Модель «Звезда»

(5,5Jх13 Н2), ковка.

Изготовитель / ОАО БКМПО, Россия,

дата выпуска / сентябрь 2000 г.,

ЕТ/PCD / не указаны / (для «Жигулей»).

Вес / 5,1 кг. Цена / 1325 руб.

Испытание: нагрузка — 400 кг, результат положительный.

6. Модель V971 B1, литье.

Изготовитель / Valbrem, Италия,

дата выпуска / не указана,

ЕТ35/РСD98L / (для «Самары», «десятки»).

Вес / 5,9 кг. Цена / 1820 руб.

Испытание: нагрузка — 400 кг, результат положительный.

7. Monte Fiore (5,5Jх13 Н2), литье.

Изготовитель / Monte Fiore, UЕ (Европа),

дата выпуска / не указана,

ЕТ28/PCD98 / (для «Жигулей»).

Вес / 6,35 кг. Цена / 1770 руб.

Продается

с установленным вентилем. Испытание: нагрузка 400 кг, результат положительный.

9. ВСМПО (5,5Jх13 Н2), ковка.

Изготовитель / АО «ВСМПО», Россия,

дата выпуска / ноябрь 2000 г.,

ЕТ30/PCD / в двух вариантах — для «Жигулей„и иномарок.

Вес / 4,4 кг. Цена / 1620 руб.

Максимально заявленная нагрузка — 450 кг. Испытание: нагрузка — 450 кг, результат положительный.

11. Модель Futura R129, литье.

Изготовитель / Alessio, Италия,

дата выпуска / 1999–2000 гг.,

ЕТ35/PCD108 / (для «Москвича-2141»).

Вес / 7,5 кг. Цена / 2878 руб.

Испытание: нагрузка — 475 кг, результат положительный.

8. Модель «Трио»

(5,5Jх13 Н2), литье.

Изготовитель / «К и К», Россия,

дата выпуска / апрель 1999 г.,

ЕТ30 / не указан / (для «Жигулей»).

Вес / 6,0 кг. Цена / 1485 руб.

Нагрузка максимальная — 457 кг (по заявлению фирмы). Привалочная плоскость покрашена. Испытание: нагрузка — 400 кг, результат положительный.

10. «Авиатехнология»

(14 дюймов), ковка.

Изготовитель / «Авиатехнология», Россия,

дата выпуска / не указана,

ЕТ/PCD / не указаны /

(для «Москвича-2141»).

Вес / 5,85 кг. Цена / 1932 руб.

Испытание: нагрузка — 475 кг, результат положительный.

12. Модель «Космос» (5,5Jх14 Н2), литье.

Изготовитель / ООО «ПРОМА», Россия,

дата выпуска / 2001 г.,

ЕТ30/PCD108 / (для «Москвича-2141»)

или ЕТ34/PCD98 / (для «десятки»).

Вес / 7 кг. Цена / 2145 руб.

Справа — брак.

13. Модель «7 спиц» (6Jх14 Н2), литье.

Изготовитель / «К и К», Россия,

дата выпуска / 2000 г.,

ЕТ38 / не указан / (для иномарок).

Вес / 6,5 кг. Цена / 1555 руб.

Испытание: нагрузка 545 кг, результат положительный.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии